С 23 января по 24 февраля 2025 года в Центре современного искусства М’АРС проходит выставка основоположника отечественного цифрового искусства Константина Худякова. Метафорическая коллекция представлена в рамках проекта «Рефракция реальности», приуроченного к 80-летию автора.
Константин Худяков – заслуженный художник РФ, вице-президент Российской академии художеств, президент Творческого союза художников России. Родился он в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Закончил Московский архитектурный институт, а после этого в 1971 году по распределению МАРХИ работал главным художником в Центральном музее В.И.Ленина в Москве. В 1988 году вместе с группой художников создал первую в СССР частную галерею, которую преобразили в ЦСИ М‘АРС. К концу 1990-х годов полностью переключился на искусство с применением цифровых технологий.
Сегодня Константин Васильевич Худяков является лидером в российском искусстве высоких технологий, художником, который всегда ищет новейшие технические инструменты и осваивает самые прогрессивные технологии и программы. Участник шести Московских и 54-ой Венецианской биеннале современного искусства (2011), а также многочисленных музейных выставочных проектов в России и за рубежом. Его работы хранятся во многих известных музеях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Московском музее современного искусства, Государственном центре современного искусства, Центре современного искусства М‘АРС, а также в художественных музеях Перми, Иваново, Калининграда, Ульяновска, Костромы, Тулы, Саратова, музеях современного искусства Вены и Братиславы.
Выставка «Метафизические зеркала Худякова» начинается ещё на первом этаже. Там представлена центральная и самая масштабная работа выставки – интерактивная мультимедийная инсталляция «Не ждали», которая включает в себя цифровую картину размером 220х550 см. Эта инсталляция была создана с применением технологии дополненной реальности (AR) и анимированием, с эффектом глубокого погружения в 3D-сцену, которое демонстрируется на расположенной рядом плазме.
Продолжается экспозиция на Арт-мансарде. Выставка включает в себя более 20-ти произведений, а её основа – стерео-лайт-панели. Константин Худяков уходит от стереотипов и создаёт многослойное трёхмерное пространство, которое, как пазл, собирается из осколков реальности в перевёрнутом отражении через феномен зеркала. Для художника это не просто зеркало, это связь, мост между двумя мирами, а также площадка для экспериментов с голографией, стереотехнологиями и визуальной поэзией.
Так называемый Science-art, словно айсберг, скрывает свои глубинные слои: за каждым цифровым панно – необъятное пространство, в котором тонко синхронизированы математические алгоритмы и творческая энергия художника.
«Свет замедляется при прохождении через среду, отличную от вакуума, такую как воздух, стекло, вода или человеческий мозг. Это происходит не из-за рассеивания или поглощения, а скорее из-за того, что, являясь электромагнитным колебанием, сам свет заставляет колебаться другие электрически заряженные частицы, такие как молекулы, атомы, электроны, – размышляет Константин Худяков. – Колеблющиеся элементы испускают свои собственные электромагнитные волны, которые взаимодействуют с исходным светом. В результате «объединенная» волна создает невероятные волновые «пакеты», которые проходят мимо наблюдателя с меньшей скоростью».
Автор отмечает, что свет фактически замедляется, а в художественном произведении застывает, материализуется в объект, наполненный духом.
«Когда свет возвращается в вакуум и поблизости нет электронов, атомов, молекул или Художников, эффект замедления прекращается, и скорость света возвращается к своей обычной скорости и становится абсолютно безразличной и непонятной величиной…», – обращает внимание Константин Худяков.
Проект реализован благодаря тандему автора с новаторской технологией оцифровки реальности и прогрессивным инженерным замыслом Алексея Горяева. Каждая работа в экспозиции – это сложный экспериментальный процесс: создание около 300 снимков виртуальной камерой, а после этого синтезирование изображений в стереопанели. Благодаря подобной технологии зритель способен воспринимать изображение без дополнительных устройств, ощущая объем и глубину образов напрямую. Художник отмечает, что эта технология уникальна, и в мире её пока никто не освоил.
Зеркала Константина Худякова – это художественная лаборатория, в которой пересекаются философия, физика и искусство. Это увлекательное путешествие в измерение, где реальность становится частью отражения, а отражение обретает форму.