ИскусстваКультура
Актуальное

Вандализм или искусство? Стрит-арт наизнанку или где сделать лучшее селфи

«Пусть улицы будут праздником искусства для всех». Из «Газеты футуристов», 1918 год.

На улице становится теплее, близится весна. Скоро люди будут носить меньше одежды и больше хотеть гулять и фотографироваться. Но как выбрать место для селфи? Хочется же новых мест и оригинальных фото, чтобы собрать лайки…
В статье мы разберемся с темой уличного искусства и поможем вам выбрать место для фото по вкусу.


Что мы знаем о стрит-арте? Краткий обзор

«Граффити» люди занимались еще на этапе первобытного общества. Но мы не будем погружаться в историю столь глубоко. Это тема требует отдельной статьи.

Стрит-арт такой, каким мы привыкли его видеть, возник в Америке в середине ХХ века. Это не удивительно, так как эта страна является олицетворением понятия «урбанизация» в самом прямом смысле. Вначале уличное искусство являло собой специальные знаки, которыми банды помечали свою территорию. Далее появились рисунки меломанов, восхищавшихся своими кумирами.

(Источник: www.pinterest.ru)

В 1960-70-х годах стрит-артом интересовалось все большее количество творческой молодежи. Появились уличные художники, которые свободно воплощали свои идеи в городском пространстве. Между райтерами возникла борьба за признание, а вместе с тем родились новые стили и манеры исполнения граффити (bubble-letter, character, wild style и т.д.).

(Источник: sokolov71.livejournal.com)

С этого момента и по сегодняшний день растет не только интерес к творчеству в городской среде, но и усиливаются санкции по отношению к художникам. Чтобы избежать наказания, в центре поля зрения оказываются места, скрытые от большинства (заброшенные здания, например). А кто-то не сдается и в погоне за адреналином творит прямо в людных местах. Такие смелые творцы иной раз заканчивают свой день в отделении полиции.

Но не будем спорить о вкусах, а познакомимся с современными художниками стрит-арта лицом к лицу.

Некоторые из художников стрит-арта

Среди современных представителей стрит-арта можно смело назвать имя Бэнкси (Banksy), который стал широко известен в 90-х годах. Его любят за честность, за жесткий ответ происходящему в мире. Парадокс: его работы охраняются государством, которое он, порой, и осуждает. Интересен тот момент, что он и по сей день является загадочной личностью. Сохранение анонимности в XXI веке – задача не из простых.

(Источник: www.pinterest.ru)

Следующий – бельгийский художник Роа (Roa), который привлекает внимание к проблеме издевательства над животными. Его работы имеют мрачный оттенок, при виде их невольно всё сжимается внутри. Взгляните сами.

(Источник: www.mrpilgrim.co.uk)

Александр Фарту (Vhils) интересен тем, что создает свои работы с помощью электрической дрели. А также он сотрудничал с U2 – рок-группой из Дублина, «одной из самых популярных, успешных и влиятельных групп в мире за всю историю».

(Источник: focusday.ru)

Хотим выделить нашего соотечественника, художника из Екатеринбурга — Славу PTRK. Его творчество, это нечто уникальное. Все дело в том, что он не боится пробовать, поэтому выбирает для своих работ непривычные места – от гаражей до лестниц. Но дело не только в оригинальности исполнения работы, он также наделяет её социальным смыслом, обращая внимание на проблемы современных людей. Подробнее об этом мы поговорим с вами в дальнейшем.

(Источник: matedesign-mate.ru)

Техники уличных художников. Стрит-арт и паблик-арт

Стрит-арт – это не только граффити, как думают многие. Техники художников разнообразны: постеры, трафареты, стикеры, огромные настенные росписи (мурал), инсталляции, проецирования видео на здания или пустыри.

(Источник: moscowartmagazine.com)

Некоторые относят к стрит-арту уличных музыкантов, поэтов и танцоров, однако они ближе к паблик-арту. Где грань между этими понятиями? Когда одно перетекает в другое? Главные отличительные черты – наличие коммерции и согласованность.

Художники стрит-арта творят спонтанно, эмоционально, желая высказать своё мнение о существующей социальной реальности. Зачастую их творчество носит провокационный характер. Они не согласовывают ни с кем свои работы, поэтому их деятельность можно назвать вандализмом. Чтобы уберечь себя от административного или уголовного преследования, художники соблюдают строгую анонимность.

У представителей паблик-арта всё наоборот: их работы согласованны с государством/администрацией/собственниками/галереей, т.е. носят заказной характер. Художники получают гонорар.

На деле не так просто определить, что перед нами – работа художника стрит-арта или паблик-арта. Сейчас наблюдается некая трансформация стрит-арта в паблик-арт.

Хотите подробнее изучить стрит-арт и разобраться в уличном искусстве? Мы составили и разместили в конце статьи небольшой список документальных фильмов и литературы.
Но не будем останавливаться, а посмотрим на развитие уличного искусства в России.

Как развивалось уличное искусство в России? Что с ним сейчас?

Как явление стрит-арт появился в России только в начале 2000-х годов. На тот момент наши художники занимались в основном написанием своих псевдонимов. Разнообразия не наблюдалось, пока они не узнали о европейских техниках и стилях. Кирилл Кто – один из российских художников стрит-арта, который оказался в этой «волне» освоения нового опыта.

(Источник: artifex.ru)

В середине 2000-х произошло образование круга московских уличных художников. Тогда стрит-арт носил субкультурный характер, считался вандализмом чистой воды, в связи с чем – преследовался служителями порядка.

Кто бы мог подумать, что уже в 2007 году в Москве стрит-арт художники получат свободу (относительную), а именно — шанс реализовать свой замысел на торцевых стенах некоторых жилых домов. Так появился фестиваль уличного искусства, который с 2010 года стал проходить и в других городах России.

(Источник: unsplash.com)

Сейчас сложно выделить столицу стрит-арта. На ряду с Москвой можно выделить Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

В столице строго следят за чистотой, поэтому можно сказать, что Москва – город паблик-арта. Все чаще мелькают рекламные работы, но не авторские.

Сегодня почти все уличные художники не только творят на улице, но и участвуют в галерейных проектах, сотрудничают с брендами и занимаются монументальными росписями, что противоречит политике стрит-арт художников.

Один из первых музеев стрит-арта появился в России, а именно в Санкт-Петербурге в 2012 году.
Цель музея – повышение осведомленности в сфере уличного искусства и граффити. Музей не забывает помогать новым проектам, поддерживает молодых художников.

Таким оказался стрит-арт. Яркий, провокационный, масштабный, оригинальный, завораживающий. К нему нельзя оставаться равнодушным. Хотим мы этого или нет, но он пробуждает в нас определённые эмоции. И если вас он покорил или хоть немного заинтересовал, то советуем ознакомиться с дополнительным материалом в конце статьи.

А мы переходим к вкусной части – яркие работы уличных художников, украшающие столицу.

Топ мест для селфи

Селфи – любимое развлечение современного человека вне зависимости от пола и возраста. Но не каждый из нас знает простые правила, которые помогут сделать фото идеальным. Взглянем на них.

  • Правило 45 градусов. Смотрите четко в камеру и поверните голову на 45 градусов. Такое положение считается фотогеничным для большинства людей. Попробуйте сделать это как влево, так и вправо и найдите удачный ракурс.
  • Стройность. Всё просто: не добавляйте себе лишних килограмм. А для этого нужно расправить плечи и держать камеру чуть выше уровня глаз на вытянутой руке. Если фото в полный рост, то помогут легкий наклон вбок и рука на поясе (совет больше касается девушек).
  • Естественность. Очевидный совет, но многие им пренебрегают. Как часто мы видим в ленте натянутые улыбки или «утиные губы»? Такие фото неинтересны. Старайтесь показать свойственные именно вам эмоции, не нужно никому подражать. Попробуйте двигаться во время фото или что-то рассказывать/напевать. Есть шанс получить отличное живое фото.

Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать свое идеальное фото, которое захочется поставить на аватарку. Но есть ещё один важный момент – фон. Стрит-арт нам поможет! Благодаря талантливым художникам мы можем не только наслаждаться эстетикой города, но и запечатлеть себя в ней на память.

Хрущёвки на Изумрудной улице

Начнём обзор именно с этих хрущевок, так как с ними всё не так просто. Безликие однотипные дома, наконец, стали олицетворением красивого названия улицы, на которой они располагаются — Изумрудная. А всё благодаря альянсу российских и голландских художников, которые приняли участие в проекте «Раскрась Москву». И, конечно же, спасибо местным жителям. Они не испугались и согласились на столь яркий эксперимент. Приглашаем и вас оценить данный арт-объект уличного искусства.

Место: улица Изумрудная (м. Бабушкинская).

(Источник: www.dom-i-dvor.info)

Граффити Grino

Познакомимся с художником из Беларуси — Grino, который перебрался в Москву, чтобы реализовать свои сказочные идеи.
Он рисует на простых уличных объектах, оживляя их. Трансформаторные будки — любимый объект для «оживления». Мифическая цепочка людей, держащихся за руки и проходящих сквозь стены, уносит нас в вымышленный мир художника. Может, его вдохновил мир Гарри Поттера?

Место: ул. Советской Армии, 17, строение 1 (м. Достоевская, Марьина Роща).

(Источник: localway.ru)

Граффити «Старость не радость»

Слава ПТРК, российский уличный художник, любит поднимать тему социальных проблем общества. Одна из серий его работ посвящена одиночеству пожилых людей.
Примечательно, что изображены настоящие люди. Вместо бороды — отрывные объявления, которые не говорят об очередном поиске жилья, но напоминают о важном — «позвонить бабушке», «навестить папу» и тому подобные фразы.
Слава лишь хочет сказать, что как бы ни была далека старость, она ждет всех нас. Будем же добрее к друг другу.

Место: Большой Златоустинский переулок, д.6/6 (м. Китай-город).

(Источник: msk.citifox.ru)

Граффити–гравюры Альбрехта Дюрера

Помните немецкого живописца эпохи Ренессанса Альбрехта Дюррера? А знаете ли вы, что его работы можно увидеть не только в галерее, но и на улице?
Максим Косаткин решил преобразить один из московских дворов картинами этого живописца. Здесь можно узнать и «Меланхолию», и «Мадонну с младенцем» и другие картины. Некоторые из них выполнены в цвете.
Косаткин признаётся, что получает удовольствие от преображения уличного пространства, в чем многие его поддержат.

Место: Большой Спасоглищенский переулок, д. 9/1 (м. Китай-город).

(Источник: irastrange.livejournal.com)

Флакон

Это место знают многие, и мы не смогли пройти мимо него. Дизайн-завод «Флакон» имеет славу арт-площадки с момента его появления. Граффити здесь меняются и сложно сказать, что там происходит именно сейчас. Но, в любом случае, разнообразие и оригинальность объектов уличного искусства не оставит современного любителя селфи равнодушным.

Место: ул. Большая Новодмитровская, 6 (м. Дмитровская).

Больше гуляйте по Москве, открывайте новые места и делайте селфи:)

Возможно, вы не знали:
Райтер – граффити-художник;
Bubble-letter – графика с использованием больших букв и объемных форм, похожих на пузыри;
Character – изображение персонажей в стиле автора-граффитиста;
Wild style – один из самых распространённых видов, подразумевающих нанесение сложных рисунков. Требует высокого уровня мастерства;
Футуризм – направление в искусстве, которое воспевало прогресс и технологии и желало порвать с традициями радикальным путем, т.е. уничтожить классические предметы искусства.

Материалы для изучения уличного искусства и граффити:

Документальные фильмы

  • Девиантное поведение (2011)
  • MDTthemovie (2010)
  • Дети проходных дворов (2006)
  • Выход через сувенирную лавку (2010 год, реж. Бенкси)

Книги

  • Игорь Поносов «Искусство и город»
  • Андрей Монастырский «Эстетические исследования»
  • Миша Бастер «Хулиганы 80-х»
  • Жан Бодрийяр «Символический обмен и смерть»

Яна Емельянова

Магистр культурологии, арт-журналист. Приглашения и предложения высылать на почту: yan.emelyan2017@yandex.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button