Не всё коту Масленица
Для среднестатистического жителя крупного мегаполиса категория времени весьма условна. Измеряется она, как правило, промежутками от получки до получки, отпусками и пенсиями. Из всех праздников наибольшую радость приносят те, за которыми официально закреплён статус выходного дня. Остальные (в той или иной степени) теряют свою популярность, постепенно становясь пережитком народного прошлого. Этакой устаревшей традицией, исконный смысл которой начинает забываться. К числу таких праздников относится и Масленица, приход которой ассоциируется, в первую очередь, с появлением «блинных» меню в точках городского общепита.
Между тем, обычаи, связанные с Масленицей, уходят корнями в глубь веков. Ещё до массового распространения христианства на Руси у восточных славян существовал праздник, связанный одновременно с культом предков и молитвами о будущем урожае. Именно эти две идеи, определяющие благополучие крестьянской жизни, отразились в многочисленных ритуалах славянских язычников.
Истоки
В дохристианскую эпоху празднование Масленицы было приурочено к важнейшему для языческой культуры дню весеннего равноденствия (20 или 21 марта). Равенством дня и ночи ознаменовывался конец зимних холодов, после которого Весна вступала в свои права. Фактически с этого момента начинался отсчёт очередного годового цикла, определяющего ритм жизни крестьян. Это был своеобразный рубеж.
Обрядовая часть праздника заключалась в сожжении накопившегося за зиму мусора, что символизировало избавление от всего дряхлого и ненужного, освобождение места для нового, сильного, молодого. В последнюю очередь в пламя костра бросалось чучело Масленицы, пепел от которого разбрасывали по полям. Считалось, что этот ритуал способствует плодородности почвы, обеспечивает хороший урожай.
Другая, забытая на сегодня сторона Масленицы – это её поминальные обычаи. Почитание усопших в сознании древних славян было неразрывно связано с собственным положением и достатком семьи. Согласно поверьям, предки, погребенные в земле, могли сообщать ей жизненную силу. Если же их прогневить, не почтить должным вниманием, то пашня оставалась бесплодной на целый год. Вот почему Масленица издревле сопровождалась элементами тризны (скачки, кулачные состязания, песни и пляски). В эти дни многие старались посетить кладбище, устраивали обильные пиршества.
Что касается главного символа Масленицы – румяного горячего блина, то его история тоже не так проста. У древних славян эта плоская лепёшка из дрожжевого теста была обрядовым блюдом, традиционно подававшимся на поминках. Вопреки расхожему мнению, блин никогда не считался символом солнца и атрибутом культа богов Ярилы и Хорса – этот миф был массово распространен исследователями в конце XIX века, но так и не получил подтверждения.
Православная традиция
Как известно, в конце X века князь Владимир объявил христианство государственной религией Древней Руси. Решающую роль здесь сыграла не личная прихоть правителя, а интересы внешней и внутренней политики. Для укрепления авторитета древнерусского государства необходимо было наладить отношения с Византией, которая на тот момент являлась воплощением силы и имперского могущества. Вместе с тем, серьезной проблемой оставалась разобщенность русских земель, отсутствие единой государственной религиозной системы. В конечном счете, с 988 года на смену многочисленным племенным культам стало приходить православие.
Принятие новой веры происходило достаточно болезненно. Не каждый был готов отказаться от привычного уклада жизни в пользу жестких церковных догм. Везде, где христианство насаждалось силой, оно вступало в сложные противоречия с язычеством. Результатом этого процесса стало так называемое «двоеверие» — слияние народных верований с официальной религией. На протяжении нескольких веков наблюдалось сохранение языческой обрядности в православных праздниках. Масленица – один из самых наглядных примеров этого явления.
Долгая борьба Церкви с этим «богохульным» и «бесовским» праздником не увенчалась успехом. Он так и остался в народной памяти, претерпев лишь незначительные изменения. Со временем языческая природа Масленицы отошла на второй план. В православном календаре она получила название Сырной седмицы — подготовительной недели перед главным в году Великим постом. Этот период так же именовался Мясопустом. По церковному уставу вкушение мяса уже запрещалось, но яйца и молочные продукты были разрешены. В течение семи дней столы ломились от скоромных (непостных) блюд. Готовясь к длительному аскетичному воздержанию, люди старались вдоволь «нагуляться».
Впрочем, празднование Масленицы не сводилось к одной лишь еде. Это были, в первую очередь, дни всеобщего безудержного веселья. Каждый из них получил в народе свое название: понедельник – «встреча», вторник – «зайгрыши», среда – «лакомка», четверг – «перелом», «разгул», «широкий четверг», пятница – «тещины вечерки», суббота – «золовкины посиделки», воскресенье – «проводы», «прощенный день», «целовальник». На Масленицу неизменно пекли блины, катались на санях, жгли костры и ходили друг к другу в гости. В последний день недели, воскресенье, люди просили друг у друга прощения перед началом Великого поста. Вся праздничная еда уничтожалась (чтобы не было потом соблазна согрешить), посуду тщательно мыли. Кульминацией становилось торжественное сожжение чучела Масленицы на костре.
А как у них?
Было бы ошибкой считать Масленицу исключительно традицией восточных славян. Свои аналоги этого праздника есть и в других странах (в основном, католических). Так, например, еще с IX-X веков во многих городах Западной Европы проводятся массовые народные гуляния, называемые Карнавалом. Так же, как и Масленица, они предшествуют Великому посту и служат своеобразной подготовкой к длительному воздержанию. Впервые подобные мероприятия стали проводиться в крупных городах Италии, затем появились во Франции и Германии.
Карнавал в его европейском варианте – это торжественное шествие по главным улицам и площадям города. Как правило, оно сопровождается театрализованными представлениями, маскарадом и танцами. Уличные акробаты и клоуны, «ожившие» статуи и говорящие животные, фейерверки и конфетти – всё это пёстрое изобилие создает атмосферу средневекового праздника и по сей день, привлекая людей со всего мира. К примеру, на один из самых зрелищных карнавалов Европы – венецианский – ежегодно съезжаются десятки тысяч туристов.
Карнавальные версии русской Масленицы носят разные имена. В Англии это «Покаянный вторник» — день, когда в каждом доме пекут сладкие блинчики, а самые отчаянные хозяйки участвуют в традиционных «блинных забегах». Во франкоговорящих странах и США принято отмечать «Жирный вторник» («Марди гра»), неотъемлемыми атрибутами которого являются сдобные («жирные») сладости: пирожки, булочки с кремом, пончики, блины. В некоторых регионах Германии, Австрии и Швейцарии карнавал перед началом Великого поста носит название «Фастнахт». Это шумный и весёлый праздник с участием ряженых процессий, обильным угощением и выпивкой.
Нетрудно заметить, что традиция подготовки к Великому посту характерна для всей христианской культуры в целом. В каждой стране, у каждого народа она находит своё уникальное отражение, но суть её остается неизменной – это повод вдоволь нагуляться, проводив холодную Зиму и встретив Весну. Это время всеобщего ликования перед целым месяцем жестких ограничений, выдержать которые под силу не каждому.