Типичная Москва продолжает изучать понятие инклюзивности в российском и мировом обществе. Если на свободу передвижения людей с особыми потребностями правительства обратили внимание ещё в 80-х годах прошлого века, то о менее базовых потребностях в культуре и творческом развитии разговор вести пока не принято.
В России первые шаги к расширению доступа к искусству для людей с инвалидностью осуществил музей современного искусства Гараж: 7 июля открылась выставка Единомышленники, сопровождаемая одноименной публичной программой. В рамках программы проводятся экскурсии для посетителей с нарушениями слуха и зрения, семейные мастерские для глухих и слабослышащих людей, дискуссионный клуб для слабовидящих подростков и Прогулки с медиатором для людей с расстройствами аутистического спектра. Также Гараж организовывает тренинги и курсы для музейных работников на такие темы, как обеспечение доступности и изучение жестового языка. Обучением сотрудников культуры занимается и Политехнический музей: совместно с ВШЭ Политех реализовал образовательную программу, посвященную развитию музейного дела с современности. Среди направлений обучения доступен курс Доступный музей о принципах инклюзивности и соучастия посетителей в процессе создания контента. Помимо участия в специальных программах, людям с нарушениями слуха, зрения и ограничениями в передвижении доступны экскурсии в музее-заповеднике Царицыно, центре МАРС и Государственном Дарвиновском музее.
Гораздо больший прогресс в обеспечении доступности музеев достигнут в музеях США и Западной Европы. Наиболее крупные музеи оборудованы пандусами и лифтами, а на сайтах многих из них опубликованы схемы здания с наиболее удобным маршрутом для людей, передвигающихся в колясках. Помимо этого, лекционные аудитории в таких музеях оборудованы специальной индукционной системой, которая позволяет слабослышащим посетителям получать звук непосредственно в слуховой аппарат. Для слепых и слабовидящих организуются специальные тактильные экскурсии, как, например, в парижском Лувре, галерее Тейт в Лондоне, Бостонском музее изобразительных искусств; а также различные творческие мастерские, как в Метрополитен-музее, имеющем одну из наиболее развитых инклюзивных программ.
Особого отношения требуют не только посетители с физическими ограничениями, но и люди с отклонениями в обучении и умственном развитии, в частности, дети с аутистическими расстройствами. Музей должен быть оборудован специальной тихой комнатой, где семьи с чувствительным ребенком могут отдохнуть, а на сайте музея должны быть доступны схема, список основных правил музея и так называемые social stories, которые описывают визит в музей с точки зрения ребенка и сопровождаются картинками, изображающими тот или иной раздел экспозиции. Главным образом, такие программы представлены в детских музеях, например, в Чикаго, Питтсбурге, Сан-Хосе; и в таких крупных музейных институциях, как Смитсониан и Метрополитен.
Возможно, полная инклюзивность во всех областях социальной жизни является утопией, но шаги в этом направлении делать стоит. Язык искусства универсален и воспринимается каждым, развивает эмпатию и объединяет людей, поднимая вечные проблемы, ведь культурный человек должен быть прежде всего человеком.