История

87 лет назад в Москве взорвали Храм Христа Спасителя

5 декабря 1931 года над центром Москвы прогремел взрыв. На Берсеневской набережной толпились люди вокруг городской нищенки, которая причитала о скором конце света:


«…И пойдет брат на брата и сын на отца. Храмы Божьи порушат до основания! И настанут тогда последние времена!»

Это была некая Филимоновна, имевшая свое место на паперти Храма Христа Спасителя. Которого не стало в тот субботний морозный день.

Немного предыстории.

С пророчествами у этого места сразу не заладилось.

Еще до строительства храма здесь, у Пречистенских ворот, стоял Алексеевский женский монастырь. В 1837 году его выселили, постройки были снесены и в честь воинов, погибших в войне с Наполеоном 1812 года был заложен храм. Говорили, будто игуменья монастыря прокляла строителей и предрекла, что «сему месту пусту быть».

Решение о строительства памятника героям Отечества принял Александр I, однако, храм возводился целых 44 года, и в его создании успели принять участие еще три императора – Николай I, Александр II и Александр III.

Первая версия храма должна была появиться на Воробьевых горах – император часто называл это место «короной Москвы». Проект 28-летнего масона Карла Витберга не имел ничего общего с тем, что появилось впоследствии. Храм был втрое больше современного, включал в себя Пантеон погибших, колоннаду из 600 колонн, выполненных из трофейных пушек, а также памятники правителям и видным полководцам.

Дело не пошло сразу по нескольким причинам, в числе которых неустойчивость почвы и морального облика застройщика – при проверке всплыли факты финансовых растрат, Витберга арестовали и отправили в ссылку.

Архитектор Константин Тон, автор второго проекта, который мы все знаем, был приглашен уже Николаем I в 1831 году. Тогда и было выбрано место у Пречистенских ворот, а облик храма сложился в лучших традициях византийского стиля, так любимого императором и более близкого русскому зодчеству.

Работа закипела, для транспортировки гранита и мрамора из европейской части России был прорыт Екатерининский канал, который соединил Москву реку с Волгой.

Над росписью храма работали Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, храм стал центром религиозной и культурной жизни столицы. Он продолжал существовать и после революции, несмотря на то, что в 1918 году специальным декретом было прекращено финансирование церквей.

А потом раскол всего и вся в стране достиг и церкви, во всем начали искать провокации, угрожающие новому строю. Нашли контрреволюцию и в деятельности храма.

Проклятье игуменьи сбывается…

А потом, в 1922 году, один умный человек подкинул идею возвести в Москве еще одно идолопоклонническое сооружение – Дворец советов со стометровой статуей Ленина, которая венчала бы самое высокое здание в мире.
Решение о его строительстве принял лично Сталин. На заседании ЦИК СССР постановили: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади». Начало сбываться проклятье игуменьи.

Ценность архитектуры и внутреннего убранства называли «ложно-исторической». Борис Иофан, архитектор молодого социализма и автор проекта Дворца Советов писал: «Большой и грузный, сверкающий своей позолоченной главой, похожий одновременно на кулич и на самовар, он давил на окружающие его дома и на сознание людей своей казенной, сухой, бездушной архитектурой… Пролетарская революция смело заносит руку над этим грузным архитектурным сооружением, как бы символизирующим силу и вкусы господ старой Москвы»

 

    Стоит отметить, что не все, принимавшие какое-либо участие в этом чудовищном акте вандализма, делали это с упоением борцов с проклятым прошлым. Как известно, иногда в те годы отказаться было смерти подобно. Вот как вспоминает те дни кинооператор документалист Владислав Микоши, которому поручили снимать процесс сноса Храма:

    «Тогда всё, что я должен был снимать, было как страшный сон; от этого хочешь проснуться и не можешь. Погибала уникальная живописная рукопись на стенах Собора. Через широко распахнутые двери выволакивались с петлями на шее чудесные мраморные творения. Их сбрасывали с высоты на Землю — в грязь! У ангелов, которые ненадолго зависали над городом, отлетали руки, головы, крылья…»

    Снятые мраморные и гранитные плиты были использованы в дальнейшем в отделке вестибюлей метрополитена и некоторых зданий. В частности, гранит именно со стен Храма Христа Спасителя украшает сейчас фасады здания Государственной Думы РФ – бывшего здания Совета труда и обороны. Часть разрушенных горельефов приютил у себя Музей архитектуры – сегодня их можно увидеть на территории Донского монастыря и убедиться в катастрофической разнице между ними и бронзовым новоделом.

    Работы по разборке здания продолжались почти полгода, время поджимало, но рабочие так и не могли справиться с основанием фундамента. Тогда было принято решение взорвать храм.

    Один взрыв не смог справиться со святыней, пришлось заложить взрывчатки побольше. Со второго раза «рухнул храм старой веры»…

    …Напоследок можно вспомнить проклятие игуменьи Алексеевского монастыря, предрекавшей, что не быть на этом месте ничему. Совпадение или нет, но и грандиозный план насчет Дворца Советов не был осуществлен – Великая Отечественная война не дала продолжить уже начатое строительство. Не прижился здесь и бассейн «Москва», выстроенный в 1960 году на фундаменте Дворца.

    В 1999 году произошло триумфальное возвращение Храма Христа Спасителя. Точнее, условной внешней копии исторического оригинала.

    Но это уже совсем другая история…

    Ольга Колоскова

    Люблю Москву и говорю о ней просто, без затей. Вожу московскими маршрутами горожан и гостей столицы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Back to top button