ИсторияКино МоскваРекомендуемый

Москва кинематографическая: топ пять фильмов

Москва – город вдохновляющий, недаром о столице так много стихотворений и песен, а её пейзажи часто радуют глаз. Следует упомянуть и о кинематографе — есть немало как документальных, так и художественных фильмов с изображением города.

Многообразие Москвы способствует её популярности – современные постройки соседствуют со старенькими улицами, поэтому режиссеру легко изобразить как наши дни, так и время былое. Пожалуй, основным «конкурентом» в этом плане является Санкт-Петербург — он в кино встречается не реже, чем столица.

В художественных фильмах город дополняет сюжет, создавая полноценную атмосферу в кадре и передавая чувства героев через пространство. Столица с этим отлично справляется и чтобы убедиться в этом, «Типичная Москва» собрала для вас советские фильмы, запечатлевшие Москву – фильмы интересные, яркие и жизненные.

«Девушка без адреса» (1957)

Лирическая комедия Эльдара Рязанова о любви и поиске своей «второй половинки» в прямом смысле этого слова. Главные герои – Катя  и Паша —  знакомятся в поезде, но не успевают обменяться адресами, поэтому они вынуждены искать друг друга лишь по запомнившимся деталям. В Москве сделать это крайне нелегко — искания превращаются в настоящее путешествие по большому городу. В фильме изображается столица конца 50-х годов – на Ленинском проспекте идет интенсивная стройка, просторная Пушкинская площадь не загружена транспортом. Вместе с Пашей зритель посещает знаменитый «Дом со львами» на Малой Молчановке, а с Катей — гуляет по Большому Ржевскому переулку, который сильно изменился: к нашему времени почти все дома нечетной стороны улицы снесены.

Девушка без адреса
Девушка без адреса

Москвичи наверняка заметили несколько «киноляпов» в картине Рязанова – герои едут в столицу на поезде «Сочи-Москва» и приезжают на Белорусский вокзал, но поезда этого направления туда никогда не приходили и не приходят. Передвижение персонажей по столице кажется немного странным – выйдя из Белорусского вокзала, они оказываются на Комсомольской площади, которая, на самом деле, достаточно далеко от места прибытия их поезда. Но эти мелочи совершенно не важны для искусства — музыкальный фильм радует зрителя уже много лет.

«Я шагаю по Москве» (1963)

Яркую кинокомедию шестидесятых о молодости, дружбе и любви знает практически каждый. Изначально идея о съемках фильма пришла в голову сценаристу Геннадию Шпаликову, он вдохновил ей режиссера Георгия Данелию и они «обмыли» это событие шампанским. Режиссера и оператора фильма (Вадима Юсова) часто называют урбанистами советского кино – благодаря их работе существуют удивительные кадры Москвы 60-х, позволяющие ощутить город и полностью погрузиться в его атмосферу. В фильме можно увидеть пейзажи Котельнической набережной, Бородинский мост, станцию метро «Университет» и многое другое.

Я шагаю по Москве
Я шагаю по Москве

Конечно, важны и актеры, и другие детали фильма – исполненная молодым Михалковым песня на слуху у многих. Её придумали в последний момент – мелодия уже давно была записана композитором Андреем Петровым, а слова должен был подобрать сценарист, но он всё тянул и тянул. В последний съемочный день режиссер поставил Шпаликову ультиматум – съемки не начнутся, пока не будет текста. Сценарист почти сразу сочинил начало песни, а её продолжение появилось само собой во время съемок. Для Михалкова, кстати, это была первая заметная роль в кино.

«Мне двадцать лет» / «Застава Ильича» (1964)

Работа Марлена Хуциева вызвала сильный резонанс еще во время съемок. Всё дело в том, что фильм описывает ощущения молодежи времен «Хрущевской оттепели», незнающей как жить, что делать и к чему стремиться. На самом деле, такая неопределенность всегда присуща молодежи – взрослая жизнь одновременно манит и пугает, вызывая растерянность у каждого, кто приобщается к ней. С этой идеей был не согласен первый секретарь ЦК КПСС – Никита Хрущев, раскритиковавший фильм за неправдоподобность. Лидер страны заставил режиссера переснять многие сцены, несмотря на то, что лента взяла награды на Римском и Венецианском кинофестивалях.  Проблема была в том, что герои фильма просто «шатаются по городу» большую часть времени, а это якобы не соответствует образу жизни советской молодежи. Именно благодаря этим праздным прогулкам, зрителю доступны район Чистых прудов, Цветной бульвар, Костомаровский мост и Патриаршие пруды.

Мне двадцать лет
Мне двадцать лет

«Москва слезам не верит» (1979)

Гениальное кино Владимира Меньшова получило много наград, в том числе премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 1981 году. В этот факт режиссер поверил не сразу – церемония состоялась 31 марта, а новость о награде он услышал в эфире 1-го апреля и решил, что это розыгрыш. Но все оказалось иначе: награда досталась ему и это совершенно оправданно – лента поражает глубиной сюжета, игрой актеров и красотой столицы. В фильме зритель видит Воробьевы горы, Библиотеку имени Ленина, метро и многое другое. Кстати о метро – в этом фильме тоже есть небольшой «киноляп», что многократно обсуждался: за станцией «Новослободская» почему-то следует «Охотный ряд». Однако это не помешало фильму стать столь популярным – каждый зритель может найти себя в нем из-за разнообразия персонажей и полюбоваться Москвой.

Москва слезам не верит
Москва слезам не верит

Курьер (1986)

Трагикомедия эпохи перестройки, снятая Кареном Шахназаровым по собственной одноименной повести. Фильм охватил противоречия того времени – уже не советская, но еще не российская молодежь, катающаяся на скейте и танцующая брейк-данс на улице Довженко. Это кино изображает вечный конфликт поколений – строгость и академичность взрослого, что безуспешно пытается ограничить юношеский бунт. Главный герой Иван, как и персонажи «Заставы Ильича», бесцельно шатается по городу, прогуливаясь то по парку Культуры, то по Сретенскому бульвару. Столица в этом фильме, безусловно, снята прекрасна, но больше всего поражают сцены у здания МГУ, передающие величие и красоту сталинской высотки.

Курьер
Курьер

Конечно, образы города в кино не ограничиваются этим скромным списком. Есть много интересных работ как документального (например «Москва» Михаила Кауфмана и Ильи Копалина), так и художественного характера. Но эти фильмы явно передают дух эпохи и красоту Москвы, заставляя пересматривать их вновь и вновь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button