ИсторияКниги и литература

Под знаком Бунина: юбилей русского гения

155 лет назад, 22 октября 1870 года, родился последний классик русской литературы Иван Алексеевич Бунин. Событие, безусловно, имеющее значение для всей нашей культуры, но для Москвы особенно. Немало изящных и тёплых строк мастер посвятил столице.

О его творчестве мы побеседовали с кандидатом филологических наук, преподавателем РЭУ им. Г.В.Плеханова, поэтом и писателем Валерием Костиковым

Валерий Костиков

Что современному читателю необходимо знать о Бунине?

Что это один из лучших писателей в истории русской литературы. Одно из главных её имён. Нобелевский лауреат, причём в те годы, когда её вручение не было связано с политическими подтекстами. Ювелирный по точности литературный критик. Хотя порой очень субъективный. И саркастически язвительный.

Одновременно и философ, поднимавший глубочайшие вопросы о смысле жизни, о жизни и смерти, о нашем бытии. И при этом тончайший стилист

Актуально ли его творчество сейчас?

Конечно, классика всегда актуальна. Над временем и, пожалуй, даже вне его. Но если говорить про актуальность, что называется, в моменте, мне кажется, здесь стоит обратить внимание на «практикоориентированность» современного человека. Её слишком много. Прагматизм, утилитарность как черты восприятия мира. Вот такая «несовременная» стилистика, с чрезвычайно высокой ролью эстетической составляющей в тексте сейчас очень нужна. И с правильной расстановкой акцентов: сначала вечное, потом вещное. То есть, это как бы все и так знают, но современная жизнь порой заставляет людей об этом всерьёз забывать. А Бунин умеет не просто задавать векторы, а убедительно это показывать. Не говоря уже просто о том, что чтение его прозы доставляет огромное удовольствие

Скажите как филолог, в чем вклад Бунина в литературу?

Он поднял русскую прозу на невероятную высоту. Соединил классическую прозу и модернистскую, взяв лучшее и от той, и от той. Тут уместно модное медийное слово «конвергенция» употребить. Когда две сущности срастаются и образуют нечто новое. Также многие исследователи отмечают, что он как бы стер границу между прозой и поэзией. И его проза максимально поэтична, а поэзия нарративна.

Многие произведения стали считаться классическими ещё при его жизни: «Жизнь Арсеньвеа», «Тёмные аллеи». Мало кто так, как Бунин умеет создать атмосферность текста. Это ещё к слову об актуальности его в наше время. Современный читатель ценит это едва ли не в первую очередь. Бунин мастерски передает тонкие оттенки человеческих переживаний. Бесфабульность, которую традиционно считают одной из важных особенностей его прозы, помогает сместить акцент на человеческое восприятие, на пространство души. Читатель погружается в художественное пространство чувств и эмоций, как в объективную вселенную, метавселенную, говоря современным языком. По сути бунинский стиль и слог прекрасно иллюстрируют, раскрывают мысль Лермонтова, что история человеческой души, перипетии внутреннего мира могут быть едва ли не важней и интересней истории целого народа.

И в отношении внешнего, объективного мира бунинская проза также заслуживает самых высокий оценок. Её язык. Цветовая палитра, запахи, звуки, вся эта тонкая игра мироздания. Одновременно в эту палитру вплетаются мысли и поступки героев. Всё становится частью единого очень изящного, ёмкого и красочного полотна. Без перебора в изобразительности при этом. Точность вежливость королей, как говорится

За что вы как читатель любите творчество Бунина?

Я обожаю его почерк, его интонации. Как настоящий актёр, когда играет одну и ту же роль в спектакле, который идёт каждую неделю, всякий раз исполняет её немного по-разному. Так для меня произведения, которые я читал не единожды, всегда звучат по-новому. Я одновременно и отдыхаю, и наслаждаюсь, и обогащаюсь, открываю какие-то новые глубины. А такое далеко не про каждого писателя, даже классика, можно сказать. С кем-то, к примеру, погружаться в экзистенциальные и даже мистические глубины возможно, а вот отдохнуть совсем не получится. Кто-то наоборот дарит тебе возможность снять напряжение, но подлинной глубины у него не находишь

Ещё я хочу сказать парадоксальную, на первый взгляд, вещь. Вроде бы Бунина мы напрямую не ассоциируем с античностью. Скорее, Мандельштама или Михаила Кузмина, а из прозаиков какие-то её отголоски, наверное, можно у Толстого или Тургенева найти. Но мне кажется, что никто не передал так её энергетику, её космос, метанарратив, в конце концов, как Бунин. Причём, даже не как историческое время, а то, как она представлена в искусстве, её образ. Солнечность, жизнерадостность, лёгкость, страстность, стремление к высокому, поэтичность и вообще повышенный эстетизм восприятия. Вот именно Бунин, как никто другой, взрастил эти черенки на нашей почве. С другой стороны, по-своему эта мысль очень даже логична. Лотман писал, что в силу воспитания русский дворянин смотрел на мир сквозь призму античности, а Бунина как раз и называют последним классиком

Какие произведения кажутся вам наиболее заслуживающими внимания? Что порекомендуете тем, кто не читал, или тем, кто хочет перечитать?

Здесь я не оригинален. «Тёмные аллеи», конечно же. Уникальная вещь. Вроде так все просто и очевидно, а так неуловимо. И думаю, что это один из лучших образцов чувственности и эротизма во всей мировой литературе вообще.

А моя самая любимая книга наверное «Тень птицы». Это сборник таких трэвел-очерков. Причём, вначале автор путешествует по Чёрному и Средиземному морям, описывает жизнь в Стамбуле и Каире. В книге много наблюдений, деталей. А потом дневник путешествий превращается в описание паломничества. Автор посещает Святую Землю. И тоже мастерски передает ощущение соприкосновения с сакральным

А вот выше вы охарактеризовали Ивана Алексеевича как меткого, но язвительного критика. Можете об этом рассказать поподробнее?

Да, с удовольствием. Иван Алексеевич порой правда очень язвителен, резок. Например, как он называл Михаила Кузмина, я не могу повторить в печати. Причём, не его творчество, а его самого. Вдвойне обидно, потому что я творчество Кузмина обожаю. К слову, считаю его цикл «Форель разбивает лёд» высшим взлётом русской поэзии.

Но в большинстве своих оценок Бунин невероятно точен. Например, «Цветаева с её непрекращающимся всю жизнь ливнем диких строк и звуков в стихах». Тоже резковато, конечно. Но очень точно. При всем уважении к классику, прекрасной поэтессе, но у неё и вправду эмоциональный накал зашкаливающий. Кому-то это и нравится. Но часто можно услышать мнение, что пишет Цветаева прекрасно, но много читать её не могу из-за излишней стихийности, темпераментности (если не сказать истероидности) лирической героини.

Или про Маяковского. Я, скажем, как читатель долгое время его не любил и при этом не мог понять за что. И это мне объяснил Бунин. В «Окаянных днях» прочитал: «Маяковский держался с какой-то хамской независимостью..». И тут меня осенило, случился, как говорится, инсайт, озарение. Хамской не в значении грубости, а в значении отрицания авторитетов, низвержения многих традиционных основ. «Есть я и солнце». На уровне энергий всегда чувствовал это в большинстве его стихов(кроме тех, где речь идёт про несчастную любовь), но выразить не мог. А Бунин подсказал, указал. При этом замечу, что любить и понимать – разные вещи. Маяковского я только сейчас в какой-то мере полюбил, но великим поэтом его всегда считал

Как вы понимаете, нас особо интересуют произведения Бунина, посвященные Москве… На какие стоит обратить внимание в первую очередь?

Москва у него упоминается во многих вещах. «Жизнь Арсеньева», «Митина любовь», «Благосклонное участие» и других. Но самый яркий образ, пожалуй, дан в «Чистом понедельнике». Написано настолько красиво и при этом реалистично, что возникает ощущение, будто это репортаж, «прямое включение» из прошлого. Бунин поймал некую такую неуловимость, противоречивость, таинственность нашего города. Рассказ-мистерия. Столица хлебосольная, пестрая, в собольих мехах.. Вся эта пышность дореволюционной жизни, светскость и в то же время славянская теплота, сердечность. Высшая точка, апогей светской жизни превращается в духовное падение.. А потом бац! И героиня уходит в монастырь – Москва хлебосольная превращается в Москву златоглавую

Описание творчества Бунина, чтобы его можно было уместить в reels

От неотвратимости до неуловимости. Под сенью небес. В свете невероятной красоты

Любимая цитата

Уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни

Когда мы с вами говорили в прошлый раз, вы упомянули, что пишете повесть. Как складывается её судьба? Можете сказать, что Бунин повлиял на вас как на автора?

Прежде всего, начну с того, что повесть оказалась романом. Так сказали мне несколько человек, что его прочитали, но определяющим здесь является оценка одного литературного критика. Причём, критика в своей среде признанного, его и на канале «Культура» периодически можно было видеть, и в жюри масштабных литературных конкурсов. Сейчас я роман дорабатываю. Пока могу сказать только название — «Колодец вина».

Повлиял ли на меня Бунин как на автора — это самый сложный вопрос. Думаю, сказать «да» будет слишком комплементарным по отношению к самому себе. Хотя мне, например, не очень близок современный, «марвелловский» подход к тексту: вначале романа обязательно должны быть действия вместо описания героя. Это совсем не по-бунински.

Совершенно точно могу сказать, что Бунин повлиял на меня как на личность. Как в старших классах я прочитал «Митину любовь», так он стал одним из моих любимых авторов. И моё мироощущение не в последнюю очередь сформировалось под влиянием его творчества

Редакция сайта

Игорь Сумин - генеральный директор ООО "Типичная Москва". Главный редактор сетевого издания "Типичная Москва". Председатель Совета журналистов и медиаэкспертов РФ.
Back to top button