Середина 60-х годов прошлого века. Где-то в Нью-Йорке, США.
Он сидел за своим большим тёмно-коричневым столом и потягивал колу из банки, дизайн которой он сам же изобрёл. Энди Уорхол – так звали его — к тому времени успел заработать себе авторитет одного из самых ярких художников, фотографов, дизайнеров, коллажистов – список можно продолжать до бесконечности. Его работы раскупаются быстрее, чем горячие гамбургеры в его любимом Макдональдсе, но сейчас его постигло то, что в творческих трудах принято называть «кризисом воображения». В страшных душевных муках он елозил на стуле, затем встал и принялся маятником расхаживать по комнате, в которой небрежно были разбросаны его картины, которые ещё не успели найти своих ценителей.
Докуривая очередную сигарету, он развёл руками дым, который уже буквально застилал ему глаза, и остановил свой взгляд на одной вещи, что висела на стене. Раскинув руки в стороны, он закричал: «Эврика! Я придумал! Это гениально!»
А теперь здравствуйте. На время вернёмся в наши дни и оставим вдохновлённого Энди в 60-х, чтобы хоть как-то связать вышеописанное с темой беседы. И да, что же эдакого открыл для себя (а затем и для всего мира) Уорхол мы тоже узнаем в назначенный час. Пока же следует отметить, что Энди Уорхол – это не вымышленный персонаж, рождённый в темнице чьего-то воспалённого параноидальным бредом воображения, а самая настоящая икона искусства середины 20-го века, настоящий образец для подражания молодому поколению, которое к нашим годам уже успело вырасти, завести собственных детей, а те уже подумывают о своих собственных. Искусства, которое аналитики сперва назовут актуальным, а затем трансформируют это понятие в «современное искусство».
До момента сего, который у нас до сих пор в прошлом стоит на паузе, Уорхол занимался дизайном банок кока-колы, артхаусным кинематографом и фотографиями, а характерными чертами его творчества были тяготение к изображению в своих работах того, что становится объектом рекламы (желательно, на телевидении). Думаю, именно с этого следует начинать разбираться в том, что же есть современное искусство и не отравимся ли мы, если решим попробовать его на вкус.
А вкус у него, надо сказать, по большей части довольно скверный, если учитывать то, что один из основателей жанра занимался практически тем, что рисовал и фотографировал то, что всем уже давным-давно известно. В дальнейшем, благодаря ему, в современном искусстве выделился целый пласт, названный поп-артом, суть которого можно изложить в двух словах – бесполезный мусор.
Начатую тенденцию поддержали многие начинающие авторы и творцы, в результате чего сейчас на просторах Москвы куда легче наткнуться на выставку современного искусства, чем на любого рода и жанра классику. С одной стороны, оно и понятно, ведь соваться в нишу, которую уже давно и на века оккупировали величайшие художники, скульпторы, музыканты, поэты и прочие значит быть законченным мазохистом, любящим проигрывать – уровень не позволит быть конкурентоспособным, и любой уважающий себя человек скорее пойдёт смотреть картины Петрова-Водкина или же читать Достоевского, чем окунётся в омут несуразных переживаний молодого «таланта», который даже не удосужился хоть как-то упорядочить собственное мозговое буйство.
Куда проще создать собственное направление, где ты – король, и равных тебе нет и не будет, а работы твои – это твой собственный внутренний мир, понять который можно только лишь тебе самому, но в таком случае следует разграничивать свои собственные «домашние радости» и вещи, которые необходимо знать всем и каждому.
А если проще – знать, что есть культура, как таковая, и разделять её по видам на массовую и действительно стоящую, которая обучает, вдохновляет, меняет мир человека с ног на голову. И вот теперь-то можно вновь вернуться к Энди Уорхолу и узнать, что же он там нам преподаст.
А ответ на самом деле был вот каким: величайшее произведение великого мастера современного искусства – коллаж из лиц Мерлин Монро, выполненный в кислотных цветах. Суть? Она есть, но область её культуру захватывает лишь косвенно. Из предыдущего материала мы помним, что есть прогресс идеалистический, который, можно так сказать, никогда не останавливается в угоду чьей-либо выгоде, а есть реалистический, где с определённого времени цель «развиться» замещается антицелью «нажиться», и отныне человек делает всё ради этого.
Современное искусство – оно от того и современное, что неразрывно связано с нашим обществом и его сознанием, основа которого теперь состоит в культе потребления всего и вся, независимо от полезности потребляемого элемента. А раз есть те, кто готов потребить, значит, будут и те, кто будет давать предложение, тем самым с задорным визгом загребая в широкие карманы летящие к ним деньги.
Коллажи свои Уорхол продавал неустанно, и желающих приобрести подобное было много, что, кстати, довольно печально, если учитывать то, что подобное стали называть искусством, не задумываясь о том, что дают им работы Уорхола и дают ли что-либо вообще. Ведь суть культуры и искусства даже не в том, чтобы показывать красоту – отнюдь нет. Человеческое сознание должно быть затронуто, разорвано на части, возможно, а затем скроено по-другому, но мы в наше время стали об этом почему-то забывать.
Значит ли это, что всё современное искусство лучше не трогать даже палкой? Нет. Или не совсем нет. Важно уметь отличать и быть зрячим, чтобы рассмотреть в показном протесте эту самую показушность, а в действительно истинном проявлении искусства — зерно, рациональное наполнение, которого лишено всё, что за гранью.
Мир меняется, и способы воздействия на человеческое сознание, аки орудия средневековых пыток, совершенствуются, чтобы заставить нас испытать эмоцию, что сделать порой довольно сложно, поэтому не следует поливать помоями слишком уж броскую инсталляцию только из-за того, что на ней изображена мёртвая освежёванная овца, как символ защиты животных, а не человек, с одухотворённым лицом гладящий по ушам эту же самую овечку, ибо мы сами поставили авторов в такие условия.
Второй вариант едва ли кого-либо заставит хотя бы остановиться, чтобы рассмотреть произведение и понять его замысел, первое же шокирует, вызовет негодование, возможно даже ненависть к автору, который сделал это с бедным животным, и пойдёт та самая реакция, которая в итоге приведёт к тому, что о проблеме жестокого обращения к животным будут говорить.
Примером тому служит отечественная арт-группа «Война», которая, как и многие приверженцы современного искусства, объектом отображения ставят социальные проблемы. Их акции во все времена были грубыми, вызывающими и даже аморальными, однако подобным своим поведением они заставляли людей задумываться о важных современных проблемах нашего общества, а это по суть своей и есть искусство.
Однако несовершенство описанного мной метода кроется в следующем: таких авторов не так уж много + о них зачастую не говорят и не пишут. На первый план у нас выходит всё то, что можно подороже продать, и именно поэтому среди людей ходит стереотип о какашке на постаменте за 300.000 долларов, как символ искусства нашего времени.
Суть? Опять-таки в прогрессе: так банально проще. Берём всё, что есть под рукой, с размаху швыряем это на холст и идём на выставку/аукцион. Так на свет появились Ай Вэйвэй, Лена Хэйдис, Марат Гельман и прочие, о ком даже и говорить не хочется – слишком много чести великим умам современности. Минимум затрат, благодаря которым получаем максимум прибыли – верный яд для всего, что можно хоть как-то соотнести с искусством, ведь в данном случае страдает наполнение. Автор принёс сосуд, но забыл его наполнить, в результате и возникают споры о непонятности каких-либо работ, после чего автор заявляет, что его не понимают, забывая о том, что его и не должны понимать. Зритель вообще ему ничем не обязан, ибо он уже и без этого отдал деньги за то, чтобы посмотреть на это. Понять зритель должен саму идею, замысел, а раз они отсутствуют в голове у самих создателей, то подобная же каша будет и у созерцающих, особо подверженные самолюбованию из которых всё-таки найдут в этом какой-либо смысл, окрестив себя «не такими, как все», но сосуд опять-таки это не наполнит – для большинства он так и останется пустым.
В наше время жизнь человека во многих сферах стала похожа на игру в сапёр, где успешное продолжение действия зависит от того, насколько правильно ты распорядишься своим ходом. Нужно быть внимательными и чуткими (особенно если дело касается современного искусства), отбирая то, куда следует пойти, ведь ценой неправильного выбора станут потерянные время и деньги – одни из самых важных для людей ресурсов. Не ругайте всё современное искусство поголовно – поверьте, в нём есть удачные образцы, их только нужно найти.