Кажется, что война и поэзия – совсем не совместимые вещи. Но даже в этих условиях поэты оставались поэтами. Творчество во время Великой отечественной войны – это целая Вселенная, благодаря которой русский народ не пал духом и сражался отважно. Только вместе, только сплотившись воедино удалось дать отпор врагу и отстоять Родину. И здесь поэзия сделала своё дело.
В те страшные годы героизм народных масс вдохновлял поэтов на создание волнующих и ярких стихотворений, способных вызвать быстрый эмоциональный отклик и подъем.
Основная задача советской литературы того времени состояла в том, чтобы как можно правдивее описать жизнь воюющего народа, возвышать подвиги советских солдат, вызвать всплеск патриотизма и еще большую ненависть к врагу. Стоит отметить многожанровость военной литературы: советские писатели создавали стихи, очерки, рассказы, поэмы и даже романы.
Публицистика М.Шолохова, И.Эренбурга, К.Симонова превратилась в настоящее оружие, способное бить врага в самое сердце. Параллельно создавались поэтические произведения, отражающие стойкость и отвагу народа: «Пулковский меридиан» В. Инбер, «Дни и ночи» К.Симонова, «Урал в обороне» М.Шагинян охватывали фронт, тыл и партизанское движение.
Жизнь поэтов была не проста. Они, как и всё население страны, встали на защиту Родины: оружием служили винтовка, пулемёт и слово. Уже в первый день войны А. Сурков обратился к народу со стихотворением «Присягаем победой». Вскоре в газете «Правда» рядом с военным сводками стали появляться тематические произведения, например, «Мужество» А.Ахматовой.
Многим запомнились строки К. Симонова, который один из первых надел солдатскую гимнастёрку: «Как ни приходилось мокнуть, дрогнуть и чертыхаться на дорогах нашему брату – военному корреспонденту, все его жалобы на то, что ему чаще приходится тащить машину на себе, чем ехать на ней, в конце концов, просто смешны перед лицом того, что делает сейчас самый обыкновенный рядовой пехотинец, один из миллионов, идущих по этим дорогам, иногда совершая переходы по сорок километров в сутки… »
В первые месяцы войны наша армия отступала с большими потерями, казалось, что натиск гитлеровских войск не сломить. Тогда все понимали, что Родине грозит большая беда, а поражение на фронте воспринималось не только как трагедия всей страны, но и как личная.
«Я своими глазами видел все, что натворили гитлеровцы только за одну неделю. Горы слегка присыпанных снежком трупов женщин и детей, противотанковые рвы, заполненные ростовчанами, разграбленные дома, городские кварталы, сожженные от начала до конца», – напишет В. Закруткин в книге «О себе». Основа его повести «Матерь человеческая» — реальный факт. Женщины, старики, дети оставались беззащитными перед полчищем врага.
Тема опалённой юности затронула резко изменившуюся судьбу вчерашних школьников, которые не успели встать из-за парт, а уже ушли защищать страну. Молодые ребята, девушки в солдатских шинелях стали героями стихов Булаты Окуджавы («До свидания, мальчики»), где каждая строчка проникнута сожалением и горестью, ведь совсем молоденькие, они ушли бороться за Отечество, защищать свой дом.
«Я убит подо Ржевом» А. Твардовского – обращение погибшего к живым, здесь накал человеческих чувств и патриотический дух создают такую атмосферу, что становится понятным, почему люди стояли насмерть под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге.
Творческие люди не были чужды встать на защиту Родины: по документам 1215 писателей ушли воевать с врагом, более 400 из них отдали свои жизни во имя освобождения страны от фашистов. Многие были уже значительными фигурами в литературе, успели войти в историю, а некоторые лишь начинали свой творческий путь. Но всех их объединяет одно – любовь к Родине. Смертью храбрых пали Евгений Березнецкий, Борис Богатков, Константин Брянский, Георгий Доронин, Георгий Суворов, Владимир Чугунов. Это были молодые писатели, которые не успели напечатать свои стихи. А известный до войны поэт Муса Джалиль был заключён в тюрьму и казнён, но остались его 115 стихотворений, написанных в заточении.
Современных читателей зачастую волнует вопрос: как в таких страшных условиях люди смогли сохранить в себе человечность и доброту? Ответ на этот вопрос можно найти в произведениях, например, повесть Мирры Смирновой «Соседки», где рассказывается о жизни людей в блокадном Ленинграде, об ужасных муках людей, над которыми издевались фашисты, моря голодом. Чувство патриотизма, описанное в книге, было обычным для людей. Они – слабые физически, но сильны духом нашли в себе силы сопротивляться. Писательница показала на примере жителей Ленинграда общее настроение: ненависть к врагу, жажда бороться и отдать свою жизнь во спасение Родины. Один из героев повести сказал знаменитую цитату: «Они погибли, чтобы мы жили».
Трилогия К. Симонова «Живые и мёртвые» отражает единение и мужество русского народа, его стойкость перед лицом опасности. Автор рассказывает, что на войне было всякое: необдуманные приказы командиров, ничем не оправданная гибель, самоотверженность и героизм бойцов. Благодаря простым ребятам в шинелях наша страна не погибла под гнётом гитлеровских войск.
Однажды А. Твардовский сказал: «Действительность, даже героическая действительность, нуждается в подтверждении и закреплении искусством, без этого она как бы еще не совсем полна и не может с полной силой воздействовать на сознание людей. То же самое можно сказать о литературе, которую вызвал к жизни беспримерный подвиг советских народов в Отечественной войне 1941-1945 годов. Он подтвержден в нашем сознании, в том числе и в сознании самых непосредственных носителей этого подвига, средствами правдивого слова».
Литература является хранителем памяти поколений. Именно она подпитывает человеческое сознание, напоминает ему, что забывать подвиги наших солдат нельзя, что покой был отвоёван. Никогда связь искусства и народа не была такой сильной, как в годы войны. Писатели говорили «от имени Родины». Теперь их произведения – прямые свидетели того страшного и тяжёлого времени.
Алина Антонова