ВыставкиКультура

Спешите видеть: неизведанная Россия

Когда нам говорят о заповедных уголках планеты, воображение услужливо подсовывает картинку с пальмами, Ниагарским водопадом или зелёным ковром тропиков. Как это ни печально, для многих родные края заканчиваются где-то на уровне ближайшего Подмосковья, куда раз в году можно выбраться на шашлыки. А между тем, Россия – это настоящая кладезь впечатлений для любителей дикой природы. Её хвойные леса, бескрайние степи и неприступные горные массивы простираются на тысячи километров. Это мир, который не оставляет равнодушным. Мир, куда хочется возвращаться – снова и снова.
Убедиться в правоте этих слов можно (прямо сейчас) в Галерее классической фотографии, где проходят сразу две тематические выставки. «Типичная Москва» побывала на обеих и рассказывает о том, как растут песцы, почему к моржам лучше подходить с подветренной стороны и чем аналоговая печать отличается от современных цифровых технологий.

Лучшие из лучших

Этой зимой в Москве проводился третий по счету фестиваль «Первозданная Россия». В его программу вошли фотовыставки, инсталляции, документальные кинопоказы, мастер-классы ведущих отечественных фотографов-натуралистов. Пять площадок фестиваля были открыты для посетителей целый месяц, но многие так и не сумели уложиться в этот регламент. Специально для них (и вообще для всех желающих) в галерее на Саввинской набережной организована экспозиция «Первозданная Россия. Избранное». В общей сложности сюда вошло около 70 лучших фестивальных работ.20160422-_DSC0237
Выставку открывают снимки Олега Пантелеева – президента российского Союза фотографов-натуралистов, путешественника и настоящего знатока дикой природы. Его серия «Леса Валдая» даёт уникальную возможность получить представление о флоре и фауне этого края. Затянутые туманом холмы, хвойные чащи, хитросплетения прозрачных рек являются узнаваемой чертой Северо-Запада России. Животный мир тут тоже разнообразен – косули и лоси, медведи и кабаны, рыси, волки и множество других видов. На фотографиях Пантелеева особенно впечатляют олени, снятые на телеобъектив с высокой степенью детализации. Такая оптика позволяет запечатлеть благородное животное издалека, не приближаясь к нему вплотную.

Совсем другую красоту – трогательную и беззащитную – воплотил в своём проекте фотограф Геннадий Юсин. Серия его работ под общим названием «Сокровища острова Беринга» посвящена природе Командорских островов – архипелага, расположенного на границе Тихого океана и Берингова моря. Проведя лето в местном биосферном заповеднике, Юсин сделал множество снимков его диких обитателей – наземных и морских млекопитающих, птиц. Значительная часть фотографий посвящена зверьку, обозначенному в Красной книге как медновский голубой песец.20160422-_DSC0247 Каждый кадр показывает, насколько уникальны эти редкие животные. С помощью камеры Юсину удалось не только передать их природное обаяние, но и рассказать о повадках, питании, образе жизни.

Помимо разнообразной фауны, Россия славится и своими живописными видами. Полюбоваться ими можно на втором этаже Галереи, где представлены работы отечественных фотографов-пейзажистов – Владимира Рябкова, Валерия Малеева. Эти снимки сделаны в разное время года, в разных уголках страны (Байкал, Хибины, Карелия, Якутия, Чукотка, Колыма), но кое-что их объединяет – мастерская работа с цветом. Багряные отблески подмосковных закатов, пронзительная синева карельских рек, белоснежный покров зимнего Байкала – такое видишь не каждый день. В то же время, за каждым из кадров стоит труд не только фотографа, но и человека, преодолевающего пешком огромные расстояния, сплавляющегося по рекам, ночующего в горах.20160422-_DSC0254

С точки зрения волевых усилий показателен и проект Михаила Коростелёва. Фотограф провел на Дальнем Востоке более трёх месяцев в надежде заснять крупнейших представителей млекопитающих – бурого медведя, косатку, моржа. Подступиться к таким крупным и непредсказуемым животным без должной подготовки нельзя, поэтому Коростелёв подошёл к делу профессионально. День за днём он выискивал стаи косаток с помощью гидрофона, караулил медвежью семью в специальной защитной клетке. Иногда ради удачного ракурса приходилось соблюдать предельную осторожность.20160422-_DSC0270 Ведь даже безобидный и неповоротливый, на первый взгляд, морж может серьезно покалечить в случае угрозы для себя и своих детёнышей. Из-за развитого обоняния моржи чуют человека на значительном расстоянии, поэтому приближаться к ним рекомендуется против ветра.

Природа без прикрас

В феврале Галерея классической фотографии представила на суд зрителей ещё одну экспозицию – проект пейзажиста Самата Гильметдинова. В общей сложности это более пятидесяти работ, объединенных поэтичным названием «Русский север: четыре сезона». В них отображена суровая красота Заполярья, с его каменистыми побережьями, горными родниками, кустистой порослью лишайников и мхов. Все снимки были сделаны автором во время экспедиций на Белое море, в которых он принимал участие на протяжении десяти лет.

20160422-_DSC0285Фотографии Гильметдинова отличаются строго выверенной композицией, расположенные на них объекты создают ощущение визуальной гармонии. Некоторые снимки носят скорее абстрактный характер: это может быть крупный план бугристого валуна, или покрытой ягелем скалы. Такие изображения интересны с точки зрения фактуры, цвета, расположения линий. Создавая их, Гильметдинов отталкивался от так называемого эффекта «первого эмоционального толчка». Этим понятием обычно оперируют художники, объясняя, что именно привлекло их в том или ином объекте. В фотографии, как и в живописи, весомую роль играет субъективное восприятие.20160422-_DSC0287

Процесс создания идеального кадра всегда складывается из двух составляющих – творческой и технической. Последняя имеет для Гильметдинова особое значение. Будучи принципиальным противником цифровой обработки, он снимает только на плёнку, с помощью крупноформатных камер. Каждый из полученных слайдов проходит через процесс прямой аналоговой печати. Иными словами – создается вручную, без каких-либо посторонних манипуляций. Гильметдинов предпочитает работать с методом «Сибахром», которому он в течение шести лет обучался у знаменитого американского пейзажиста Кристофера Беркетта. Печать этим способом позволяет передать глубину цвета и широкий тональный диапазон без использования цветовых фильтров. В итоге зритель видит пейзаж таким же, каким он изначально предстал перед фотографом.
20160422-_DSC0294

Обе выставки будут открыты для посетителей ещё два месяца – до первого июля текущего года. Кроме того, в Галерее классической фотографии можно увидеть уникальную коллекцию раритетных объективов, некоторые из которых были изготовлены ещё в XIX веке. Это та самая оптика, которую использовали пионеры цветной фотографии в Российской Империи и советские корреспонденты времён Второй Мировой. Увидеть её – значит прикоснуться к истории.

Фото: Дарья Суворова

Back to top button