В начале 20 века в связи с техническим прогрессом и индустриализацией, урбанизацией и развитием транспортной системы пространство города изменилось до неузнаваемости, и для его обустройства были необходимы передовые решения и новые идеи. Именно в эти годы и появляется новаторское направление в архитектуре — конструктивизм. Художники и архитекторы, принадлежащие к авангардному движению, ставили перед собой задачу рационализировать и организовать пространство, учитывая все перемены в обществе.
Полноценное строительство конструктивистских зданий разворачивается после 1925 году. Идеи коммунизма и появление нового класса, «пролетариата», безусловно, повлияли и на архитектурное проектирование: в ответ на вызовы времени возникают новые типы зданий, отражающие отказ от старого, традиционного уклада жизни.
- Дома-коммуны – один из новых видов жилища, прообраз коммунальных квартир, да и всего типового строительства. Особенностью таких домов было разделение пространства на две зоны: жилую и общественную.
Самый знаменитый среди своих собратьев в Москве — дом Наркомфина, спроектированный Моисеем Гинсбургом и возведенный на Новинском бульваре в 1930 г. Сам архитектор называл его «домом переходного типа» от «буржуазного» быта к «социалистической» коммуне. Здание состоит из двух корпусов. В один вынесена вся коллективная жизнь: баня, столовая, прачечная. Во втором находятся типизированные жилые ячейки, в большинстве из которых не предусмотрены душ и кухня. Соединяются эти два здания между собой переходом на уровне второго этажа. Дом стоит на сваях, первый этаж изначально был нежилым, тем самым создавалось ощущение парящего над землей сооружения. Однако, сейчас этот эффект оценить не удастся, т.к. при нехватке «квадратных метров» в середине 30-х годов пролеты между опорами были застроены.
Несмотря на достаточно скромные габариты типовых ячеек, в помещениях довольно уютно за счет правильного естественного освещения, в квартирах предусмотрены большие ленточные окна с восточной стороны, где в основном располагаются спальни, а с запада – квадратные оконные проемы, через которые свет проникает в гостиную зону. На сегодняшний день дом находится в аварийном состоянии, так как ни разу за 85 лет не подвергался реконструкции, однако до сих пор полностью не расселен.
Адрес: Новинский бульвар, д.25 к.1
Другие дома подобного типа в Москве:
Дом-коммуна на улице Орджоникидзе общеизвестно именно так, но по факту оно находится не на улице, названной в честь знаменитого партийного деятеля, а на перпендикулярной ей и имеет адрес — 2-й Донской проезд, д.9. Общежитие, спроектированное Иваном Николаевым, построено в 1930 г. и предназначалось для студентов Текстильного университета. Комплекс состоит из 3-х соединенных между собой корпусов. Первый — спальный, как и в других домах-коммунах, состоит из типизированных ячеек, а вернее из 2-х местных кабин с кроватями и тумбочками, общей площадью не более 6 кв.м., предназначенных для отдыха. В санитарном располагаются раздевалки, душевые и залы для утренней зарядки, а в общественном – столовая. По замыслу предполагалось, что студенты, просыпаясь, последовательно и в строгом порядке будут проходить через все эти зоны, как утром, так и вечером. А для сладких дрем полагался даже не стакан молока, а легкое снотворное, распыляемое в кабинах централизованно. Правда, в полной мере воплотить эту утопическую концепцию не удалось: проживающие в коммуне не стали соблюдать столь строгий режим. В конце 60-х гг. здание было реконструировано и отдано Институту Стали и Сплавов. Сейчас комплекс находится на реконструкции.
Дом-коммуна на Гоголевском бульваре, д.8
Спроектировала здание группа архитекторов под руководством Моисея Гинсбурга, они-то и стали первыми жильцами экспериментального проекта, полностью отстроенного в 1929-1931 годах. В отличие от здания Наркомфина того же Гинсбурга, в доме на Гоголевском жилая зона состоит из двух корпусов: для одиноких и для семейных, а вот общественная все так же расположена в отдельном третьем корпусе. Занятно, что дочь одного из архитекторов, заселившегося сюда после постройки — Михаила Синявского, до сих пор проживает в этой же многоэтажке. Дом-коммуна отремонтирован, в нем можно снять или купить квартиру: например, апартаменты площадью 49 кв. м. обойдутся любому желающему в «скромные» 35 млн. руб.
- Дома культуры – клубы для рабочих, в которых пропагандировалось распространение ценностей индустриального общества.
Дом культуры имени Русакова архитектора Константина Мельникова построен в 1929 году и примечателен своими выступами, напоминающими зубчики шестеренки. Они создают возможность для изменения внутреннего пространства здания: ниши могут выступать как самостоятельные маленькие залы, так и быть частями одного большого при необходимости, для этого достаточно убрать мобильные перегородки. Таким образом, была реализована абсолютно новая и ранее нигде в России не воплощенная концепция трансформирующихся конструкций и свободной планировки. С 1996 года и по настоящий момент в клубе находится Театр имени Романа Виктюка, в 2015 году была завершена реконструкция здания.
Адрес: улица Стромынка, д.6
Также стоит упомянуть о еще нескольких московских ДК:
Дворец культуры ЗИЛ возведен по проекту братьев Весниных на кладбище возле Симонова монастыря, который, как и многие другие религиозные объекты, был разорен большевиками. Проект оказался настолько масштабным, что в отличие от многих других конструктивистских построек, строился на протяжении 6 лет. Окончание строительства пришлось на 1937 год. Дворец включает в себя не только один зрительный зал, как большинство Домов культуры, а состоит из лектория, библиотеки, зимнего сада, кинозала, малой арены для выступлений и даже обсерватории на крыше, появившейся там для популяризации идей изучения и покорения космоса. Здание подверглось реконструкции целых два раза: ДК пострадал от бомбежек во время Второй Мировой войны и был восстановлен, но в другом стилистическом ключе с элементами стиля Ренессанс; повторное обновление Дворца ЗИЛ было связано с исправлением ошибок послевоенной реставрации и воссозданием первоначального облика эпохи советского авангарда. Сейчас находится в ведении Департамента культуры г. Москвы и функционирует как Культурный центр, где проводятся различного рода мероприятия: от балетных постановок до лекций о Мандельштаме.
Адрес: Восточная улица д.4.к.1
Дом культуры имени Зуева, так же, как и ДК ЗИЛ, по-прежнему «в строю» и приобщает современных москвичей к культурной жизни столицы. Сюда можно прийти, чтобы овладеть своим телом в «Студии парного танца», отдать ребенка на обучение в «Детский хореографический ансамбль» и посмотреть спектакли с участием «Квартета И». Здание было спроектировано в духе конструктивизма Ильей Голосовым и полностью выстроено к 1929 году на Лесной улице, д.18. Центром архитектурной композиции выступает стеклянный цилиндр, внутри которого расположены лестничные пролеты. Считается, что это архитектурное решение родилось из ассоциаций с корпусом элеватора. А остальные элементы сооружения созданы уже под влиянием идей кубизма и оттого выполнены в виде четких геометрических форм. По задумке автора промышленный дизайн способствовал культурному досугу заводских рабочих.
- Фабрики-кухни — еще один тип сооружений начала 20 века, разработанный и внедренный с целью искоренения основ дореволюционного мещанского быта. Самая известная Фабрика-кухня, выполненная в форме серпа и молота, находится в Самаре. Однако такие индустриальные столовые для пролетариата строились и во многих других крупных городах.
В Москве до сегодняшнего дня сохранилась первая столичная Фабрика-кухня на Ленинградском проспекте, д.7. Проект был разработан архитектором Алексеем Мешковым и реализован в 1929 году. Именно из просторных залов этого комбината общественного питания делал свои фоторепортажи известный авангардист Александр Родченко, воспевая новый коллективный способ потребления пищи.
В это время государственные учреждения неустанно пытались отвадить потребителя от «частных забегаловок», всячески пропагандируя общественные столовые. Фабрику-кухню построили напротив купеческого ресторана «Яръ», столь популярного в царской России и славящегося кутежами знатных вельмож и обеспеченных студентов.
Говорят, что господа, находясь в состоянии невменяемости от кол-ва выпитого, не могли сказать при отъезде пункт назначения, поэтому при входе на спине многих посетителей писали адрес, куда необходимо доставить отужинавшего на славу гостя. После революции ресторан закрыли, борясь с наследием Российской империи, и на другой стороне уже переименованного Петербургского шоссе возвели совершенно новую Фабрику-кухню, наилучшим образом отражающую идеологию строящегося социализма.
Помимо конструирования новых типов зданий, художники-авангардисты ставили перед собой и более масштабные задачи, например, разработку проектов развития столицы. Николай Ладовский, как яркий представитель течения рационализма, предложил параболоидную схему расширения городского пространства взамен устаревшей и замкнутой, по его мнению, кольцевой системы. Предвидя транспортные проблемы в связи с ростом населения столицы, он составил Генплан реконструкции Москвы, по которому строительство новых объектов городской инфраструктуры должно было вестись в северо-западном направлении в виде параболы или кометы, а исторический центр выступать в качестве ядра. Таким образом, через много лет Москва и Ленинград могли бы стать единым целым. Спустя столетие, идея Ладовского отчасти реализовалась в виде Новой Москвы, правда теперь Столица нашей Родины сможет соединиться разве что с Брянском.
Автор: Елена Бизяева