ИнтервьюТеатр

Станислав Сошников — интервью с артистом Малого театра

Типичная Москва представляет вам интервью с артистом Малого театра — Станиславом Сошниковым. 


Типичная Москва: Вы сразу выбрали для себя театр или сначала были мечты о большом кино?

Станислав Сошников: Изначально каких-то больших мечтаний о кино у меня не было. Мои мастера — Ольга Николаевна и Юрий Мефодьевич Соломины в Щепкинском училище при Малом театре, учили нас служить прежде всего театру. Кино же воспринималось, как какая-то другая, сопряженная профессия, которую я вот только сейчас начал постигать понемногу.

Театральная атмосфера, конечно, затягивает зрителей: хочется ходить в театр все больше и больше. Можно сказать, что возникает зависимость. То же самое происходит и с актерами? Или бывают моменты творческого кризиса, когда хочется все бросить и уехать подальше?

— Театр — это не только какие-то удивительные дни, связанные с радостью и праздником. Это обычные рабочие будни, в том числе. Конечно, когда устаешь, возникает желание все оставить и думаю, что не только у людей, в театре работающих так бывает. Но наступает следующий день и он приносит новые вопросы и их решения. Конечно театр затягивает актёров точно так же как и зрителей, а возможно и куда сильнее, потому что это  бесконечная игра и если ты не в состоянии сделать ее интересной для себя, то она и зрителю будет скучна. И не избежать творческого кризиса. 

Как переживать такие моменты? Есть ли у вас какие-то собственные инструменты на любой кризис, который у человека случается?

— Актер — это такая же профессия и она мало чем отличается от других, если ты ей занимаешься всерьез. С другой стороны, как говорил Моцарт Сальери: “нас мало избранных, счастливцев праздных”, которые позволяют себе совмещать увлечение с профессией. Для борьбы с кризисом, с так называемым эмоциональным выгоранием нужно все то же, что используют люди любой другой профессии: спорт, полноценный отдых, хороший книги и музыка.

Поговорим немного о спектакле. Постановка носит название Петр 1, но нельзя сказать, что она только о Петре. Главное место все-таки занимает ваш герой — царевич Алексей. Это первый в вашей карьере исторический персонаж? Какие у вас были ощущения, когда вас утвердили на главную роль?

— Да это точно первый и может быть и последний исторический персонаж в моей карьере — ведь никогда не знаешь, как дальше сложится твоя судьба. А ощущения от получения роли были удивительные, потому что и личность спорная, и интересная и самое главное, что в отличие от, например, роли Петра 1, она позволяет много трактовок. Если об императоре существует очень внятное представление еще и благодаря многим большим актерам его игравшим, то примеров исполнения роли Алексея не так много. Да и в истории он затертый персонаж. Конечно, такая роль —  подарок для актера. Большой плюс в том, что нет какого-то страшного исторического соответствия, которое нельзя не оправдать. Если говорить об истории, написанной автором, то она во многом литературная, даже романтическая. Это позволяет проводить параллели с собой, развивать персонажа и делать его авторским.

Почему вы считаете, что роль этого исторического персонажа может быть для вас последней? Вам нравятся такие персонажи? Хотели бы сыграть еще какую-нибудь историческую личность?

— Конечно, мне такие роли очень нравятся, потому что играть исторических персонажей очень интересно. Но историческая драма — это не самый популярный жанр как в театре, так и в кино. Это тоже целое событие и большая редкость, тем более когда речь идет о таких известных исторических персонажах. Это накладывает определенную ответственность на актеров, поскольку кто-то по твоей игре будет судить о личности, существовавшей в истории. Я конечно же говорю о рядовом зрителе, который не углублен в историю. 

Есть ли в характере и в жизненной ситуации царевича Алексея что-нибудь схожее с вами? Что вы привнесли в персонажа от себя, ведь это исторический персонаж?

— В спектакле царевич Алексей является собирательным образом, созданным тремя авторами: Мережковским, который уже под определенной призмой писал трилогию “Христос и Антихрист” и особым образом в этой истории представил царевича Алексея; Владимиром  Драгуновым — режиссером  спектакля, и мной — исполнителем этой роли. Мое восприятие этого героя может быть гораздо более сообразно с чем-то современным и трактую я его по-своему. Если посмотреть на любой сохранившийся портрет царевича, я мало чем на него похож. В истории он известен как персонаж во многом нерешительный и набожный. Я же решил для себя его его образ как  уже свершившегося правителя в изгнании.

В постановке жизнь царевича показана как полное предательство и непонимание. Почему он сталкивается с непониманием и любовью, на ваш взгляд? Неужели во всем виновата его простота и желание жить спокойной размеренной жизнью?

— Ему выпала такая карта — родиться сыном императора. Он должен был соответствовать. История вообще знает много примеров несоответствия детей отцам. Царевич не понимал, почему он не имеет права на свободу. И от этого, конечно озлобился, став инструментом для тех, кто хотел повлиять на Императора. Он стал жертвой двух очень сильных позиций: Петра 1 и его оппонентов. Может быть и сам не понимая, как через него пытаются расправиться с его отцом.

Спектакль — это история, которая намного глубже, чем трагедия отца и сына. После просмотра становится очевидно, что тема выбора, поднятая в спектакле актуальна и сейчас. Делает ли ситуация, возникшая во время правления Петра 1, роман Дмитрия Мережковского бессмертным?  Потому что это проблема современной России или есть еще причины?

— Мережковский пишет о Библейской истории, о том как Петр предстает перед Господом. Он должен ради отечества убить своего сына. Библейская история — поучительна для многих поколений. У Мережковского в романе очень много библейских цитат, что еще раз доказывает, что эта история вечная. Сам автор в произведении говорит, что это вечное противостояние нового и старого мира, отцов и детей. Причем интересно, что более прогрессивным выступает отец, а сын борется за старый мир, что усложняет ситуацию.

Расскажите, как вы готовились к роли, учитывая специфику постановки, ее исторических характер? Что вы читали, посещали ли вы какие-нибудь выставки?

— Мы работали вплотную с романом Мережковского, помимо нее изучали пьесу Горенштейна  “Детоубийца”.  Я читал  и смотрел множество исторических материалов. У меня в планах было доехать до собора,  посетить могилу царевича Алексея, чтобы диалог какой-то с ним состоялся. Нужно было изучить все, что можно, чтобы потом откинуть лишнее и вынести что-то свое, создав личную историю. Пришлось поработать со многими достоверными и, возможно, недостоверными источниками. Фильм Петр 1 был очень полезен. И, конечно, я смотрел как этот немногочисленный образ воплощался в кино и в театре.

Готовиться к исторической роли было сложнее? Сколько времени занимает такая подготовка примерно?

— Подготовку к роли сложно измерить временем. Ты ей живешь, создаешь своего персонажа.  Часто автор писал литературный характер с одного или нескольких своих современников, герой из пьесы мог иметь прототип в жизни и часто это легко узнать, просто подробнее изучив автора и его окружение. Чем лучше подготовка, тем увереннее  чувствуешь себя на сцене. Особенно интересно бывает в так называемом “застольном периоде”, когда репетиции только начинаются, и ты  нащупываешь решение, образ своего персонажа. То есть для меня нет большой разницы я ко всем своим ролям готовлюсь долго и обстоятельно.

Давайте поговорим немного о вас. В процессе подготовки к интервью мы изучили ваши социальные сети и обнаружили, что вы не ведете их с 2019 года. В одном из интервью вы говорили, что блоггинг вам нравится и вы хотели бы развиваться в данном направлении. Почему же ситуация сейчас такая?

— Мне нравится  блоггинг. Но еще несколько лет назад он был совершенно другим — необязательным  веселым занятием. В 2022 это сродни профессиональной журналистике. Сейчас есть очень много любопытного  контента на Youtube, который я как зритель с удовольствием потребляю. Просто так делится своим  «уникальным» мнением на фронтальную камеру — не мой формат. То, что меня интересует  как автора, требует серьезной подготовки и вложений.   Чтобы делать уникальный продукт, который бы был мне интересен самому, требуется много всего и главное — работа команды.   Хочется все сделать хорошо. Серьезная  работа требует времени, настоящих съемочных дней, аппаратуры — а халтуру делать мне неинтересно. Но возможно в ближайшее время я смогу запустить подкаст, у меня есть мысли на этот счет.  

Осенью 2020 года вам предложили начать преподавательскую деятельность. Расскажите, пожалуйста, помогает ли вам это в вашей актерской деятельности и нравится ли вам преподавать начинающим артистам?

— Преподавать — это безумно интересно, но  это накладывает и огромную ответственность.  И, если мои студенты могут подпитать меня своей непосредственностью, легкостью восприятия, неординарностью взглядов, я могу им помочь своим опытом, знаниями и вместе мы можем что-то интересное создать. Когда ты передаешь свои знания, являешься для кого-то ориентиром, то ты не можешь позволять себе упасть в их глазах, поэтому  начинаешь стремиться к новым знаниям и прилагать больше усилий для развития, чтобы стать примером для своих учеников. 

Преподавать в довольно молодом возрасте — это нормально для любых театров или это Малый театр дает возможность молодым актерам совмещать работу на сцене с преподаванием?

— Это нормально. Мой мастер Юрий Соломин начал преподавать в 26, его первые студенты — Василий Иванович Бочкарев и Людмила Петровна Полякова и они не намного его младше. Так что эта традиция не нова и идет на пользу всем, и молодым педагогам и студентам.  Пожилые, мудрые педагоги всегда стремятся окружать себя молодежью. Молодые преподаватели есть и в других театральных школах и они достаточно перспективные. 

Да и у меня и у многих моих коллег, которые и преподают и играют на сцене, получается совмещать работу и в театре и в училище.  

Вы также занимаетесь режиссурой. Скажите вам хотелось бы развиваться как режиссеру-постановщику?

— Я сейчас работаю в театре вторым режиссером и моя задача состоит в том, чтобы сохранять спектакль в том виде в котором создал его режиссер-постановщик. Совместно с Юрием Мефодьевичем Соломиным я выпустил детский спектакль «Буратино», который пользуется успехом. Мне хотелось бы конечно дальше работать как режиссеру-постановщику, хочется работать с классикой, надеюсь что выйдет что-то хорошее.

Вы участвовали в двух выпусках подкаста “Много букв”. Скажите, вам вообще понравился такой формат? Хотели бы принять участие еще раз?

— Да, конечно. Во-первых, я смог прикоснуться к любимой литературе — “Дон Кихоту” Сервантеса. Другая история у нас была с “Буратино”. Если кто-то послушал, то это замечательно.

Творчество окружает вас постоянно и в разных форматах. Есть ли у вас стороннее увлечение, которое помогает отвлечься от театральной среды?

— Я не самых плохой сварщик. Не самых плохой плотник. Так что мне есть чем отвлечь себя когда я не занят в театре. 

Поделитесь, пожалуйста, местами в Москве, где вам нравится отдыхать, набираться сил, вдохновляться на новое?

— Я очень люблю заповедник Лосиный Остров. Он правда куда-то уносит из Москвы. Очень здорово еще вечером после спектакля пройтись по улицам города. Так много  новых интересных мест появилось за последние годы в Москве. Их единственный недостаток: они  всем нравятся, поэтому там особо не отдохнешь. А в лесу мне удается побыть одному, там хорошо.

Дарья Юдкина

Внештатный автор в "Типичной Москве". Люблю культуру, искусство и столицу России.
Back to top button