Если задаешь поисковой запрос со словом «цензура», то видишь многочисленные статьи о книге «1984» Джорджа Оруэлла или фильме «Заводной апельсин» Стэнли Кубрика. Да, все мы знаем, что эти области искусства подвергались, подвергаются и будут подвергаться цензуре. Но что насчет живописи? В данном материале мы расскажем о том, как и когда в России запрещались произведения изобразительного искусства.
Первые примеры артцензуры в России прослеживаются в XVII веке. В 1667 году был издан указ о том, что иконы могут писать только искусные мастера. Чуть позже началось повсеместное сжигание лубков (простейших народных рисунков на досках). Причиной тому являлось низкое качество изображения, которое вызывало негодование у церкви и власти. В XVIII веке вышли еще несколько указов, регулирующих иконопись и лубочное творчество.
Впервые картины стали подвергаться жесткой цензуре в период Российской империи. Во второй половине XIX века церковь неоднократно запрещала неугодные ей произведения. Например, в 1862 году полотно Василия Перова «Сельский крестный ход на Пасхе» было обвинено в безнравственности. На картине изображены пьяные священники и прихожане, что определенно не могло не вызвать негодование церкви. В итоге произведение запретили показывать и репродуцировать.
В 80-х годах того же века Василий Верещагин совершил путешествие по Палестине, кульминацией которого стала «Палестинская серия». Картины выполнены в реалистической, даже бытовой манере (в том числе изображения Иисуса Христа). Видимо, именно это стало причиной того, что серию из 110 работ запретили ввозить и экспонировать в России.
Первой государственной цензуре была подвергнута работа Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», более известная как «Иван Грозный убивает своего сына». В 1885 году она была выставлена передвижниками в Санкт-Петербурге. Полотно вызвало не только критику со стороны прессы, но и негодование императора Александра III. В итоге произведение было запрещено экспонировать в России, да и вообще так или иначе распространять. Однако через три месяца за картину заступился художник Алексей Боголюбов, в результате чего запрет отменили.
Следующим шагом против передвижнического движения было снятие с выставки картины Николая Ге «Что есть истина?», на которой изображены Христос и Пилат. Это произошло в 1890 году.
В советское время, особенно под тоталитарным режимом Сталина, во всех областях культуры установилась жесткая цензура. Многие произведения искусства были вывезены, уничтожены или попросту утеряны. Музеи подвергались очисткам, а художники – репрессиям. Единственным приемлемым стилем стал социалистический реализм.
Например, из музеев убрали картины знаменитейших авангардистов: Ларионова, Малевича, Кандинского.
Несмотря на то что период оттепели обозначился ослаблением давления на искусство, один из главных представителей неофициального искусства того времени Анатолий Тимофеевич Зверев при жизни провел 34 выставки за рубежом и всего одну в СССР.
Картина Ильи Глазунова «Мистерия 20 века» в 70-х произвела настоящий фурор: на ней четко узнаются герои того века. Она вызвала негодование властей, была запрещена к показу, а самого художника было решено выслать из страны. Однако возможность разрешить свое положение у автора все-таки была: Глазунову предложили заменить изображение Солженицына на Брежнева. Художник этого делать не стал, в результате чего страна еще много лет не видела это полотно.
В 1971 году выставка художника Целкова в московском доме архитекторов была закрыта КГБ в рекордно короткое время: через 15 минут после ее открытия.
Самым известным и жестоким проявлением цензуры стала так называемая «Бульдозерная выставка» 1974 года. «Неофициальные» художники-авангардисты не могли выставляться в музеях и галереях, поэтому они решили устроить выставку в пустыре, на окраине города. Были представлены лучшие картины, задействованы иностранные журналисты, пришли сотни зрителей. В то же время на пустыре оказались и другие люди, заявившие, что у них субботник и они сажают деревья. Как оказалось, это были представители органов, которые через полчаса после начала выставки привлекли бульдозеры и самосвалы, стали бросать под них полотна, избивать художников и зрителей, также развели костер и сожгли на нем несколько картин. Некоторые участники выставки получили по 15 суток ареста за «хулиганство».
И на этом история артцензуры не заканчивается…
Автор: Ксения Кесер