КультураТеатр

Очнись, зритель, это всего лишь спектакль

23 апреля на сцене театра им. Маяковского состоялась премьера спектакля Никиты Кобелева Кавказский меловой круг. Постановка по пьесе немецкого драматурга Бертольта Брехта спустя 52 года вернулась в репертуар театра на Большой Никитской.

В центре спектакля — старая как мир проблема бескорыстного милосердия, которое встречается так редко, что приравнивается к наивной глупости или сумасшествию. Вот и жалостливую посудомойку Груше (Юлия Соломатина), рискующую своей жизнью ради чужого брошенного ребёнка, не раз назовут на сцене попросту дурой. Но это её не остановит — как часто бывает, на помощь беспомощному приходит только такой же беспомощный. Хрупкая девушка с младенцем на руках будет пытаться выжить среди жестокой войны и не менее жесткого человеческого равнодушия.

1

И каждый раз, когда ты хочешь содрогнуться от ужаса ситуации и посочувствовать бедной девушке, вдруг загораются огни, и перед тобой — ярко-красная сцена парижского кабаре. Грузинка Груше поёт у микрофонной стойки под обволакивающую музыку Пауля Дессау в исполнении джаз-группы Круглый бенд. Эти песни, так называемые зонги, пронизывают всё происходящее на сцене, придавая ему некий оттенок фарса. В этом весь Брехт, он не даёт тебе забыться, уйти от реальности и всё время повторяет:
Очнись, зритель, это всего лишь спектакль.

7

Бертольт Брехт — изобретатель теории эпического театра и эффекта отчуждения. Театр по Брехту обращен не столько к чувству, сколько к разуму зрителя.

Зритель же, в свою очередь, должен не сопереживать, а спорить.

С этой целью и введены в драматичный сюжет ироничные зонги и рассказчик (Сергей Рубеко), своим присутствием напоминающий о вымысле происходящего. Эти приёмы должны сбить эмоциональное напряжение зрителя, активизировать его критическую мысль. И вот мы уже не грустим о Груше, зато удивляемся корысти окружающих её людей, сословной предвзятости и эгоизму, которые, вопреки человечности, еще больше расцветают в страшные времена.

3

Сыгранная на сцене история закончится, как древняя притча Соломона о двух матерях. Кто настоящая мать: та, что родила или та, что воспитала? В роли судьи-Соломона — деревенский писарь Аздак (Игорь Костолевский), которому по воли случая доверили судейство. Неожиданно для всех плут и взяточник Аздак станет воплощением справедливости. Недаром режиссер даёт ему определение — карнавальный персонаж. Карнавал — мир наизнанку, он не признает авторитетов, лицемерных догм и законов. В таком мире, где искусственные законы теряют силу, остается место только самоотверженным поступкам. А победителями выходят добрые смелые люди, от которых больше толка, такие, как грузинская девушка Груше, настоящий человек и настоящая мать.

2

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!
Back to top button