Если вы хотите лучше разбираться в искусстве, но давно не были в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, то обязательно посетите его. Коллекция включает в себя множество произведений со всего мира. Как понять, на что обратить внимание в первую очередь среди большого количества шедевров? В этой статье мы выделили 10 основных работ из экспозиции от древности до Нового времени, чтобы вам было легче знакомиться с прекрасным.
Искусство Древнего Египта: «Статуэтки Аменхотепа и Раннаи», 1479-1425 гг. до н. э.
Несмотря на то, что в древнеегипетском искусстве существовали строгие каноны, каждое произведение передавало особенности своего времени. В ГМИИ находятся работы, относящиеся к различным периодам в истории Древнего Египта, поэтому посетители смогут составить полное представление о том, как развивалось древнеегипетское искусство и культура.
Статуэтки Аменхотепа и Раннаи – одни из основных шедевров этой цивилизации. Они имеют не только художественную ценность, но и историческую – в них нашли отражение политические события того времени. Благодаря надписям на фигурках известно, что они были сделаны во время правления Хатшепсут (фараон; соправительница Тутмоса III), то есть в начале Нового царства.
Аменхотеп был жрецом уаб (жрец, отвечающий за чистоту храма) и служил в храме царя Тутмоса I в Карнаке. Этот царь был обожествлен и часто отождествлялся с Амоном, поэтому, пытаясь доказать легитимность своей власти, Хатшепсут утверждала, что является дочерью бога и, поэтому, законной наследницей.
Искусство Древней Греции: «Амфора краснофигурная с изображением Эос и Ахилла», Полигнот, ок. 440 г. до н. э.
Произведение Полигнота было выбрано из-за того, что он – один из самых значительных вазописцев и художников того времени. К слову, как раз в V веке до н.э. произошел расцвет античного искусства. Амфора, находящаяся в Пушкинском музее, принадлежит к поздним работам автора. По мнению искусствоведов, именно в позднем творчестве тонкий и чистый рисунок Полигнота становится лаконичнее.
Искусство Древнего Рима: «Портрет юноши», начало I в.
Экспозиция музея также содержит произведения эпохи расцвета римской культуры во времена правления императора Августа. Отличительной чертой господствующего в архитектуре и скульптуре «августовского классицизма» является подражание греческому искусству классической эпохи. Портрет юноши, относящийся к этому направлению, был создан неизвестным скульптором на территории Греции, которая на тот момент уже входила в состав Римской империи. Так что, когда в следующий раз окажитесь в ГМИИ, не забудьте об этом портрете.
Искусство средних веков: «Рождество – поклонение волхвов», XIV- XV вв.
В последние время средневековое искусство привлекает к себе все больше внимания. Можно сказать смело – живущим в столице поклонникам эпохи очень повезло, в Пушкинском музее легко найти работы этого времени.
Рельеф, находящийся там, уникален — это единственный пример английской скульптуры этой эпохи в России (изначально он был изготовлен в Ноттингеме). В ее основе лежат два известных библейских сюжета: о Рождестве и о волхвах, пришедших к Иисусу с дарами.
Искусство средних веков: «Колонна с изображением новозаветных сцен» (слепок), между 1015-1022 гг
Посетители ГМИИ имеют возможность познакомиться с шедеврами со всего мира, благодаря слепкам и копиям конца XIXв.. В одном из залов главного здания находится слепок бронзовой колонны из немецкого города Хильдесхайма. Бронзовая колонна из церкви Санкт Михаэль украшена рельефом,сюжет повествует о жизни Христа. Это точно стоит увидеть интересующимся историей германских земель, так как колонна была возведена в течение епископства Бернварда, который внес значительный вклад в культурную и политическую жизнь своей страны.
Заметьте, что копии из этой коллекции находятся не только в главном здании музея, но и в его отделе (Учебном музее им. И. В. Цветаева).
Искусство Византии: «Христос благословляет императора Константина VII Багрянородного на царство», ок. 945 г
Любителям культуры и истории Византийской империи необходимо обратить внимание на пластинку с изображением Христа, благословляющего Константина Багрянородного. Произведение было посвящено возвращению правителя к управлению государством. Хотя Константин Багрянородный правил самостоятельно недолго: с 945 до 959 г. (официально он занимал трон в период 908-959 гг., но фактически был отстранен от власти до 945 г.), его имя ассоциируется с культурным подъемом Византии во второй половине IX – первой половине X вв..
Искусство Византии: «Император Юстиниан со свитой» (слепок), 546-548 гг
В собрании музея присутствует копия мозаики из Равенны, изображающей Юстиниана, императора Византии, при котором государство достигло наибольшего процветания, как участника торжественной процессии. Благодаря образу на этой мозаике, мы можем судить об отношении к фигуре правителя Византии, обладавшей, в представлениях людей того времени, священным характером.
Раннее Возрождение: «Благовещение» Боттичелли, 1495-1498 гг
Творчество этой эпохи еще сохраняет некоторые средневековые черты, но влияние античных элементов уже становится преобладающим. Сандро Боттичелли – художник, представляющий Флорентийскую школу, где новые тенденции распространялись быстрее, чем в других областях Италии. Створки из коллекции музея, изображающие Деву Марию и Архангела Гавриила, относятся к позднему периоду творчества итальянского живописца.
Высокое Возрождение: «Мадонна с младенцем в нише», Тициан Вечеллио, ок.1515-1520 гг
Высокое Возрождение — короткий период в эпохе Ренессанса, начавшийся приблизительно на рубеже XV-XVI вв. и завершившийся в 20-х гг. XVI в., связанный с лучшей порой итальянского творчества. Тогда тенденции Ренессанса, такие как подражание античности и внимание к человеку, достигли апогея. Значимое положение, среди самых известных представителей живописи того времени, занимает Тициан Вечеллио. В ГМИИ находится картина, автором которой принято считать Тициана, что вызывает сомнения у некоторых ученых. Тем не менее, независимо от того, кто ее создал, в ней воспроизводятся основные особенности итальянского Ренессанса.
Северное Возрождение: «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)», Лукас Кранах Старший, 1520 г
Северное Возрождение отличалось от Ренессанса в Италии: в нем сохранились черты средневековой готики и особенно чувствуется влияние Реформации. В эпоху Ренессанса художники обращались к различным сюжетам, среди них также были и религиозные. Одной из работ, которая посвящена этой теме, является произведение Лукаса Кранаха Старшего — «Мадонна с младенцем». К слову, образ Мадонны часто встречается в работах художника. Хоть картина и сохранилась не полностью, на неё нужно взглянуть, чтобы понять отличия Северного Ренессанса от других направлений того времени.