23 сентября на ВИНЗАВОДЕ открылась первая групповая выставка проекта СТАРТ Leaving Tomorrow «Покидая завтра», которая прошла в рамках параллельной программы 6-й Московской Биеннале.
СТАРТ – это уникальный некоммерческий проект, где начинающие художники могут показать свой талант и заявить о себе миру современного искусства. «Leaving Tomorrow» — первый в истории СТАРТа групповой проект, направленный на широкое исследование ситуации в молодом искусстве. Своеобразный срез поколения, представляющий художников, проявивших себя с лучшей стороны за последние полтора года. Президент Фонда поддержки современного искусства Винзавод Софья Троценко подчеркнула, что: «Над этим проектом работало 16 авторов, 10 из которых не были показаны ранее, но им была интересна тема осмысления будущего, поэтому куратор счёл важным представить их для концепции проекта».
Идея выставки Leaving Tomorrow («Покидая завтра») основана на исследовании фактора страха перед будущим, который возникает в условиях технологических катастроф, заставляя задуматься о перспективах развития общества. По словам куратора выставки Ивана Исаева: «Политические и силовые конфликты, вспыхивающие в разных точках планеты, от Гонконга и Египта до Бразилии и Украины, не позволяют чувствовать себя защищенными людям в большинстве государств. И завтрашний день не сулит человечеству или каким—то конкретным людям хороших перспектив».
Задачей проекта стало создание места, в котором люди смогут осмыслить современное состояния общества и найти альтернативные методы существования в таком мире, где будущее становится не только негарантированным, но и нежелательным.
Структура выставки следующая:
- пролог, вобравший в себя критические вещи, не предполагающие решения проблем;
— экспозиция из 16 блоков, в которых представлены инсталляции, аудио-визуальные материалы и перфомансы.
- эпилог, построенный на стратегии избегания и преодоления дня грядущего.- Свои ответы авторы инсталляций находят в бытовых и совсем «не художественных предметах»: люстрах, в которых сломанные детали заменены аналогичными из цемента, фотографиях из пластика, и даже растениях, выращенных через канву для вышивания.
На первый взгляд, в черных коробках с наушниками и «глазками», в общении двух картонных автоматов, в копилке-свинье, в шалаше из соломы, очень сложно найти волнующие ответы и понять, как работа авторов перекликается с темой выставки. Мы пообщались с художниками и выяснили, какой же смысл они вкладывают в свою работу:
Борис Клюшников «Чрево художника»: В XVI веке Высокое Возрождение сменилось маньеризмом. В это время на первый план выходит фигура замкнутого, депрессивного художника, каким был Понтормо, которому посвящена моя работа. Он был очень нелюдим, ворчлив, а во время работы строил себе дополнительные шторы, чтобы его никто не видел. Я взял его дневник, который поражает своими критическими заметками о жизни, об отношениях с учеником Бронзино. Понтормо непрерывно жалуется, отслеживает своё здоровье. И эти описания создают большой диссонанс с его очень яркой и цветной и мягкой живописью. А мой экран передаёт цветовую гамму, в которой Понтормо работал — здесь она сделана как абстракция, меняющая друг друга. Мне хотелось, чтобы современные художники тоже провели параллель между сегодняшним положением отмены перспективы, отмены будущего и состоянием маньеризма, т. е. образом художника Понтормо – такого одинокого и угрюмого, но при этом очень талантливого.
Розы Погосян «Ситуационная прогулка в лес»: Моя работа состоит из инсталляции (шалаш и моя собака) и акции. Это ситуационная прогулка в лес, выход за рамки города и обращение к природе как к источнику силы. Люди собираются вместе, едут на автобусе в Подмосковье и в безмолвии гуляют, пока с ними что-то не произойдёт, не снизойдёт какое-то просветление. Цель прогулки – думать о мире. Это противовес тому, что происходит сейчас в Москве, в России. Все устраивают марши против войны, но ведь это есть противоречие – нельзя делать марши против войны, это абсурдно. Может быть марш за мир, но против войны – это борьба, которая ни к чему не приведёт. Если живопись подражает природе, то во время акции мы становимся частью природы. Моя собака Морковка здесь является символом, эталоном природы. Её все гладят, трогают, она привлекает внимание. Я хочу, чтобы с помощью этой инсталляции и прогулки человек встречался с человеком, а не с имиджем, поэтому я избавляюсь от слов в нашей прогулке. И тогда включается что-то другое, раскрывается самость, когда человек один на один с природой.
Софья Стаунэ «Mother/land»: Моя работа посвящена теме предательства. Я хотела рассказать про предательство ребёнком со стороны матерей и со стороны страны. Тут затронуты несколько последних законов, которые были приняты в нашей стране. Один из законов – это запрет на пропаганду гомосексуализма, другой — об усыновлении детей гражданами США, одна коробка посвящена Беслану. Это решения, которые государство принимает силой, они влияют на детей, на человека. В первой коробке я использовала текст одного из писем группы «дети – 404». Эта группа посвящена анонимным письмам от гомосексуальных детей, но её сейчас закрыли в России. В других коробках можно услышать фразы из писем родителей детям, которые признались в своей гомосексуальности. Я поняла название выставки так: я покидаю завтра, но всё ещё в процессе. Изначально моя работа не начиналась как политическая и социальная, потому что я всегда начинаю с себя, со своих личных переживаний, здесь я рефлексирую на тему своего детства.
Ещё одной задачей этой выставки было исследование ситуации в молодом современном искусстве. Какой же вывод был сделан?
«Философы, такие как Марк Фишер, например, говорят, что современная ситуация очень хорошо описывается депрессивным дискурсом. И, на мой взгляд, на этой выставке мы тоже видим различные стратегии артикуляции депрессивного дискурса, — рассказывает Борис Клюшников, — как строить себе внутреннее пространство, в котором можно укрыться, спрятаться. Моя работа, как раз об определённом типе художника, который сегодня показывает актуальную ситуацию. Здесь очень много подобных мотивов консервации. Это именно срез того, как искусство работает сегодня».
В этом году площадку поддержал Французский институт, учредив специальный приз для «выпускников» проекта: трехмесячное проживание и обучение в резиденции в Париже. Эдуар де Люмле, заместитель советника по культуре, атташе по культуре Французского института, объявил имя победителя: лауреатом стала Зинаида Исупова, студентка Московской Школы Фотографии и Мультимедиа им. Родченко. На СТАРТе весной 2015 г. у Зины состоялась персональная выставка «Занесенные», посвященная политическим и социальным событиям на Украине.
Корреспонденту «ТМ» удалось побывать на выставке и узнать впечатления посетителей:
Даниил: Здесь комфортно и спокойно. Мне понравилось работа Зины Исуповой «United colours of multitude». Чувствуется пространство, интересный формат. А ещё шалаш очень уютный — там замечательный запах сена, и собака. Создаётся ощущение, что попадаешь в другое пространство. Очень люблю такие местечки посещать, буду звать сюда людей.
Татьяна: Если говорить честно и откровенно — вообще никаких впечатлений, по-моему, чушь собачья. Возможно, мы просто другого поколения, старые для современного искусства. Но решили приобщиться, посмотреть, как молодёжь развлекается. И дело даже не в молодёжи, здесь просто люди определённой концепции, которую можно понять в любом возрасте. Но кому-то это нравится, а кому-то – нет.
Алёна: Мне кажется, здесь есть интересные вещи. Самой эстетически приятной для меня стала работа Натальи Тимофеевой «Эдикула» – большая фотография девушки на полотне. Там всё чудесно: и поза, и полотно — оно полупрозрачное. Ещё понравилась работа Ильи Федорова-Федотова «Циста» и шалаш Розы Погосян. «Циста» зацепила формой: очень понравилось сочетание листьев с корнями. А шалаш даёт ощущение уюта. Внём есть что-то такое, что зовёт в лес.
Анастасия Хасанова