Кино МоскваКультура

Крэйг Гиллеспи «Тоня против всех»! И даже себя.

«Тоня против всех» — это тот случай, когда не особенно ждешь шедевра от байопика, а в итоге два часа переживаешь, смеёшься, плачешь, а в конце от души аплодируешь. Когда реальная жизненная история предстаёт в виде жесточайшей чёрной сатиры, поражающей своим абсурдом. Когда материнская нелюбовь становится тотальным спутником по жизни, но одновременно и катализатором рождения силы. Когда невероятный упорный труд сплетается с талантом врождённым. Когда вся эта гремучая смесь упирается в тупость и легкомыслие. И рушится буквально за один день кровью и потом вымученная спортивная карьера, вдребезги бьется мечта, а вместе с ней и весь смысл жизни.

Эта цепляющая трагикомедия от Крэйга Гиллеспи повествует о жизни американской фигуристки далёких 90-х: о её взрослении, становлении как спортсменки, о выборе и его последствиях.

Держа одной рукой девочку 4 лет в нелепом костюмчике, другой прикуривая сигарету, мать привела Тоню на каток. То ли она действительно верила, что в Тоне есть талант, то ли просто хотела избавиться от девочки, но когда мы видим лицо малышки, скользящей по льду — понимаем, иначе было никак.

Несмотря на напускную грубость и жёсткость, мы сразу разгадываем Тоню – хабалку с сердцем наивной и честной девочки. Девочки, которая просто хотела, чтобы её любили, а всю жизнь получала вместо этого кулаки и синяки: сначала от матери, затем от мужа. Самые близкие и дорогие были для неё палачами, физически и морально выдавливая из Тони любые надежды на любовь.

Бросив школу по приказу матери, Тоня тренируется по 8 часов в день и в итоге достигает невероятного мастерства, однако судьи все равно занижают ей оценки. «Быдло на льду» кричат с трибун, «мы также учитываем и внешний вид» — безапелляционно заявляет надменный судья. «Ф*k ю!» получает он в ответ от Тони. Вообще эти слова мы слышим от неё чаще других, она повторяет их как свою личную мантру, будто они волшебные и способны избавить её от всего, что ей не по нраву.

Так или иначе, двигаясь вперёд несмотря ни на что, буквально расталкивая локтями сыпавшиеся на неё неприятности, в 1991 году она выигрывает чемпионат США и занимает второе место на чемпионате мира. Тоня стала второй женщиной в истории и первой американкой, выполнившей тройной аксель на соревнованиях, но принесло ли это ей успех, деньги, да хотя бы просто удовлетворение? Отнюдь. Работа официантки в местной закусочной, самодельные костюмы из тюля по ночам, любимый грим все тот же – замазанные синяки, которые всё равно видно, как ни старайся. Тоня действительно была против всех и это тот случай, когда перевод названия стал удачным выбором.

Всё происходящее потом не поддается здоровой логике, впрочем, как порой и сама жизнь. Для Америки начала 90-х скандал с Хардинг стал одним из самых известных. В одночасье успешная фигуристка становится изгоем. Люди жестоки. Потребляя любую навязанную им правду из зомбоящика, они готовы обожать и целовать пятки, а через секунду – растерзать в клочья.

Не буду описывать цепочку событий, приведших к печальным и абсурдным одновременно событиям. О них вы узнаете, посмотрев фильм. Или прочтете в Википедии. Скажу только, что несмотря на тщательное расследование ФБР и не менее тщательное журналистское, одной единственной правды не существует до сих пор. Правда у каждого своя, говорит Тоня в своём интервью, и с ней нельзя не согласиться.

Крэйг Гиллеспи экранизировал сценарий, находившийся в «Чёрном списке» лучших неспродюсированных текстов. Очень смело, как и сама Хардинг, идущая всю жизнь напролом.

Фильм получился невероятно честный и реальный – здесь и игра Марго Робби: пронзительная, исступленная, заражающая пониманием и сочувствием к фигуристке; и вплетенный в повествование формат интервью; и вставки в конце картины из настоящих интервью с настоящими участниками всей этой истории. То и дело обращаясь к камере, мы узнаем каждого из них, открываем характер, чтобы потом сложить пазл и вынести вердикт – кто всё-таки виноват во всей этой заварушке.

Фильм смотрится очень легко, несмотря на то, что это байопик далеко не про самую радужную судьбу. Он яркий, он динамичный, он резкий, как все выступления Тони. Гиллеспи мастерски удалось превратить эту некрасивую историю в увлекательную, забавную и одновременно грустную картину. Мы смеемся, потому что не можем сдержать улыбку, а про себя думаем «какая жесть!». Эмоции то и дело льются на зрителя холодными ведрами – вот обида, вот несправедливость, вот победа, радость и превосходство.

Сближение с главной героиней происходит практически сразу. Харли Квин так искусно режет лёд, так исступленно пытается бороться с несправедливостью и так искренне радуется победе, что мы сразу же влюбляемся в неё – да такую нелепую в этих её самодельных костюмах. Вечно ругающуюся матом, жрущую пиццу и прикуривая очередную сигаретку. Она антипод идеальной американской фигуристки, антипод самой лучезарной и совершенной американской мечты. Такая простая и одновременно такая странная, неуклюжая по жизни, профессиональная на льду, искренняя в своём стремлении доказать всем и в первую очередь себе самой, что «я могу, я способна, я достойна, чтобы мной гордились». Следуя за своей мечтой, несмотря на весь происходящий вокруг фарс, она приближается к её осуществлению так близко, что кажется вот — протяни и дотронься рукой, она реальна. Ну а если нет, если судьба снова поставит подножки, если вдруг окружение как зыбучий песок утянет вниз, что ж, всегда можно сделать напускной равнодушный вид, послать всё к чертям, прикурить и пойти бить лица на ринг. Жизнь продолжается, вот только что это за жизнь, лишённая самого важного: любимого дела, цели и мечты. Пустая безмолвная дорога из пункта А в пункт Б.

На мой взгляд, фильм призывает нас не к сочувствию (слишком уж мутная вся эта история), а к внимательности. Внимательности к нашим поступкам, словам и окружению. И если вы уже нашли дело жизни, если чётко видите свою цель, мало просто идти к ней, важно обращать внимание, каким путем вы к ней двигаетесь. Важно вспомнить, что управление в ваших руках и крепче взяться за руль. Ведь от того, какие средства вы используете, какие способы и кто ваш попутчик сегодня, зависит, куда вы придете завтра: к достижению, удовлетворению и счастью или же к вечной горечи и сожалению. Будьте неудержимы и в то же время внимательны, мечтайте, скользите, прыгайте и взлетайте вверх. Не бойтесь упасть, вы всегда можете подняться, бойтесь потерять равновесие, контроль над ситуацией и самое главное — доброту.

На экранах Москвы уже с 1 февраля.

Автор: Анастасия СКОРОХОДОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button