18 апреля в широкий прокат выходит долгожданная экранизация повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» с Петровым и Хабенским, «русским Тимоти Шаламе» и, наконец, Дашей Верещагиной — теперь-то однозначно стоит запомнить имя «новой Алисы».
«Продуктовый портфель» российского кинематографа наконец-то пополнился тем, чего нам всем откровенно не хватало в последние годы — достойной и дорогой (в пределах разумного) фантастикой с голливудской картинкой, «нашими супергероями» и при всём при этом ещё и на базе всенародно любимого литературного первоисточника.
Сразу внесём ясность: это не «ремейк советской классики» — это совершенно новый, свежий и независимый продукт, взявший от повести Кира Булычёва чуть больше, чем имена персонажей. Мы вновь увидим на экране Алису Селезнёву, Колю Герасимова и Весельчака У (а ещё Глота, которого позаимствовали из «Тайны третьей планеты»), но их похождения не просто изменены до неузнаваемости, но и перенесены в другой таймлайн, в наши дни (т.е. никакого кефира и красных галстуков). При этом этот новый продукт — давайте уже называть его словом «блокбастер» — самобытен и целен сам по себе — он не требует прочтения повести, изучения лора и авторской вселенной, даже не требует прочтения статьи в Википедии — просто приходите и наслаждаётесь. Вот оно — кино, идеально подходящее для людей, которые берут билеты на ближайший по времени сеанс.
«Есть огромное количество произведений Булычёва, но меня будоражит именно эта повесть и её советская экранизация. У меня есть внутреннее понимание, почему мы сняли этот фильм: потому что погружение в мир, вселенную Алисы Селезнёвой логично начинать через наше время, через путешествие в эту вселенную глазами наших современников. Так органичнее и проще, чем сразу оказаться в будущем с Алисой. Мне кажется, так сработала экранизация в советское время и так должно сработать сейчас», — говорит Александр Андрющенко.
Снял картину Александр Андрющенко — режиссёр-почти дебютант и человек с большим продюсерским опытом («Лёд», «Чики», «Повелитель ветра»), который успел поработать в тандеме с Жорой Крыжовниковым и Фёдором Бондарчуком. По его задумке, которая в целом сработала на отлично, действие из 1976 года переносится в 2024-й, ибо современные дети не готовы смотреть в кино на пионеров, т. к. любое их появление делает фильм «историческим». В итоге же у нас полноценное young adult — кино не для подростков, но про подростков. Коля (Марк Эйдельштейн) и Алиса (Даша Верещагина) учатся в старшей школе (конечно, в Чертанове — где же ещё, в самом деле) только с разницей в 100 лет: она — в 2124-м, а он — в наше время. Алиса скучает на школьных уроках, а дома страдает от гиперопеки отца, который искренне пытается заменить дочери её безвременно потерявшуюся в прошлом мать. Коля — жертва буллинга, который ещё и читает рэп (интересно, что фристайл, который зачитывает герой на экране, был написал сыном режиссёра) и страдает из-за неразделённой любви. Ломая четвёртую стену, он обращается к зрителю в тирадой формата «как я докатился до жизни такой», настраивая нас на нужный ритм и раскрывая особый вайб картины — дальше такого будет ещё больше. Коля наш, правда, ведёт себя аки 12-летний пионер, поставивший кляксу или опоздавший на линейку. Так откровенно тушеваться мог лишь один попаданец — попавший в малинник Семён из «Бесконечного лета». И тот под конец — не без вашей помощи — начинает въезжать в тему, а Коля если не безнадёжен, то близок к этому.
Даша Верещагина, она же Алиса — не Наташа Гусева (нет, не в том смысле, что «ой, она далеко не Наташа Гусева!» — напротив, это взрослая состоявшаяся актриса с законченным ГИТИСом за плечами), но вполне может сыскать славу подросткового (да и не только) секс-символа — благо Алиса Селезнёва у нас чистая «альтушка с Госуслуг». Не уверен, что девушки, сверкая пятками, побегут в салоны делать «стрижку, как у Алисы», а вот парням в наши дни проще — чтобы отправить письмо актрисе не нужно даже ходить на почту. Показываю один раз: @rudyashkaa — найдёте.
Каст заслуживает отдельного внимания хотя бы по тому, что сыгравший Глота Юра Борисов здесь, в этом образе, просто вылитый Фейд-Раута Харконнен на максималках, только ещё и со сверхспособностями, и воплотивший игривого и озорного буйно помешанного Весельчака У Александр Петров играют реально лучшие роли в карьере. Кроме шуток. Хабенский, отец Алисы, просто Хабенский, а робот Вертер и вовсе «развоплотился» и стал выглядеть как летающий утюг с характером своего собрата — робота Марвина из «Автостопом по галактике», зато его озвучил Фёдор Бондарчук.
Что дальше по сюжету? Есть коротко и без спойлеров: миелофона не будет — вместо него космион, сгусток энергии, при помощи которого можно перемещаться во времени, но только на 100 лет вперёд или назад, ни больше ни меньше. Одолев космических пиратов, мать Алисы Кира (Виктория Исакова), прячет устройство-макгаффин в нашем времени, где и остаётся сама, работая учителем физики. В классе, где учится наш главный герой, который однажды находит артефакт и переносится в будущее. Ну и закрутилось…
Можно предположить, почему именно нам так коротко и куцо показывают таймлайн Алисы — всё потому что на его детальную проработку просто не хватило бюджета, вот и вынуждены мы смотреть на общие планы футуристичной Москвы, где только и можно распознать, что высотку МГУ, всё ещё господствующую над окружающим ландшафтом. К сожалению, сочная картинка при детальном её изучении начинает рваться, грин-скрин, конечно, не просвечивает, но видно, что сделали «на все деньги» и больше их уже просто не осталось. Скажем так, начали в стиле «хай-тек», продолжили в стиле «пусть-так». Но это не критично, правда.
Кстати, ещё пару слов про будущее: последователи Греты Тунберг, кажется, всё же добились своего — летающие машины хотя и существуют, но при этом используются по назначению редко в связи с их низкой энергоэффективностью. Почему я так так уделяю внимание этой детали? А всё потому что это весь лор, в который погружают зрителя. Вот буквально, ещё мы узнаем, что люди будущего заново выводят вымершие виды животных путём восстановления генома, у них есть роботы-помощники. Это из новинок, но что-то при этом вечно, например очереди перед банкоматом Сбербанка — только теперь в них стоят представители инопланетной фауны всех цветов и размеров, а ещё роботы. И да — Почта России всё так же долго доставляет письма, на чём в общем-то и завязан один из главных сюжетных твистов.
«Мне бы хотелось, чтобы нам ещё предстояло разведать это будущее по-настоящему, потому что в нашем фильме мы его коснулись совсем чуть-чуть. Очень мало экранного времени, чтобы рассказать о приключениях героев, поэтому мы поглядели на это светлое будущее в щёлочку. Идея его в общем-то довольно простая: хотелось, чтобы это будущее было таким, в котором нам всем хотелось бы жить», — описывает мир Алисы Александр Андрющенко.
При этом экшн-сцены сделаны добротно, а «темпоральная интерференция» и прочая научная и околонаучная лексика звучит как никогда уместно — у картины был научный консультант, режиссёр ручается, что антинаучного бреда здесь нет от слова совсем. Дотошные YouTube-блогеры, конечно, всё равно снимут разборы, но, на первый взгляд, всё чисто.
И, наконец, самое ценное, что здесь есть — это метаирония, которая плещет через край. Когда режиссёр не стесняется шутить над своими предыдущими проектами, обыгрывать «культовую» сцену из «Притяжения» (помните же петровское «это наша земля!»), когда ник Даши Верещагиной в запрещённой сети появляется в виде ника персонажа игры Warface, в которую играет Фима (Кирилл Митрофанов), когда достойнейший поднимает молот Тора, чтобы засандалить им антагониста, когда «Танос вообще не тупой!» и когда «а разговоров-то было» — это кайф. А уж то, как герой Марка представляет своим одноклассникам Алису — «В общем, это гостья из будущего» — это просто мем уровня шуток про Чака Норриса в «Неудержимых». Вселенная схлопнулась, одним словом.
Не скатываясь в пересказ, стоит сказать, что будет много схваток с космическими пиратами, разные варианты будущего, порабощённое человечество и борьба за судьбу вселенной — ставки как никогда высоки. В основном, правда, в наши дни или в антиутопичном мире а-ля «Бегущий по лезвию» или даже «Матрица». Нужно ли говорить, что по сравнению с сериалом 1984-го здесь совершенно другой масштаб: и картинки, и сюжета, и проблематики. Неожиданно, что 2,5-часовой фильм смотрится на одном дыхании.
Но чем всё-таки хороша развязка советского сериала, это тем, что все пионеры остались удовлетворены, искуплены и вознаграждены предсказаниями, и Алиса возвращается в свой таймлайн с чистой совестью и со спокойным сердцем. У Андрющенко же это 1:1 финал «Тёмных начал»: между героями не просто искра-буря, а настоящее безумие, и да — они не могут быть вместе, ибо континуум порвётся и *длинное научное обоснование*. Поэтому сэ-ля-ви, нет любви — просто на разрыв. Ну, так, конечно, делать нельзя — если уж взяли перекраивать сюжет, подайте нам «хорошую концовку», а то вроде перенесли действие в 2024-й, а месседж «в СССР секса нет» просто красной линией через все 2,5 часа проходит. А всё почему? Потому что рейтинг 6+. Красиво! Но если в СССР просто секса не было, то у Андрющенко и любви-то нет никакой — никаких тебе трогательных сцен прощания, никаких «я найду способ» — это не дело и это не канон. Хочу любовную линию! В общем, в кино идти стоит однозначно, но не без бумажных платочков. Там ещё звучит та самая музыка Крылатова и «Прекрасное далёко» включат, так что берите две пачки сразу.