В Центре Документального Кино на Зубовском бульваре идут показы нашумевшего фильма «Человек».
Фильм «Человек» французского фотохудожника Янна Артюса-Бертрана – это произведение, безусловно, важное. Хотя бы просто потому, что стоит лишний раз напомнить нам всем в эти непростые времена о том, что все мы люди, а как завещал Максим Горький: «Человек – это звучит гордо!».
Режиссер перемежает монологи героев красочной широкоформатной аэросъемкой пейзажей самых экзотических уголков Земли, предстающих перед зрителем под аутентичный саундтрек, составленный, в основном, из этнических песнопений. От неописуемой красоты белоснежных дюн, бесконечных караванов верблюдов, косяков розовых фламинго над изумрудными джунглями и лазурным океаном на большом экране оторваться невозможно. Все-таки Бертран, как фотограф высочайшего профессионализма, просто не имел права сделать хуже. И идея о противопоставлении гармонии окружающего мира несправедливости современного миропорядка представлена очень даже наглядно.
Кажется, что режиссеру не хватило даже хронометража в 2 часа 15 минут для того, чтобы успеть и рассказать все услышанные им истории от жителей 60 стран, и одновременно напомнить нам о потрясающих красотах нашей планеты. Но он очень ловко вышел из положения – те, кто не смог в кадре поведать свою историю, будто бы вместе со зрителем молчаливо, не отрывая взгляда, послушали чужую.
После просмотра не остается сомнений в том, что автор в своей ленте попробовал соединить поэтичность бессловесных картин легенды документального кино Годфри Реджио, практически копируя его приемы из трилогии «Каци», рассуждающей на близкую тему связи человеческой цивилизации и природы, и его же недавнего фильма «Посетители», приправив все это фильтрами в духе журнала National Geographic.
Но при всей неоспоримой красоте картины, трогательности историй судеб героев и их неподдельных эмоциях, ей все же чего-то не хватает.
Основной маркетинговой присказкой, сопровождающей прокат ленты, является тот факт, что это единственный фильм, премьера которого состоялась на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Но кажется, что это только вредит: «программные материалы» не могут быть сняты иначе, чем того просит съезд. В данном случае речь, конечно, идет, не о заседании народных депутатов ЦК КПСС в Большом Кремлевском Дворце, а о делегатах 193 стран-членов ООН. Нет, это не обвинение в «заказухе», но фильм, к большему сожалению, проигрывает оттого, что напоминает повестку из брошюры ООН: права человека, социальное неравенство, гомофобия, семейное насилие и далее по списку. Да и ко всему прочему большинство героев этой документалки жители стран третьего мира, беженцы, бандиты, инвалиды. Многие из них жалуются на несправедливость, взывают к ответу «сильных мира сего»: толстосумов, политиков и руководство бессовестных корпораций, но ни одного их представителя в фильме Вы не увидите – Бертран отчего-то решил, что задать им с экрана вопрос о причинах чудовищного неравенства можно, а вот ответ услышать – нет. Делегатам ООН это будет понятно: посмотрели фильм, обсудил с коллегами в итальянских костюмах голод в Африке, а дальше черный «Мерседес» отвезет тебя на обильный ужин в Нью-Йоркский ресторан.
Но жители Мали и Сенегала рады и этому: «Для нас счастье, что, благодаря этому фильму, про нашу деревню узнают во всем мире, узнают, что мы тоже есть на свете, нам этого достаточно!» — улыбаясь беззубой улыбкой, говорят они. Так давайте сделаем им приятное хотя бы так – сходим на этот фильм и вспомним, что где-то там между Сахарой и мысом Доброй надежды тоже живет Человек.
Где посмотреть: Центр документального кино, Зубовский бульвар, д. 2, стр. 7, в прокате до 21 февраля.
Автор: Елена Бизяева