ВыставкиКультура

Выставка «Бергман. Метаморфозы» в Государственной галерее на Солянке

В 2018 году отмечается столетие со дня рождения Ингмара Бергмана, известного шведского режиссёра. Бергман-культовый кинорежиссёр, оставивший заметный след в истории культуры. Его кинофильмы повлияли на многих маэстро в сфере кинематографа, например, на Андрея Тарковского, Ларса фон Триера. Но произведения Бергмана вдохновляют не только деятелей кино, но и искусства. Так выставка «БергманМетаморфозы» демонстрирует нам, как художники, вдохновившись картинами шведского мастера и использовав его кинометод, переосмысляют его мироощущение и творчество, в результате создают то, с чем можно ознакомиться на экспозиции.


Следует помнить, что кино Бергмана-сложное, философское, вдумчивое, обращающееся к извечным вопросам бытия. Его фильмы не всегда можно понять умом, здесь важнее чувственное восприятие. В кинокартине Бергмана «Персона» режиссер затрагивает тему притворства, лжи, показывая нам, как главная героиня отказывается от слов, уходя в молчание. Кажется, что и вся экспозиция отсылает к той тишине.

Оказавшись на выставке, необходимо прочувствовать смысл произведений, отдаться интуитивному восприятию. Здесь имеется ряд видеоработ, где герои не говорят. Например, работа испанской художницы Кристины Лукас «Говори», где автор, орудуя кувалдой, уничтожает статую Моисея. В чем смысл этой композиции? Уничтожение старого, отжившего, уход от прежнего искусства? Если посмотреть на это в контексте творчества Бергмана, то вспоминается «Седьмая печать», где человек обращается в Богу, но ответом служит лишь молчание.  Так и здесь удар по скульптуре подобен вопросу, обращенному к Всевышнему.

Или другая видеоработа под названием «Тайга» Лены Берг, в которой чья-то человеческая рука гладит волка. Перед нами крупным планом рука касается шерсти, при этом мы не видим само животное, не замечаем никакого разворачивающегося сюжета. Здесь сплошное медитативное действие, из которого никак не выбраться, отголоском напоминающее фильмы самого шведского режиссёра, где показанное действие доходит до предела.

Помимо видео, инсталляций, арт-объектов, есть и картины, представленные на самом верхнем этаже. Невольно всплывает аналогия с сознанием, то, что находится на самом верху, то есть непосредственно в голове. Здесь композиции, касающиеся образов, мыслей, мечтаний, возникающих в мозгу, как бы являясь продолжением несуществующего фильма Бергмана.

Некоторые исследователи склонны считать, что работы Ингмара Бергмана становятся более понятными, если знать биографию режиссёра. Но при этом также отмечают, все то, что он говорил о себе-поддается сомнению из-за различных фактов. Где же истина? Ее нет, остается только полагаться на себя при просмотре фильмов. Так и с выставкой: приходите сами, знакомьтесь с произведениями.

Выставка «Берман. Метаморфозы» идет до 27 января 2019 в Государственной Галере на Солянке. В том числе в Галерее запланирована и публичная программа:

  • 29 ноября состоится лекция кинокритика Евгения Майзеля «Развивая Бергмана: Лукресия Мартель и ее критика буржуазной семьи».
  • 4 декабря пройдет паблик-то с драматургом Евгением Казачковым и режиссёром Лерой Сурковой-создателями спектакля «Персона», поставленного по мотивам одноименного фильма Бергмана.
  • На 14 декабря запланирован «Ночной куратор». Карина Караева-куратор выставки «Бергман. Метаморфозы» проведет экскурсию.
  • 21 декабря-лекция Саши Мороз «Хрупкие игры. Пунктирные заметки о поэтиках Бергмана»
  • 25 декабря-показ фильма Ингмара Бергмана «Фанни и Александр».
  • 10 января будет организован показ фильма Ингмара Бергмана «Шёпоты и крики».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button