Кино

Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса

Ухватить переживание случившегося человеческим взглядом – такое требование ставил перед собой Сергей Урусевский, снимая легендарную сцену с Алексеем Баталовым в фильме режиссера Михаила Калатозова «Летят журавли». Возникшие сейчас споры вокруг танкового сражения у Прохоровки и очевидная нехватка информации по этой важной для нашего общества теме побудили «Типичную Москву» собрать для своих читателей нетипичную мемориальную подборку, в которой каждая картина наиболее приближена по силе художественного языка к живому свидетельству.

«Так я пришел» (1965), реж. Миклош Янчо

Тяжелый, если не знать финала вначале кажущийся веселым, фильм. Диалог войны по одну сторону минного поля, показанный венгерским режиссером через дружбу двух солдат, один из которых не говорит по-русски, а другого правильней будет назвать советским. Тонкости взаимоотношений героев усиливает близость минного поля и идущая на дальнем плане война. Им обоим лет по восемнадцать и жизнь, кажется, что только начинается. Один – созерцатель. Другой – солнечный весельчак, спешит жить, всё жадно объясняет, жадно пробует. У картины угнетающий финал, но само настроение ленты и поразительное сочетание эмоций создают фильму ауру трагичного следования за солнечным зайчиком жизни.     

«Я родом из детства» (1966), реж. Виктор Туров

В этой картине, в образе танкиста Володи, появляется друг режиссера – Владимир Высоцкий. Лучшей рекомендацией фильму служат его теплые отзывы и о ленте, и о режиссере. Отчасти этот фильм можно назвать автобиографичным. Взгляд ребенка на войну, до времени повзрослевшего, но не успевшего себя проявить в героических подвигах или погибнуть, как вероятнее всего бы произошло. И мальчик наблюдает обожженное лицо танкиста, и слушает его песни, погружаясь вместе со зрителем в романтику и в тяготы войны. Два голоса: Владимира Высоцкого и Марка Бернеса делают эту картину уникальной. Нигде больше с такой силой не выражена мужская тоска по довоенному детству и по мирному небу. 

Фрагмент фильма "Я родом из детства" летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса
Фрагмент фильма “Я родом из детства”

«Такая длинная, длинная дорога» (1969), реж. Павел Луспекаев

Устами этого артиста говорит бескорыстный таможенник в знаменитом фильме «Белое солнце пустыни». И редко когда роль так впитывает характер актера, что навсегда теперь Луспекаев с Верещагиным – одно целое. В «Длинной дороге» другой актер прошел бы незамеченным, для Луспекаева эта картина стала и режиссерским дебютом, и последней ролью. В этом образе воплощена тема «Отца солдата» уже не на фронтовой полосе, а на дороге памяти. Для отца, которого играет Луспекаев, важна память о сыне, солдате, и честная память. Он не верит, что сын мог предать, как было сказано ему в короткой справке, и он доискивается правды. Фильм важен еще и тем, что вводит неискушенного разагитированного советской моралью зрителя в сложную историю взаимоотношений человека, надевшего форму солдата, с советским государством, объявившим всех попавших в плен – предателями. 

Такая длинная, длинная дорога летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса
Такая длинная, длинная дорога

«Двадцать дней без войны» (1976), реж. Алексей Герман

Много было сочинено военных песен уже через десятилетия после победы и самая знаменитая «День победы» (1975, композитор Давид Тухманов), но редко какое кино было воспринято так доверительно и близко, как лента Германа. В ней режиссеру удалось показать с натурализмом хроники реальную увольнительную, в которую отпущен герой, сыгранный Юрием Никулиным уже в той форме, в какой он больше известен по фильму Сергея Бондарчука «Они сражались за родину». Фильм Германа снят без единого выстрела, но острее и глубже отражает состояние человека, на глазах которого идет война, и которому приходится еще сохранять человеческое обаяние, чтобы детям было приятнее рядом с ним. Это не та суровость, которую привычно воспроизводили артисты на советском экране – это было новое ощущение войны, то же чувство сохранил в стихах Окуджава: «не растопчите этих цветов в наступление. Пусть синими их глазами глядит на нас идущее за нами поколение».

Двадцать дней без войны летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса
Двадцать дней без войны

«Пятая печать» (1976), реж. Золтан Фабри

Сложно сказать, что в этой картине главное и невозможно описать сюжет. Оправдание заботой о детях своего поступка. Четыре друга, пятый случайно заходит в таверну в комендантский час. Можно себе представить беспокойство и подозрительность друзей, их гастрономические разговоры, простодушную готовность судить других за их нерешительность. Среди дотошно вымытых кастрюль и ослепительных поварешек все герои. Золтан Фабри снял картину о войне, в которой героям не потребовалось выйти за интерьеры комнаты. И даже не о войне – о жизни человека в неуютных для него обстоятельствах. Очень соединяющий все в одном фильм. Сразу много тем и от всего лучше отключиться и посмотреть без всякой подготовки и без вводных слов. Линия библейская и достаточно.

«Пятая печать» (1976), реж. Золтан Фабри летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса                             1976
«Пятая печать» (1976), реж. Золтан Фабри

«Объяснение в любви» (1977), реж. Илья Авербах

летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса                                        1977Фильм с удивительным актером МХАТа Юрием Богатыревым. Фильм о трогательно неуступчивом и неумело заботливом человеке, прошедшем белой меловой линией по отрезу жизни, на которую выпала война и революция. И когда всем полагалась яркая красная лента и генеральский лампас главный герой надевает на себя белую панаму, и она выглядит не распушившимся одуванчиком – куполом храма, надеждой, что еще наступит когда-нибудь спокойная жизнь. И из-под этой панамы доверчивый герой с детской улыбкой смотрит на все, чтобы ни происходила с ним и зритель верит, что так он и будет смотреть, как дальше закройщик сошьет и на него деревянный костюм. Суровая и, вместе с тем, по театральному ясная и легкая картина с настроением достойным того, чтобы провести так выходной вечер.

«Торпедоносцы» (1983), реж. Семен Аранович

«Торпедоносцы» (1983), реж. Семен Аранович летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса                              1983
«Торпедоносцы» (1983), реж. Семен Аранович

Советский Голливуд в лице Родиона Нахапетова и обычное амплуа баловня судьбы в исполнении Станислава Садальского не позволит зрителю осесть с неприятными эмоциями в кресле. Аранович собрал по кадрам то, что есть и в мемуарах Покрышкина – готовность идти на жертву, необходимая готовность и даже расчет, ставка на эту готовность. Мотор без этой готовности не заведется. Война у Арановича – крутые манёвры над абсолютной бытовой разрухой. Ему одинаково важно показать маневр, высоту и приземлённое положение героя. Артисты в «Торпедоносцах» собраны убеждающие и колоритные. Аранович успевает войти со своей картиной в закрывающиеся створки интеллигентного авторского кино. Дальше оно станет дворовым, уличным, балабановским или совсем потеряет художественный уровень. 

 

«Порох» (1985), реж. Виктор Аристов летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса                1985
«Порох» (1985), реж. Виктор Аристов

«Порох» (1985), реж. Виктор Аристов

Считается, что Аристов и Аранович, сообща, показали натурализм войны, ее угнетающую засаленность. Краски похожи – желтизна брезента. Напрямую показаны ужасы войны, и они очень далеки от Саги Озерова. Как у Элема Климова в «Иди и смотри» по сценарию Алеся Адамовича. Главный смысл этих трех лент – успеть сказать правду о войне тем, кому она еще важна и кто ее всю жизнь ждал. И передать честную память тем, кто уже ничего своими глазами не видел и вынужден доверять художнику кино. Аристов пытается показать, как это приблизительно было, ничего, в основном, не утаивая и не скрывая масштаба трагедии. Не пытаясь его заретушировать смелой атакой и громким победным маршем.

«Вкус солнечного света» (1999), реж. Иштван Сабо

Вкус солнечного света летопись войны Объемный взгляд на летопись войны: 11 картин без глазурованного пафоса
Вкус солнечного света

Венгерский кинематограф – один из самых убедительных в теме о войне. Не менее сильный и не менее убедительный, чем польский. Кому был интересен «Пианист» Романа Полански, тому покажется интересным и фильм Иштвана Сабо с английским актером Рэйфом Файенсом в главной роли. Переход из 19 века в 20-й. Старик завещает семье свой рецепт бальзама – и вокруг него развивается история семьи. Надеявшиеся разбогатеть и проявить себя молодые люди попадают в воронку национальной катастрофы, наивные они разделяют судьбу евреев Германии. Фильм мрачен и тяжел с настроением музыкальной шкатулки, наигрывающей легкую мелодию, проводит зрителя до самого конца трагедии и показывает три поколения одной семьи внутри сомкнувшейся над ними ловушки национальной истории. 

 

«Корчак» (1990) и «Катынь» (2007), реж. Анджей Вайда

Анджей Вайда, как Иштван Сабо, обличает жестокость нацизма, но не забывает напомнить о схожести характера всех тоталитарных режимов. Его фильм «Катынь», фильм сына убитого в советском плену польского офицера, стал событием и продолжает оставаться одной из самых ярких и сильных иллюстрацией на эту тему. Его же фильм «Корчак» с Войцехом Пшонаком в главной роли, сыгравшим у Вайды Робеспера, показывает силу личности, противопоставленную войне. Черно-белый и цветной – оба фильма формируют одно яркое впечатление и вызывают тоску незавершенности от, не до конца расставленных акцентов, недосказанности, в отношении уже нашей российской истории.

Автор: Daniel Kaplan

Теги
Close
Close

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: