Постсоветская Москва и поколение миллениума
В историческом модном контексте упоминания о России можно отнести только к началу 20 века: Санкт-Петербург и «Русские сезоны» Дягилева — яркие события в жизни любителей искусства . Тогда Россия была местом соединения Востока и Запада. Как говорил главный идеолог «Мира искусства» Бенуа, с первых спектаклей он почувствовал, что «скифы» представили в «столице мира», лучшее искусство, которое когда-либо существовало.
Фейерверк красок «Русского балета» заставил посмотреть на мир другими глазами, и это было принято парижанами с восторгом.
В книге «Рождение русского балета» князь Пётр Ливен писал: «Влияние русского балета чувствовалось далеко за пределами театра. Создатели мод в Париже включали его в свои творения…»
Позже же наступило время затишья, продолжавшееся до нынешних пор. Сейчас 21 век — время политических и экономических фрустраций, и вдруг Россия — это очень модно.
Русские дизайнеры завоевывают модные дома, запускают сверхуспешные линии производства, создают историю моды на русском языке. И здесь, в анклаве, не Санкт-Петербург, а Москва и ее уроженцы, уже превратившиеся в культ и фольклорный сюжет.
Одним из самых ярких представителей московской школы, пожалуй, можно считать Гошу Рубчинкского.
Выпускник художественной школы, Гоша начинал со стрижек своих друзей, позже работал стилистом совместно с Димой Логиновым, Костей Гайдай, Данилой Поляковым и Викой Газинской, снимал скейторов и никогда не думал заниматься непосредственно изготовлением одежды. В 2008 запустил собственную марку одежды, начиная с производства футболок, а сейчас Come des Garcons спонсирует его коллекции. Из тихого московского юношы Рубчинский выдвинулся в авторы, и говорит он о прожитом и выстраданном. Каждая его коллекция — автобиографичная.
Передавая уличную эстетику, в коллекциях четко прослеживается настроение московских улиц того недалекого времени: здесь и русский ренессанс и дворовые 90е, рассказ не о моде, а о возрасте и поколении, духе юности и переживаниях подростка — москвича.
Я постоянно о себе рассказываю, ищу, то есть это портрет себя через кого-нибудь. Я все время рисую свой портрет, у меня такое вот ощущение. ( Интервью Гоши Рубчинского для Numero №031 апрель 2016).
Предлагаем ознакомиться с воспоминаниями Виктора Пивоварова о Москве, представителя неофициального русского искусства, и посмотреть коллекции Рубчинского:
Вчера навестила меня тут Наташа Северная, приходили Игорь Макаревич с Леной Елагиной, Эдик Гороховский, Маша Чуйкова — все любимые мной люди, а сегодня… с моими друзьями Рубеном Варшамовым и Севой Освером… мы сидим не за тем длинным столом, а за маленьким, сбоку, у самого окна. Чтобы быть ближе, совсем вплотную к нашему городу, огромному, как огромна наша любовь к нему. Слева он освещен сейчас пронзительными лучами вечернего солнца, а справа над ним, над его сверкающими крышами, над сияющими, как будто за ними пожар, окнами огромная синяя туча. Это наш город, только наш. Исчезнут чердаки и подвалы с нашими мастерскими, перестроят улицы и переулки, по которым мы бродили, разрушат дома, где мы жили, но город, наш город, великий и ужасный, останется навсегда.
Пройдет тысяча лет, и так же, как сейчас, справа будет висеть синяя туча и слева ослепительное московское солнце будет освещать дома — и это будет самый прекрасный, самый мимолетный и самый вечный памятник всем нам.
Мы сидим пьем водку. На нашем столе хлеб, свежие огурцы, зеленый лук и копчушки.
Нам хорошо.
В.П. Сева, ты родился в Харитоньевском, Рубен, ты поменял кучу квартир, но все почему-то на этом пятачке вокруг Чистых прудов. А знаете ли вы, что мы сидим в сакральном центре Москвы, в том месте, где рождалась вся русская культура. Рубен. Как это? Поясни.
В.П. Ты давай наливай. Вот смотри, возьмем девятнадцатый век. Кто у тебя в Армянском родился?
Рубен. Тютчев. А за углом Веневитинов с любомудрами. Сева. А у Красных Ворот Лермонтов.
Рубен. А на Басманной Чаадаев жил.
В.П. Этот сакральный центр Москвы имеет очень четкие границы. Снизу Разгуляй, где произошло главное событие русской культуры — родился Пушкин, сверху конец Мясницкой, где застрелился Маяковский. Слева Покровские Ворота и Маросейка, справа Сретенка.
Сева. На Маросейке Бакунин, на Мясницкой Училище живописи ваяния и зодчества с Перовым, Саврасовым, Серовым, Поленовым.
Рубен. А в двадцатые годы там же Вхутемас! Татлин, Родченко, Архипов, Павел Кузнецов. Фаворский там жил. Недалеко мастерские Фалька, Кандинского. Наш Андрей Дмитриевич Гончаров!
Сева. В том же красном доме Леонид Пастернак с Борей.
В.П. Ну а теперь наши. С левого фланга Булатов и Васильев у Чистых прудов, с правого — Эрнст Неизвестный в Сергиевском переулке.
Рубен. Женя Бачурин на Стопани. На Покровке Гробман, после него Ламм и Стесин.
Сева. Вы сами-то оба на Маросейке в доме тринадцать! Рубен. Юра Соболев за Тургеневской библиотекой, в Уланском переулке мастерская Володи Янкилевского и Коли Попова. В.П. В Ананьевском — Холин.
Сева. Куперман и Кирилл Дорон во втором красном доме за Вхутемасом.
Рубен. А где сидим, забыли? Кабаков и Соостер в доме “Россия”!
В.П. Ну а после нас молодые, которых вы, может быть, не знаете, все главные группы восьмидесятых и девяностых годов: “Чистые Пруды”, “Мухоморы”, “Детский сад”, “Фурманный”, “Чемпионы мира” — все здесь.
Сева: Так выпьем, за сакральную Москву! Рубен, наливай!
Когда совсем стемнело, вдруг начался салют. Никаких праздников в этот день не было. Видимо, в честь нашей встречи.
(В. Пивоваров. Влюбленный агент. 2-е изд., перераб. и доп.-М.: ООО Арт Гид. — 368 с., илл.)
Осознанное использование русской культуры выводит моду на новый уровень: автобиография от первого лица, мода со смыслом. И главное, из андерграунда Россия выходит на мировые подиумы.
Быть взрослыми и юными одновременно — вот, что определяет московских представителей модного мира. Здесь как бывает на концертах: нужно четко следовать списку произведений, мастерски их исполнять, однако и найти место для импровизации и экспрессии. Пусть, смело говорю, наши коллекции не выверены до мельчайших деталей, иногда кажутся грязными и чуть грубоватыми, однако они честные и повернутые лицом к реальному человеку.
Автор: Марина Ульянова