Современное искусство не стоит на месте и, как любая машина, что заставляет людей мыслить, делать и переживать, идёт вперёд, навстречу новым, немыслимым горизонтам. В связи с этим в Москве, как и во многих столицах мира, а также крупных периферийных городах, создаются особые творчески объединения художников, дизайнеров, музыкантов и актёров, которые продвигают своё неповторимое искусство. Так как мы уже пресытились «качественным» и проверенным продуктам именитых московских театров, пришло время начать знакомство с новым современным искусством, не связанным с разноцветными пятнами на белых полотнах и не понятными перформансами.
«Типичная Москва» взяла интервью у Зайцева Юрия и Дениса Петрова, режиссёра и актёра московского театра «Переулок» и расспросила их с жадным пристрастием обо всех особенностях независимых московских трупп.
-На правах режиссёра и идейного вдохновителя группы расскажите о создании театра «Переулок»
Когда мы с ребятами заканчивали университет, для нас был большой вопрос чем заниматься и то будет дальше с нашими спектаклями, которые были нам очень дороги. Это и подтолкнуло нас на решение во что бы то ни стало продолжать играть спектакли и ставить новые, вне стен родного вуза. Мы перепробовали множество различных площадок в Москве и других городах. В период с 2011 по 2013 мы активно принимали участие в разных фестивалях, но после двух лет скитаний по переулкам столицы и окраинных городов, многие из нас устали и потеряли тот кураж, с которого всё начиналось. Мы так и не нашли своего дома. Тогда и возникла идея концепции «передвижного», «быстрого» театра, по аналогии с русскими художниками-передвижниками. В таком театре не может быть множество громоздких декораций и реквизита, ведь перевозить всё это очень хлопотно. Мы поняли, что минимальное оформление сцены позволит нам укрупнять выделять актёра, как главный, по большому счёту элемент театра, его мастерство и профессионализм.
-Столичный зритель всё чаще отдаёт своё предпочтение вам, а не привычному академическому театру, скажите, это погоня за новизной или это некая проблема театра и зрителя?
Начнём с того, что любой спектакль — это откровение. Высшее действо, благодаря которому зритель получает эмоциональное потрясение, с последующим просветлением и катарсисом. Неважно трагедия это или фарс. Любой хороший спектакль должен выполнять эту функцию. Я вижу всё меньше и меньше, таких постановок. В столичных театрах есть ряд серьезных проблем. Например, «диктатура» режиссуры. Когда режиссёрский «след» в виде различных фишек, «нестандартных решений», обилия спецэффектов выводится в спектакле на первый план, отодвигая актёрскую игру на второй. От буйства форм рябит в глазах! Возвращается традиция длительных оваций после выхода на сцену какого-нибудь именитого актёра и его последующих расшаркиваний во время спектакля. А ведь это то, с чем боролся Станиславский! Между спектаклем и зрителем возникло множество преград, мешающих подлинному восприятию. Огромные залы делают актёров далёкими и недоступными, а спектакль тяжёлым для восприятия. Высокие потолки, свисающие канделябры, традиционные три звонка, обязательный антракт, буфет, гардеробщицы, бинокли и пр. дают эффект «салонности», «элитарности» — всё это отвлекает, уводит от понимания первозданного назначения искусства: потрясение и просветление. Салонное искусство имеет рамки, а значит уже несвободно, а то, что несвободно, как правило, лишено актуальности, свежести и, что самое главное, искренности, а искусство, на мой взгляд, должно быть ИСКРЕННИМ. Думаю, сейчас у многих людей сложилось неверное представление о том, каким на самом деле должен быть спектакль. Сейчас для многих поход в театр — своего рода семейный ритуал, формальность, но никак не путь к высшему духовному переживанию.
— У любого искусства есть определённая миссия, скажите, а кукую миссию несёте вы?
Наша задача, дать зрителю то, ради чего мы все, я думаю, соприкасаемся с прекрасным: возможность измениться, уйти со спектакля ДРУГИМ, не таким, каким был ДО. Поэтому главное — максимально сократить дистанцию между актёром и зрителем. Убрать всевозможные преграды и лишнюю атрибутику, чтобы, как можно быстрее, наладить сакральный процесс восприятия. У нас нет антрактов. Почти все наши спектакли для камерной сцены. У неё большие преимущества — она позволяет усилить взаимодействие со зрителем, уплотнить энергообмен. Четвёртая стена отсутствует напрочь – практически во всех наших спектаклях присутствуют интерактивные вкрапления. Я считаю, что при таких условиях театр максимально проявляет себя как мощнейшее средство воздействия на сознание, что в принципе отвечает его предназначению. Думаю, что будущее за такими вот малыми камерными театрами, с незамысловатым техническим оснащением, своего рода «мини» или «микро-театры».
-Скажите, актёр театра «Переулок», он какой?
Честный!
-В каком жанре работает «Переулок»?
Нам близка эстетика «игрового театра». Спектакли «игрового театра» отличают бешеная динамика и темпоритм, а также гиперорганичное актёрское взаимодействие. Материал берётся как правило комедийного жанра, но встречаются и иные формы. Я бы сказал, это одна из самых энергозатратных форм актёрского существования. В таких спектаклях как никогда важен артист. Вклад режиссёра едва улавливается, ощущение, что спектакль сделали сами актёры, но это, разумеется, не так. Режиссура здесь заключается в способности раскрыть артиста, дать ему возможность проявится максимально органично и ярко. Я очень редко видел подобные спектакли.
-Недавно вы участвовали в Египетском театральной фестивале, расскажите об этом интересном опыте поподробнее, как это было?
Надо сказать, во-первых, что это потрясающий опыт человеческого общения. Мы общались с Египтянами как с родными соседями, они очень старались сделать так, чтобы нам было хорошо и комфортно. Для Египта в нынешней политической обстановке, было огромной радостью видеть у себя на фестивале театр из России, и они не скрывали своей благодарности. Мы же в свою очередь удивляли их русским психологическим театром и наш артист Евгений Белов сыгравший Аксентия Поприщина в «Записках сумасшедшего» — Гоголя, был удостоен награды «За лучшую мужскую роль». На фестиваль в Шарм-эль-Шейх, приехали театры из 9 арабских стран, а также молодёжные театры из Италии, Франции, Сербии и Германии. Очень порадовали французы, своим пластическим спектаклем от которого буквально замирало сердце, а также итальянцы, явившие арабскому миру комедию дель арте. Но ближе всего к русскому театру как ни странно, оказался театр из Иордании, они работают по школе К. Станиславского и нам очень приятно отметить их успехи. «Записки сумасшедшего» пригласили на фестивали в Иорданию, Кувейт, Сербию и Морокко, а к апрелю мы готовим новый спектакль на фестиваль в Шарм-эль-Шейх.
Искусство, как воздействие, театр — как механизм взращивания зрелого сознания, только таким видят современный театр актёры труппы «Переулок» и только с такой целью они согласны создавать свои спектакли. Современное искусство — это не всегда про абсурд, просто нужно научиться открывать для себя всё новые формы привычного мира и меняться вместе с ним.
Автор: Мария Тинская