В наше время едва ли можно встретить такого человека, который не любил бы искусство. Во-первых, с каждым годом оно все более популяризируется в сознаниях людей, а во-вторых, все больше создается комфорта, удобств и возможностей для проведения выставок и образовательных лекций. Творец или воздыхатель – все мы равны перед ликом этой всепоглощающей тяги к искусству. Какие художественные выставки сегодня нам предлагают музеи Москвы?
19 сентября 2018 – 20 января 2019
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, д. 10, залы 39–42
Третьяковская галерея открывает ретроспективную выставку Михаила Фёдоровича Ларионова (1881–1964), одного из основоположников русского авангарда.
Он был одной из самых ярких персон богемного мира начала XX века – художник необычайно широкого диапазона: живописец и график, примитивист и изобретатель, также театральный декоратор, книжный иллюстратор, организатор выставок и художественных объединений, хореограф, историк балета, коллекционер. Профильное образование М.Ф. Ларионов получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества под строгим надзором В.А. Серова, К.А. Коровина, И.И. Левитана. В его творчестве отразились основные направления начала века: кубизм, примитивизм, футуризм. А его «авторский» вариант абстрактной живописи получил имя лучизма (rayonisme), что отражено в названиях работ художника в данном направлении.
На экспозиции будут представлены работы мастера в хронологическом порядке его деятельности, от Ларионова-художника (живопись, графика) – до Ларионова-коллекционера (личные коллекции).
06 октября 2018 – 17 января 2019
Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12, 2 и 3 этажи
Архип Иванович Куинджи (1841–1910) является по-настоящему «белой вороной» среди признанных мастеров живописи. К известности и признанию своего таланта в профессиональной среде он шел долго и упорно: недооцененный И.К. Айвазовским, он поступил вольнослушателем в Петербургскую Академию художеств лишь с третьей попытки, когда написал картину «Татарская сакля в Крыму» (картина не сохранилась, известно только название). Однако в наше время А.И. Куинджи является одним из почтеннейших художников. Неповторимый романтизм и особая глубина отображения, почерпнутая им в среде передвижников в академические годы, – вот те отличительные черты кисти столь полюбившегося многим живописца.
В Третьяковской галерее предыдущая крупная выставка выдающегося художника-пейзажиста была организована в 1992 году. На настоящей экспозиции будет представлено более чем 180 избранных произведений, часть из которых привезена из 19 крупнейших региональных собраний, музеев стран ближнего зарубежья (Азербайджан, Беларусь), а также и из одной частной коллекции.
Наряду с известными полотнами, на выставке можно будет увидеть многочисленные этюды и эскизы, в процессе создания которых мастер много экспериментировал, находясь в постоянных творческих поисках.
14 сентября – 4 ноября 2018
ул. Остоженка, д. 16
Пойю и Анита Заблудович – одни из самых авторитетных меценатов Европы. В 2007 году в Лондоне они открыли арт-пространство в поддержку молодым художникам. Выставка в Мультимедиа Арт Музее, Москва представляет их коллекцию фотографий периода с 1977 года по настоящее время, объединяющую произведения 14 художников, творящих в жанрах современного искусства.
В середине двадцатого века доминирующим жанром фотографии был street, его задачей – задокументировать уникальность жизни. Однако в настоящее время, с развитием технологий обработки, фото-художники нередко прибегают к сложнейшим манипуляциям с самой тканью изображения.
Название проекта происходит из разговора между двумя гигантами современной фотографии, Джеффом Уоллом и Лукасом Блэлоком, в котором ими было отмечено, что искусство рождается из эксперимента и тайны. Раскрытию данной идеи, а также попытке объединить различные мнения о роли фотографии в пространстве медиа в современности и посвящена данная экспозиция.
Выставка предоставлена Zabludowicz Collection совместно с корпорацией «Tamares Real Estate Holdings», реализована Мультимедиа Арт Музеем при поддержке Mastercard и Tele2.
20 сентября – 30 декабря 2018
Москва, Болотная набережная, д. 3, стр. 1
В Центре фотографии имени братьев Люмьер откроется фотовыставка, посвященная творчеству американского архитектурного фотографа Эзры Столлера (1915-2004).
Э. Столлер является пионером жанра архитектурной фотографии, сделавшим немало выдающихся снимков архитектурных объектов эпохи модернизма. Именитый фотограф – один из тех счастливчиков, которые рано понимают свое внутреннее предназначение. С детства увлеченный черчением, он поступил в Архитектурную школу при Нью-Йоркском университете, закончив которую в 1939 году, стал профессионально заниматься фотографией. Его фотографическая карьера насчитывает ни много ни мало более пятидесяти лет.
Вспоминая свою молодость, фотограф говорил: «Меня поразила возможность отобразить объемный мир в двухмерной интерпретации».
В экспозицию вошло собрание черно-белых снимков 1930-1970 гг. из собственной коллекции автора.
29 сентября 2018 – 3 февраля 2019
ул. Крымский Вал, д. 9, стр. 32
Музей современного искусства «Гараж» осенью этого года открывает первую в России ретроспективную выставку бельгийского художника.
Марсель Бротарс (1924–1976) – бельгийский поэт, кинорежиссер, художник, скульптор. Известен как сюрреалист, в своем творчестве он смешивает концептуальное искусство, где идея доминирует над самим произведением, и интерес к повседневному быту, тривиальности жизни, преподносимые художником нередко в ироничной форме с отсылками к литературным текстам. Интерес в нем составляет также и то, что изобразительным искусством автор занимается с 40 лет, прежде получив более 20 лет журналистского и поэтического стажа. М. Бротарс пытался соединить художественность и поэтичность, говорил об универсальности художественного средства и не признавал специфичности художника как оборотной стороны его творения. За свою недолгую карьеру художника (12 лет) он принял участие в более чем ста выставках по всей Европе и Америке.
В экспозицию вошло более 80 его работ. Выставка призвана освятить не только этапы развития и становления художника, но и его взгляды на современность, в том числе на положение и роль художника в наше время.
Мы продолжаем рубрику о крупных художественных выставках в Москве в осеннем сезоне. Как писал И.В. Гете,
«концепция – вот внутреннее ядро любого искусства, даже самого маленького».
Современность связывает понятие концептуального именно с направлениями современного искусства, однако это не совсем верно. Концепция, творческий замысел, стремление донести идею лежат в каждом предмете искусства, будь то полотна классических живописцев или инсталляции современных мастеров. Наше счастье, что мы можем в этом убедиться, сходив на одну или несколько выставок и прикоснувшись к живому творению (конечно, в переносном смысле).
07 сентября 2018 – 13 января 2019
Новая Третьяковка, ул. Крымский Вал, д. 10, залы 60–62
Третьяковская галерея представляет выставку-ретроспективу художника с мировым именем, разработанную вместе с галереей Тейт Модерн. Выставка уже посетила Лондон и Санкт-Петербург, прибыв наконец и в столицу России.
Илья Иосифович Кабаков (р. 1933) – советский и американский художник современности, один из основателей московской концептуальной школы, создатель особого вида современного искусства, названного «тотальной инсталляцией». С конца 1980-х годов все проекты он выполняет совместно с коллегой и, по совместительству, женой Эмилией Кабаковой. Во вселенной художника мир – это тотальная инсталляция, признаки которой автор кропотливо собирает и обличает в своих произведениях. С помощью особого приема разноплановости в картинах, а также инсталляции с использованием привычных нам предметов обихода Илья и Эмилия Кабаковы расширяют границы искусства, заставляя зрителя проникнуть в самую глубину показанной идеи.
Название проекта «В будущее возьмут не всех» позаимствовано у одной из ключевых инсталляций экспозиции. На выставке представлены произведения, охватывающие как советский период творчества, так и зарубежный (почти 6 десятилетий).
04 сентября – 28 октября 2018
Главное здание, ул. Волхонка, д. 12, центральная ось второго этажа
Выставка «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо», проводимая ГМИИ им. А.С. Пушкина, приурочена к перекрестному году России и Японии. Она включает в себя 135 работ ведущих мастеров традиционных школ японской гравюры и живописи.
Эпоха Эдо (1603–1868) в Японии ознаменована правлением сёгунов из рода Токугава, пришедших к власти после длительного периода междоусобных войн. Фактическим центром страны стал город Эдо, куда правитель Токугава Иэясу перенес столицу. В эпоху Эдо прекратились войны, стали активно застраиваться города, развиваться художественная культура и традиционные ремесла. Если ранее религиозные памятники хранились в монастырях и храмах, а светское искусство было элитарным, аристократическим, то в новую эпоху Эдо доступ к предметам искусства получили и обыкновенные горожане. Этому способствовало развитие книгопечатания и гравюры на дереве (укиё-э).
Большая часть работ привезена из Японии и будет показана в России впервые. Вслед за японской традицией выставка в Пушкинском музее будет проходить в два этапа: первую часть работ посетители смогут увидеть в период с 4 по 30 сентября, а вторую – с 3 по 28 октября. За счет специфичности и хрупкости работ в Японии принято держать выставку не более 4-х недель. Выставка организована при поддержке ПАО НК «Роснефть».
01 сентября – 06 октября 2018
ул. Академика Миллионщикова, д. 35, корп. 5
Столичная галерея ЮАО «На Каширке» открыла экспозицию «Русский букварь», которая является совместной выставкой 33 известных отечественных художников.
Проект «Русский Букварь» – это творческая попытка создать такую книгу о русском алфавите, в которой буква иллюстрируется изображением и сопровождается текстом. По замыслу организаторов проекта, на каждого участвующего художника была возложена проработка одной буквы алфавита, т.е. один книжный разворот. В своих работах мастера попытались по-своему передать значение букваря и дух времени в каждой его букве.
Произведения экспозиции созданы методом печатной графики (офорты, литографии, гравюры, трафареты, шелкографии). Дополняют идею разнообразные тематические арт-объекты, скульптуры и инсталляции. По итогам выставочного проекта все экспонаты действительно составят одно издание «Русский букварь», выполненное в жанре Livre d’artiste («книга художника»).
14 сентября 2018 – 27 января 2019
ул. Дербеневская, д. 7, стр. 31
Ретроспективная выставка в Институте русского реалистического искусства, посвященная творчеству Георгия Нисского, является одной из крупнейших выставок работ советского художника.
Его имя гремело в 1950-1960 годах. Георгий Григорьевич Нисский (1903–1987) – советский художник, академик живописи, маринист, также чемпион Москвы по парусному спорту. Свою активную насыщенную бунтарскую жизнь мастер запечатлел на полотнах. Его фирменный прием – непривычно низкий горизонт, попытка обозначить бескрайнее пространство, сродное душе художника, свободное для движения поездов, самолетов и кораблей. Работы живописца среди множества других полотен выдает особая мажорность звучания, самобытный романтизм и современный взгляд на мир.
Выставка рассказывает не только о пути самого Г.Г. Нисского, но и представляет панораму его кумиров в живописи (от Рылова и Марке до Рериха и Дейнеки), а также некоторых его последователей. В экспозиции также представлено большое количество документальных материалов, многие из которых выставляются впервые.
4 сентября – 15 октября 2018
павильон Музея Востока на ВДНХ (№13), проспект Мира, д. 119, стр. 13
Государственный музей Востока совместно с Музеем Рерихов (филиал ГМВ) представили этой осенью крупную художественную выставку «Рерихи. Сохраняя культуру», приуроченную к 100-летию со дня основания Музея Востока.
Николай Константинович Рерих (1874–1947) – русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник и археолог. На ранних этапах творчества он обратился к Востоку, и этот путь, в конце концов, привел его на север Индии, в гималайскую долину Кулу, с которой связана большая часть творческой жизни художника. Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) – сын художника, также русский и индийский художник, коллекционер восточного искусства – также пошел по стопам отца, приняв и продолжая жизнь его наследия. Сохранение культуры – главный завет, который семья Рерихов оставила человечеству.
Экспозиция состоит из более чем 300 полотен руки Рерихов, произведений восточной скульптуры, тибетских икон (танки), архивных документов из собраний Государственного музея Востока и Советского Фонда Рерихов. Зрители смогут увидеть некоторые редко экспонируемые картины, а также документы из архива семьи Рерихов, переданного российскому народу Святославом Рерихом. Значительная часть этих материалов относится к научно-художественной экспедиции в Центральную Азию, которую Николай Рерих предпринял в средине 1920-х годов по отправлении в Лхасу, столицу Тибета.
Автор: Василиса Чуйко