155 лет назад, 22 октября 1870 года, родился последний классик русской литературы Иван Алексеевич Бунин. Событие, безусловно, имеющее значение для всей нашей культуры, но для Москвы особенно. Немало изящных и тёплых строк мастер посвятил столице.
О его творчестве мы побеседовали с кандидатом филологических наук, преподавателем РЭУ им. Г.В.Плеханова, поэтом и писателем Валерием Костиковым

Что современному читателю необходимо знать о Бунине?
Что это один из лучших писателей в истории русской литературы. Одно из главных её имён. Нобелевский лауреат, причём в те годы, когда её вручение не было связано с политическими подтекстами. Ювелирный по точности литературный критик. Хотя порой очень субъективный. И саркастически язвительный.
Одновременно и философ, поднимавший глубочайшие вопросы о смысле жизни, о жизни и смерти, о нашем бытии. И при этом тончайший стилист
Актуально ли его творчество сейчас?
Конечно, классика всегда актуальна. Над временем и, пожалуй, даже вне его. Но если говорить про актуальность, что называется, в моменте, мне кажется, здесь стоит обратить внимание на «практикоориентированность» современного человека. Её слишком много. Прагматизм, утилитарность как черты восприятия мира. Вот такая «несовременная» стилистика, с чрезвычайно высокой ролью эстетической составляющей в тексте сейчас очень нужна. И с правильной расстановкой акцентов: сначала вечное, потом вещное. То есть, это как бы все и так знают, но современная жизнь порой заставляет людей об этом всерьёз забывать. А Бунин умеет не просто задавать векторы, а убедительно это показывать. Не говоря уже просто о том, что чтение его прозы доставляет огромное удовольствие
Скажите как филолог, в чем вклад Бунина в литературу?
Он поднял русскую прозу на невероятную высоту. Соединил классическую прозу и модернистскую, взяв лучшее и от той, и от той. Тут уместно модное медийное слово «конвергенция» употребить. Когда две сущности срастаются и образуют нечто новое. Также многие исследователи отмечают, что он как бы стер границу между прозой и поэзией. И его проза максимально поэтична, а поэзия нарративна.
Многие произведения стали считаться классическими ещё при его жизни: «Жизнь Арсеньвеа», «Тёмные аллеи». Мало кто так, как Бунин умеет создать атмосферность текста. Это ещё к слову об актуальности его в наше время. Современный читатель ценит это едва ли не в первую очередь. Бунин мастерски передает тонкие оттенки человеческих переживаний. Бесфабульность, которую традиционно считают одной из важных особенностей его прозы, помогает сместить акцент на человеческое восприятие, на пространство души. Читатель погружается в художественное пространство чувств и эмоций, как в объективную вселенную, метавселенную, говоря современным языком. По сути бунинский стиль и слог прекрасно иллюстрируют, раскрывают мысль Лермонтова, что история человеческой души, перипетии внутреннего мира могут быть едва ли не важней и интересней истории целого народа.
И в отношении внешнего, объективного мира бунинская проза также заслуживает самых высокий оценок. Её язык. Цветовая палитра, запахи, звуки, вся эта тонкая игра мироздания. Одновременно в эту палитру вплетаются мысли и поступки героев. Всё становится частью единого очень изящного, ёмкого и красочного полотна. Без перебора в изобразительности при этом. Точность вежливость королей, как говорится
За что вы как читатель любите творчество Бунина?
Я обожаю его почерк, его интонации. Как настоящий актёр, когда играет одну и ту же роль в спектакле, который идёт каждую неделю, всякий раз исполняет её немного по-разному. Так для меня произведения, которые я читал не единожды, всегда звучат по-новому. Я одновременно и отдыхаю, и наслаждаюсь, и обогащаюсь, открываю какие-то новые глубины. А такое далеко не про каждого писателя, даже классика, можно сказать. С кем-то, к примеру, погружаться в экзистенциальные и даже мистические глубины возможно, а вот отдохнуть совсем не получится. Кто-то наоборот дарит тебе возможность снять напряжение, но подлинной глубины у него не находишь
Ещё я хочу сказать парадоксальную, на первый взгляд, вещь. Вроде бы Бунина мы напрямую не ассоциируем с античностью. Скорее, Мандельштама или Михаила Кузмина, а из прозаиков какие-то её отголоски, наверное, можно у Толстого или Тургенева найти. Но мне кажется, что никто не передал так её энергетику, её космос, метанарратив, в конце концов, как Бунин. Причём, даже не как историческое время, а то, как она представлена в искусстве, её образ. Солнечность, жизнерадостность, лёгкость, страстность, стремление к высокому, поэтичность и вообще повышенный эстетизм восприятия. Вот именно Бунин, как никто другой, взрастил эти черенки на нашей почве. С другой стороны, по-своему эта мысль очень даже логична. Лотман писал, что в силу воспитания русский дворянин смотрел на мир сквозь призму античности, а Бунина как раз и называют последним классиком
Какие произведения кажутся вам наиболее заслуживающими внимания? Что порекомендуете тем, кто не читал, или тем, кто хочет перечитать?
Здесь я не оригинален. «Тёмные аллеи», конечно же. Уникальная вещь. Вроде так все просто и очевидно, а так неуловимо. И думаю, что это один из лучших образцов чувственности и эротизма во всей мировой литературе вообще.
А моя самая любимая книга наверное «Тень птицы». Это сборник таких трэвел-очерков. Причём, вначале автор путешествует по Чёрному и Средиземному морям, описывает жизнь в Стамбуле и Каире. В книге много наблюдений, деталей. А потом дневник путешествий превращается в описание паломничества. Автор посещает Святую Землю. И тоже мастерски передает ощущение соприкосновения с сакральным
А вот выше вы охарактеризовали Ивана Алексеевича как меткого, но язвительного критика. Можете об этом рассказать поподробнее?
Да, с удовольствием. Иван Алексеевич порой правда очень язвителен, резок. Например, как он называл Михаила Кузмина, я не могу повторить в печати. Причём, не его творчество, а его самого. Вдвойне обидно, потому что я творчество Кузмина обожаю. К слову, считаю его цикл «Форель разбивает лёд» высшим взлётом русской поэзии.
Но в большинстве своих оценок Бунин невероятно точен. Например, «Цветаева с её непрекращающимся всю жизнь ливнем диких строк и звуков в стихах». Тоже резковато, конечно. Но очень точно. При всем уважении к классику, прекрасной поэтессе, но у неё и вправду эмоциональный накал зашкаливающий. Кому-то это и нравится. Но часто можно услышать мнение, что пишет Цветаева прекрасно, но много читать её не могу из-за излишней стихийности, темпераментности (если не сказать истероидности) лирической героини.
Или про Маяковского. Я, скажем, как читатель долгое время его не любил и при этом не мог понять за что. И это мне объяснил Бунин. В «Окаянных днях» прочитал: «Маяковский держался с какой-то хамской независимостью..». И тут меня осенило, случился, как говорится, инсайт, озарение. Хамской не в значении грубости, а в значении отрицания авторитетов, низвержения многих традиционных основ. «Есть я и солнце». На уровне энергий всегда чувствовал это в большинстве его стихов(кроме тех, где речь идёт про несчастную любовь), но выразить не мог. А Бунин подсказал, указал. При этом замечу, что любить и понимать – разные вещи. Маяковского я только сейчас в какой-то мере полюбил, но великим поэтом его всегда считал
Как вы понимаете, нас особо интересуют произведения Бунина, посвященные Москве… На какие стоит обратить внимание в первую очередь?
Москва у него упоминается во многих вещах. «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Благосклонное участие» и других. Но самый яркий образ, пожалуй, дан в «Чистом понедельнике». Написано настолько красиво и при этом реалистично, что возникает ощущение, будто это репортаж, «прямое включение» из прошлого. Бунин поймал некую такую неуловимость, противоречивость, таинственность нашего города. Рассказ-мистерия. Столица хлебосольная, пестрая, в собольих мехах.. Вся эта пышность дореволюционной жизни, светскость и в то же время славянская теплота, сердечность. Высшая точка, апогей светской жизни превращается в духовное падение.. А потом бац! И героиня уходит в монастырь – Москва хлебосольная превращается в Москву златоглавую
Описание творчества Бунина, чтобы его можно было уместить в reels
От неотвратимости до неуловимости. Под сенью небес. В свете невероятной красоты
Любимая цитата
Уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни
Когда мы с вами говорили в прошлый раз, вы упомянули, что пишете повесть. Как складывается её судьба? Можете сказать, что Бунин повлиял на вас как на автора?
Прежде всего, начну с того, что повесть оказалась романом. Так сказали мне несколько человек, что его прочитали, но определяющим здесь является оценка одного литературного критика. Причём, критика в своей среде признанного, его и на канале «Культура» периодически можно было видеть, и в жюри масштабных литературных конкурсов. Сейчас я роман дорабатываю. Пока могу сказать только название — «Колодец вина».
Повлиял ли на меня Бунин как на автора — это самый сложный вопрос. Думаю, сказать «да» будет слишком комплементарным по отношению к самому себе. Хотя мне, например, не очень близок современный, «марвелловский» подход к тексту: вначале романа обязательно должны быть действия вместо описания героя. Это совсем не по-бунински.
Совершенно точно могу сказать, что Бунин повлиял на меня как на личность. Как в старших классах я прочитал «Митину любовь», так он стал одним из моих любимых авторов. И моё мироощущение не в последнюю очередь сформировалось под влиянием его творчества