Одежда представителей царской власти всегда является отражением истории. С ее помощью можно узнать, какая страна задавала тон в моде в то или иное время, а также узнать характерные особенности столетий.
Эволюция моды Дома Романовых условно делится на два периода – до правления Петра I и после. Петр Великий перекроил не только историю России, но и «переодел» страну в европейскую одежду. До начала его правления – в 16 столетии — среди боярской знати было принято носить несколько слоев одежды. Для пошива одежды дворян использовались исключительно дорогие ткани, которые привозились из Турции, Ирана и Византии. У мужчин главным предметом одежды считался монгольский кафтан, разрезанный посередине. Ткани всегда украшались драгоценными камнями, несмотря на то, что преобладали пестрые расцветки. Женский костюм насчитывал больше элементов одежды, чем мужской, и был более разнообразен. Иногда, женщины носили на себе до 15 килограмм одежды!
Повседневная одежда Царя не отличалась от одежды бояр. Однако при торжествах и официальных приемах Русский Царь всегда облачался в самые дорогие одежды, которые поражали иностранных представителей богатством и великолепием. Конечно же, главным «аксессуаром» являлась «Шапка Мономаха», однако, Царь мог надеть и любой другой головной убор.
С началом правления Петра I русский костюм разворачивается в сторону Европы и теперь развивается исключительно под влиянием главных модных европейских домов. Петр запретил носить мужчинам длинные кафтаны, обязательным было ношением белого парика. Женщины теперь носили декольтированные платья, а талию утягивали корсетом. Также было обязательным ношение парика, в которые вплетались перья, статуэтки и другие украшения.
Во время правления Елизаветы Петровны – первой красавицы своего времени – в русской моде преобладало французское влияние. На сегодняшний день известно, что в гардеробе императрицы насчитывалось более 15 тысяч платьев. Елизавета обожала наряжаться, очень часто переодевалась, всегда пробовала каждую новинку сезона и никогда не надевала одно платье дважды. Складки, вычурность, пышность юбок, много кружева и фасон «по последней моде» — вот отличительные черты нарядов Елизаветы Петровны и ее эпохи.
В конце 18 века французскую моду на некоторое время сменила английская. Женщины носили скромные белые платья без отделки, лент и оборок. Наряды их были «чистыми и свежими». Однако, спустя 20 лет, французская мода снова увеличивает свое влияние и теперь женские наряды отличались богатой отделкой: драгоценные камни, вышивка, кружева. Мужская мода на протяжении 18 столетия практически не менялась. Все также в тренде оставались парики и пестрые цвета в одежде.
Екатерина II ввела в обиход «русские платья». Наряды самой Императрицы не отличались особенной помпезностью. Каждое ее платье было относительно скромным, но не лишенным роскоши и лоска.
В 19 веке мода в России развивалась стремительно, тотчас отзываясь на каждое новое веяние в Европе. Середина 30-х годов ознаменовалась эпохой «романтизма» в моде. Платья с опущенными плечами и широкие кринолины стали отличительной чертой женской моды этого периода. Мужчины переоделись в пиджаки и брюки.
Императоры России, царствующие на протяжении 19 века, отличались относительной скромностью в выборе одежды. Повседневным одеянием каждого Императора являлась исключительно военная форма. Александр III считается самым «скромным» Императором на Российском престоле в выборе одежде. Современники отмечают, что свои штаны и обувь он снашивал до дыр. Все попытки предложить Императору новую пару башмаков терпели фиаско – туфли улетали в окно. Кроме того, невольно Александр III снова ввел моду на ношение бороды.
Последний Император Всероссийский — Николай II — тщательно следил за своим внешним видом. Самодержец посещал парикмахера трижды в месяц и имел обширный гардероб, значительной частью которого являлись военные мундиры. Однако, Николай II не без удовольствия носил и гражданские костюмы, конечно, исключительно в заграничных поездках. Жена Николая II, Александра Федоровна, была также не привередлива, но при этом, у Императрицы насчитывалось пять портных. Согласно свидетельствам современников, Александра Федоровна одевалась «очень хорошо, но не экстравагантно» и совершенно не поддавалась влиянию моды.