ВыставкиИскусстваКультураОтчеты и репортажи

«Все в сад!»: выставка на языке цветов в фонде Ruarts

"Стремление в наши внутренние сады - оно самое важное" - ©Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts и куратор выставки

17 июня 2022 года открылась выставка «Все в сад!». Занимая три этажа здания фонда Ruarts, она раскрывает коллекцию фонда и частную коллекцию Марианны Сардаровой в её самых разных представителях. Вы сможете увидеть работы более 60 российских и зарубежных (что сейчас является уникальной возможностью!) авторов из области фотографии, живописи, видео, скульптуры и инсталляции.


О чем выставка?

Работы выставки поднимают широкий круг тем: судьба женщины, сексуальная объективация, места памяти, подмена понятий, свобода, стремление к раю, надежда и т.д. — но центральным объединяющим звеном становятся внутренний сад и его наполнение, поиск гармонии между миром и человеком.

В пространстве выставки «Все в сад!», 2022. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»

Эта выставка, в отличие от предыдущих, включает в себя множество женских работ. Видимо, женщины чаще работают с этой темой, снимая напряжение с помощью романтичных образов.

— Катрин Борисов, арт-директор фонда Ruarts и куратор выставки

Язык цветов в искусстве

Изображение цветов — популярный мотив в искусстве, существующий много веков. Еще в Древнем Египте цветок лотоса — символ воскрешения в новой жизни — можно было увидеть на колоннах, стенах храмов и пирамид, а в Древней Греции цветок боярышника служил символом любви и мог быть подарен тому, к кому лежит душа.

Поскольку считается, что язык цветов возник на Востоке, предлагаю погрузиться в историю вопроса и ознакомиться с коротким отрывком из телепередачи «Семь дней истории» о цветах в искусстве Японии.

Ольга Янковая, автор творческого альманаха Artifex.ru, составила отличную подборку работ, по которым можно отследить развитие и изменение цветочной темы в искусстве разных стран и периодов.

Мартин Шонгауэр «Мадонна в беседке из роз», 1473. Беседка, увитая розами — олицетворение рая. Шипы на розовых кустах — символ тернового венца Иисуса, роза — традиционный цветок Марии. Белая роза — символ невинности, а одно из значений ириса — непорочное зачатие.
Джузеппе Арчимбольдо «Флора (Flora meretrix)», 1590. Мастер известен «овощными портретами», но среди его работ были и девушки-цветы.
Эжен Делакруа «Букет цветов», 1849-50. «Изображение цветов — борьба со временем», — считал автор, стремившийся успеть написать цветок до момента его увядания.
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851-52. Художник изобразил сцену гибели шекспировской героини. Розы возле щеки и платья, поле на берегу, по мнению Ольги Янковой, намек на то, что брат Лаэрт называл ее «розой мая». Ива, крапива и маргаритка связаны с болью и невинностью. Фигура Офелии была написана на полотне ​​позже: моделью стала фаворитка прерафаэлитов Элизабет Сиддал.
Винсент Ван Гог «Ирисы», 1889. Автор считал картину громоотводом для своей болезни: пока он писал, мог контролировать недуг. Врачи поставили художнику диагноз «эпилепсия височных долей».
Клод Моне «Кувшинки в цвету», 1914-17. Для этого художника кувшинки были объектом для медитации и умиротворения. Он часто писал свой сад с прудом, особенно тогда, когда окончательно переехал в загородный дом. 
Михаил Врубель «Роза в стакане», 1904. В этой работе художник, скорее всего, хотел отразить печаль, поскольку написана она в сложный для него период — смерть сына, болезнь.
Сальвадор Дали «Цветок (Медитативная роза)», 1958. У художников более поздних периодов — свое видение и трактовка. «Цветок» Сальвадора Дали (1904-1989) будто солнце, освещающее мир любовью.
Энди Уорхол «Цветы», 1964. Именно в этой картине Уорхол впервые отходит от произведений на основе рекламных изображений, обращаясь к природному сюжету, и создаёт настоящий символ поколения. Лозунгом движения хиппи были слова «Flower Power!».
Такаси Мураками «Дань уважения монопинку 1960», 2012. Красной линией идет через творчество художника переживание травмы после атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки в 1945 году. Может, в этой работе ярко-кислотные цветы пытаются предупредить нас об опасности?
Джефф Кунс «Тюльпаны», 1955. «Букет тюльпанов» — символ памяти, оптимизма и исцеления для движения вперед после ужасных событий, произошедших год назад в Париже», — писал Кунс в пресс-релизе в 2016 году об одном из вариантов «Тюльпанов». С 1954 по 1962 годы Алжир вел войну с Францией в борьбе за свой суверенитет. События тех лет — запретная тема для французов.

    Топ-5 работ выставки

    Как мы видим, художники обращались к цветочному мотиву по разным причинам: напомнить о страданиях Иисуса, рассказать о личной трагедии или высказаться насчет мировых событий. Для современных деятелей искусства и сегодня язык цветов выступает актуальным инструментом в рассуждении о разных, даже острых и провокативных, темах.

    Я, автор онлайн-издания «Типичная Москва», без 2-х минут магистр культурологии, посетила выставку и субъективно выделила 5 любопытных работ выставки «Все в сад!», которые стоит увидеть вживую.

    Даниил Антропов «Без названия», 2022. Керамика, стекло, глазурь. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»

    Открывает первый этаж выставки работа Даниила Антропова. Скульптура, похожая на вазу, словно живая: кажется, что она видоизменяется на глазах. Такой эффект создает застывшее «стекающее» по стенкам керамической фигуры стекло и глазурь. Хрупкость работы и сложная техника исполнения расширяют привычное понимание скульптуры.

    Анатолий Ерин «Ромашки» (слева) 1989 год и «Пион» (справа) 1986 год. Обе работы исполнены в технике желатино-серебряной печати. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»

    Идем дальше по первому этажу и встречаем неприметно спрятавшиеся в углу фото Анатолия Ерина. Российский фотограф принадлежит к отряду пикториалистов, т.е. создает фото-работы на грани с изобразительным искусством. Действительно, сложно сразу понять, что перед нами фотографии: исполненные будто в технике сфумато*, изобретателем которой считается Леонардо да Винчи, цветы в вазах источают нежность и своей загадочностью очаровывают зрителя.

    *Сфумато (от ит. fumo — «дым») — живописная техника, при которой тональные переходы и тени наносятся мягко, слой за слоем, за счет чего достигается эффект тумана или дымки.

    Араки Нобуёси. Из серии «Чудовищный рай», 2017. Цифровая печать. Фрагмент. Фото сделано автором онлайн-издания «Типичная Москва»
    Араки Нобуёси. Из серии «Чудовищный рай», 2017. Цифровая печать. Фрагмент. Фото сделано автором онлайн-издания «Типичная Москва»
    Араки Нобуёси. Из серии «Чудовищный рай», 2017. Цифровая печать. Фото сделано автором онлайн-издания «Типичная Москва»

      На втором этаже выставки вам будет сложно пройти мимо работ японского фотографа Араки Нобуёси под общим названием «Чудовищный рай». Если внимательно рассмотреть каждую из фотографий, то в буйстве сочных красок цветочных композиций можно увидеть и змею, и опасно шипящего кота, и обнаженных женщин, попавших в веревочные оковы шибари*.
      «Может, в раю не так прекрасно, как мы думаем? Может, нам не стоит туда так отчаянно стремиться?» — будто спрашивает нас автор.

      *Шибари — японская практика веревочного бондажа. В XV-XVI веках данная техника использовалась с целью обездвиживания пленников.

      Ирина Петракова «S» из серии «Coming out», 2019. Тренировочные штаны Adidas, вышивка. Фото сделано автором онлайн-издания «Типичная Москва»

      На третьем этаже выставки расположились две последние работы, о которых хотелось бы рассказать. Перед вами инсталляция Ирины Петраковой, которая рассуждает в русле феминистской повестки, поднимая вопрос сексуальной объективации. Цветок часто ассоциируется с женской сексуальностью. Так и в работе «S» из серии «Coming out» художница использует этот образ с той же целью: изобразить с помощью нежного цветка источник человеческого рода на Земле. Из-за наличия этого источника мужчины иногда не видят в женщинах личностей, а относятся к ним лишь как к инструменту (объекту) для сексуального удовлетворения.
      Цепляет простота высказывания и использование готовой узнаваемой формы — тренировочных штанов Adidas.

      Елена Попова «№ 1, 4, 6». Проект «Congello», 2010. Хрусталь, акрил. Фото сделано автором онлайн-издания «Типичная Москва»

      Пора детства. Летний сад бабушки, где высоко над землей растут яблоки «Антоновка» и добраться можно только с помощью стремянки. Что ты и делаешь, взбираясь словно на самую большую вершину мира и потом с радостью и громким причмокиванием смакуя победу.

      Наши теплые воспоминания, наши внутренние сады должны быть местом, куда хочется вернуться в тяжелые минуты жизни. Елена Попова, используя зеркало, хрусталь и акрил, в оригинальной технике рассуждает на тему мест памяти. Места без наших воспоминаний — лишенные красок пространства. И только нам под силу окрасить их с помощью наших эмоций.

      В заключение, предлагаю немного прогуляться по залам выставки «Все в сад!».

      Пространство выставки «Все в сад!», 2022. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»
      Пространство выставки «Все в сад!», 2022. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»
      Пространство выставки «Все в сад!», 2022. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»
      Пространство выставки «Все в сад!», 2022. Фото сделано автором издания «Типичная Москва»

        17 Июня 2022 — 27 Ноября 2022
        Часы работы: Вт-Вс 11:00 – 20:00
        Адрес: Москва, Трубниковский пер. 6 (от станции метро «Смоленская» Арбатско-Покровской линии идти пешком 6 минут)
        Билеты можно приобрести здесь

        Яна Емельянова

        Магистр культурологии, арт-журналист. Приглашения и предложения высылать на почту: yan.emelyan2017@yandex.ru
        Back to top button