2 декабря на ВДНХ открылась выставка «История моды: от авангарда к ГОСТУ», посвященная дизайну тканей в СССР 20-х — 60-х годов — теме, мало известной широкой публике. Выставка затрагивает только один аспект моды, а именно дизайн тканей. Конструкции, модели одежды остаются за рамками рассмотрения. Но и без того выставка информативна и интересна.
На выставке представлены эскизы, рисунки, одежда и образцы ткани вышеуказанных десятилетий. Этот временной период выбран не случайно. Между модой 20-х и 60-х годов много общего: направление творческого поиска, увлечение абстрактными узорами, «диалог» с западной культурой. Многие экспонаты выставки позаимствованы из архивов и частных коллекций. Для обычного человека, не искусствоведа, это единственный шанс на них посмотреть.
До посещения этой выставки при словах «советская мода» многим смутно представлялось что-то скучное, странное и несколько сумбурное — a la журнал «Работница». Вспоминалось еще слово «стиляги», но это же, кажется, не советская мода, а антисоветская? Хорошо, о послевоенной моде еще имеются какие-то смутные представления, но 20-е — 30-е годы представлялись посетителям выставки мраком, полным кожаных тужурок, армейских сапог и крашеного кошачьего меха.
Оказавшись на выставке, зрителю становится очевидно, что на самом деле все гораздо сложнее и интереснее. В советский период мода напрямую относилась к… политике. Так, власть регламентировала и направляла ее, считая важным средством наглядной агитации. Мода зависела от того, какие идеи власть хотела продвинуть в общество, о чем мечтали женщины в то время, насколько сильно было давление партии и какие отношения были с Западом. Говорят, что платья советского периода можно датировать с точностью до десятилетия. И действительно, текстиль периодов СССР разный кардинально. Судите сами.
20-е годы. После революции власть призывала вывести искусство из музейных залов на улицы. Вдохновленные революционными идеями, художники творили вокруг себя новую реальность. Одежда воспринималась как художественный объект, такой же, как картина, стихотворение или театральная постановка. Мода, как и другие виды искусства, должна была воспитывать нового человека, свободного от мещанства, любви к вещам.
За создание подходящей для «нового человека» одежды брались художники-абстракционисты. Они получали образование еще до революции, многие из них учились за границей. В этом смысле они ощущали себя частью западной культуры.
Дизайн тканей брал идеи из живописи. Результатом стали великолепные абстрактные орнаменты ткани вкупе с удобством и функциональностью при носке. Это время поиска, творчества и созидания — как в искусстве, так и в жизни молодого советского общества.
В середине 20-х годов, параллельно с развитием стиля конструктивизм, в дизайне тканей произошло отклонение от абстрактного искусства в сторону агитационных рисунков. На тканях стали появляться изображения тракторов, фабрик, заводов, выпускались агитационные платки с портретами вождей. Это направление просуществовало недолго – в 1933 году агитационные изображения на тканях были запрещены указом Совнаркома. Власти решили, что подобные узоры «профанируют и вульгаризируют социалистическое строительство».
Начиная с середины 30-х годов советская власть объявила о полном отказе от западного влияния в вопросах моды. Однако у общества было свое видение на этот счет: женщины в своих вкусах ориентировались на зарубежные кинофильмы. В моду вошли прически-волны, яркая помада, длинные струящиеся юбки, приталенные романтичные силуэты.
Характерная примета 40-х и 50-х годов – женственные силуэты и цветочные узоры. Уставшие от вездесущих войны, голода и разрухи, женщины хотели праздника. В платьях этого времени — приталенными и с пышными юбками — угадывается влияние западного стиля New Look. Ключевая фигура этого периода – Вера Склярова, художник тканей фабрики «Красная Роза». Платья с изобретенными ей узорами носили женщины всего Советского Союза.
60-е годы характеризуются возвратом к абстрактным узорам и иным их переосмыслением. Художники обратились к творческим экспериментам 20-х годов и западному опыту. Однако эти перемены фактически не коснулись массового производства. Большинство продолжало ходить в «веселеньком ситчике» с цветочными узорами. Элегантные платья, украшенные геометрическими узорами и близкие к западным образцам, шились на заказ, для родственниц партийной элиты.
Выставка открыта со 2 декабря по 28 декабря на ВДНХ в павильоне №59 (Зерно).
Автор: Татьяна Иванова-Дятлова