23 мая в театре «Гоголь-центр» и в семнадцати адресах связанных с театром  прошли обыски. Одни считают, что это объективная работа следственных органов, которые равно относятся ко всем, другие, что на самом деле это культурно-политический тренд последних лет. В этот же день у здания театра произошёл сход в поддержку творческого коллектива Гоголь-центра, на который пришли Чулпан Хаматова, Фёдор Бондарчук и другие известные деятели культуры. Такие масштабные обыски, да ещё и в театре – событие резонансное. Для тех, кто не в курсе характера творческой деятельности «Гоголь-центра» происходящее кажется ещё более странным и неожиданным, для остальных выводы напрашиваются сами собой.

Обыски вольнодумцев Обыски вольнодумцев                           2017 05 29    12

Художественный руководитель и лицо Гоголь-центра – Кирилл Серебренников. Российский режиссёр театра и кино получил широкое признание за рубежом и в России, лауреат престижных театральных и кинематографических премий – Золотая маска, ТЭФИ, Кинотавр. Фильм «Измена» работы Серебренникова номинировалась на главную награду Венецианского кинофестиваля, а за фильм «Ученик» удостоен ветви международного фестиваля в Каннах. На фоне других видных деятелей культуры выделяется активной гражданской позиции, участвовал в серии митингов «За честные выборы» в 2011-2012 году, выступал за освобождение Pussy Riot и отмену законов о запрете на усыновления российских детей-сирот гражданами США и т.д. Теперь режиссёр проходит свидетелем по делу возбуждённому по статье «Хищение в особо крупном размере», называется ущерб на сумму более 200 млн. рублей.

Многие из творческой общественности восприняли обыски как давление и наказание за оппозиционные взгляды. “Такой демонстративный обыск – это всегда предупреждение”, – заявил РБК известный галерист Марат Гельман. По его мнению, Серебренников “был самым независимым из директоров государственных театров”. “Вероятно, обыски – это сигнал ему, что он слишком независимый и что государству такие люди во главе государственных учреждений не нужны”, – предположил Гельман.

Обыски вольнодумцев Обыски вольнодумцев                           2017 05 29    12

Кирилл Серебренников

На следующий день в Кремле на церемонии вручения наград Кирилла Серебренникова поддержали гендиректор Большого театра Владимир Урин и худрук Театра Наций Евгений Миронов. Но не публично, во время благодарственной речи, а кулуарно, передав президенту письма. Реакцию Владимира Путина цитирует Андрей Колесников в своём репортаже для издания «КоммерсантЪ»:

«Вы знали? Знали об этом?!» — спросил Миронов. На что президент ответил утвердительно, уточнив, что «узнал вчера». «Зачем? Ну, зачем это делать?! Вы же во Францию в понедельник летите! Вам-то это зачем?!» — продолжил задавать вопросы актер.

«Да дураки», — сказал Путин.

Постановки главного режиссёра театра не идут в соответствии государственным культурной стратегией заданной на поддержание духовных скреп и поднятия патриотизма. В них всегда присутствуют нотки политической сатиры. Например, в спектакле «Кому на Руси жить хорошо» на протяжении одного из действий однозначный ответ на главный вопрос поэмы дают только поставленные у края сцены телевизоры с надписью на экранах «Славно живётся народу на Руси», а персонаж Пров, утверждающий что хорошо живётся на Руси лишь царю, делает это поднимая плакат с надписью «Царь», за что его тут же свинчивают коллеги по сцене. Знакомая сцена для российских протестных акций. Очевидные намёки на проблемы свободы слова и массовых собраний в России. Так же, зачастую присутствуют откровенные эротические сцены, за что театр критиковался Милоновым, Мизулиной и православным активистом Дмитрием Энтео.

Обыски вольнодумцев Обыски вольнодумцев                           2017 05 29    12

Спектакль «Машина Мюллер» в Гоголь-центре

Это не первый случай, когда вольнолюбивые деятели культуры сталкиваются с преследованием государственной машины. Стоит вспомнить уголовное преследование Новосибирского драматического театра за постановку «Тангейзер». Премьера «Тангейзера» состоялась 20 декабря 2014 года, режиссером выступил Тимофей Кулябин. После своей премьеры опера получила высокие оценки критиков и самые лестные отзывы, в том числе и от официальной прессы. Постановка вошла в список самых значимых театральных премьер газеты «Коммерсант» и получила одобрительную оценку «Российской газеты». Премьеру оперы осветил Новосибирский филиал канала «России 24»
Процесс по делу «Тангейзера» начался с того, что глава Новосибирской митрополии Тихон обратился в новосибирскую прокуратуру с обвинением в адрес режиссера постановки и директора театра в «умышленном оскорблении чувств верующих». Митрополит Тихон утверждает, что оперу не видел, а написал заявление по просьбе зрителей, которых возмутил спектакль. Главным предметом возмущения стал образ Христа, использованный в постановке и на плакате — между ног Венеры. Прокуратура завела на режиссера постановки и директора театра административное дело, начались судебные разбирательства. Впоследствии директор театра Борис Мездрич был уволен, спектакль закрыт, что, кстати, вызвало крупные протестные митинги в Новосибирске.

Обыски вольнодумцев Обыски вольнодумцев                           2017 05 29    12

Владимир Путин и Александр Залдостанов (Хирург)

Ещё один скандал в сфере искусства и политики случился в конце прошлого года. Худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин заявил об усилении цензуры в государственной культуре. Выступая с речью на седьмом съезде Союза театральных деятелей России, он призвал власти «внятно высказаться» по поводу нападок активистов на выставки и спектакли. Райкин также заявил о повторяющихся «наездах на искусство». В том числе он имел в виду запрет в Омске постановки легендарной бродвейской рок-оперы  «Иисус Христос – суперзвезда» и разгром художественной выставки православными активистами в Манеже во главе с Дмитрием Энтео, за что который не получил никакого наказания, не смотря на участие в драках и причинение материального ущерба выставке.

Его высказывание раскритиковал лидер байк-клуба «Ночные волки» Александр Залдастанов (Хирург). «Дьявол всегда соблазняет свободой, — сказал он. — А под видом свободы эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты», — заявил он. Его поддержал глава Чечни Рамзан Кадыров.
Глава Чечни считает, что «ни власть, ни общество не имеют права молчать, когда на подмостках театра «Все оттенки голубого», в храм вбегают оголенные девицы, в музее висят фотографии голых мальчиков и девочек». По его мнению, оценка Залдастанова происходящему — это «оценки всего здорового российского общества».

Обыски вольнодумцев Обыски вольнодумцев                           2017 05 29    12

слева направо: Владимир Путин, Хирург.

Позже Владимир Путин, комментируя ситуацию, призвал не путать цензуру с госзаказом. Эти слова говорят о многом. Видимо, с легкой руки президента следует и в дальнейшем ожидать вмешательства чиновников в творческую деятельность государственных учреждений культуры, которые критически зависят от бюджетного финансирования. Можно сделать вывод, что власть по отношению к театрам руководствуется логикой «кто девушку ужинает, тот её и танцует». Как, например, в истории с федеральными каналами, но как бы уровень российского театра после этого не опустился до уровня НТВ и РЕН ТВ. Видным деятелям культуры, которые не захотят стать доверенными лицами президента во время избирательной кампании в 2018 году, кажется, не стоит ожидать ничего хорошего.

Назревает вопрос: зачем вообще успешный режиссёр связался с государственным финансированием? Почему ему бы не устраивать спектакли самостоятельно. Гоголь-центр создавался при непосредственном участии бывшего министра культуры Москвы Сергея Капкова, с которым связывали ренессанс культуры в городе. Сам он прокомментировал ситуацию так: 

«Даже если в этом деле есть политический подтекст, тем более это не основание приходить к человеку домой с мощной силовой поддержкой. Достаточно было отправить ему повестку, и он бы пришел, как свидетель. Кирилл Семенович – человек законопослушный. Сейчас он ставит премьеру в «Геликон-опере», через месяц — премьера балета в Большом театре. Репетирует еще один спектакль. Он человек ответственный. Куда ему бежать? Какой был смысл приезжать на автобусе людям с оружием и в масках в театр и к нему домой? Он представляет общественную угрозу или человека держал в заложниках? Нет. В 7.40 утра его задержали и отвезли в следственный комитет, а в 22.59 отпустили домой. За это время ему даже не предложили еды. Но страшно другое – пытаются разрушить его репутацию».

Что касается вопроса ухода независимых российских деятелей культуры от госфинансирования, в частности театралов, то здесь необязательно проводить глубокие расчёты. Понятно, что покупка, аренда или строительство здания в Москве невозможна без крупных инвесторов, которые будут вкладываться практически в благотворительность, потому что расходы на приобретение здания театра в совокупности с необходимым оборудованием и тратами на зарплатный фонд, скорее всего не могут окупиться за счёт продажи билетов. А бизнес-поле, для реализации каких-либо независимых проектов от власти, у нас в стране довольно-таки зачищено.

Автор: Сергей Стрижаков