Перефразируем писательницу Харпер Ли: «Проблемы человека по-настоящему узнаёшь только тогда, когда влезешь в его шкуру и походишь в ней». Типичная Москва постаралась взглянуть на город, как на безбарьерную среду, и узнала, какие в столице есть успехи и неудачи.
Каждый из нас в повседневной жизни рано или поздно становится маломобильным. Коляска с ребенком, тяжелый чемодан, велосипед при транспортировке – с этим сталкивается практически каждый. Что уж говорить о пожилых и людях с ограниченными возможностями. Для этой проблемы нет определенной категории горожан. Безбарьерная среда нужна всем.
Однако, проблема в том, что для создания такой среды нужно встать на место тех, для кого она предназначена. Давайте сделаем это прямо сейчас. Всем известна схема Московского метро.
Зададимся вопросом: какими станциями метро и пересадками может воспользоваться человек на коляске без посторонней помощи? Установить это достаточно легко. На основе списка станций, оборудованных лифтами, составим все возможные маршруты, исключая неосуществимые пересадки. Именно так видят схему инвалиды-колясочники, многие пожилые люди и мамы с колясками.
Каждый из нас, закрывая за собой дверь квартиры, строит некий маршрут. Типичный маршрут горожанина заключается в перемещении из точки А в точку Б с возвращением в исходный пункт. Почти наверняка на этом пути человек столкнется с переходом через улицу и воспользуется общественным транспортом.
Иными словами, в городской среде есть четыре основных барьера:
- Выход из дома на улицу,
- Переход через улицу,
- Использование транспорта,
- Доступность общественных зданий.
Адаптация жилых домов
Стоит признать, что большинство жилых домов, возводившихся ещё 15-20 лет назад, не было приспособлено для маломобильных горожан. В новых домах уже есть и бетонный пандус у подъезда, и полозья на лестницах, ведущих к лифту (район Фили-Давыдково):
Куда хуже жителям домов со старой планировкой, например, тем, кто живет в пятиэтажных домах без лифта (район Фили-Давыдково):
Как видно, здесь совсем мало места для полозьев. В Москве эту проблему решают установкой такого мобильного варианта (район Орехово-Борисово):
Подобную конструкцию крепят к перилам или стене, если она не нужна в данный момент.
Подземные и надземные переходы
Главный же барьер в городе – это улицы с потоком машин. Если обычную «зебру» достаточно легко оборудовать спусками и тактильной плиткой, то с подземными переходами всё куда сложнее. Кстати, сама идея подземных переходов относительна нова. С развитием метростроя, а именно с 1930-х годов, подземные переходы стали рыть для выхода со станций метро. В 1960-х годах строительство переходов под проезжей частью приобретает массовый характер, по примеру Москвы их начинают строить даже в тех городах, где метро нет. В итоге часто мы имеет ситуацию, когда подземный переход – единственный способ перебраться с одной стороны улицы на другую, например, на улицах Новый Арбат, Воздвиженка, на Кутузовском проспекте.
Самый распространенный пример адаптации подземных переходов – это монтаж таких вот полозьев с одной расширенной частью (улица Новый Арбат):
Там, где место позволяет, от перехода отводят отдельный пологий пандус, которым с удовольствием пользуются все, так действительно удобнее (улица Большая Якиманка ):
Стоит сказать, что адаптация подземных переходов в Москве не может не радовать. При подготовке этого репортажа нам не удалось найти ни одного перехода, где не было бы металлических или бетонных полозьев.
Что касается «зебры», то самая распространенная «недоделка» — это переход, ведущий в бордюр (Большой Афанасьевский переулок):
Бывает и так, что адаптированное новое сталкивается с неадаптированным старым. Досадный тому пример – один из подземных переходов под Лубянской площадью. Новый вход в «Детском мире» оборудован пандусами, спусками и даже лифтом (правда, на момент подготовки этого материала он не работал), но воспользовавшись им, маломобильный человек упрется в тупик, ведь с другой стороны два марша крутой лестницы.
Транспорт
Быстрее всего в Москве меняется автобусный парк. К новым синим автобусам на улицах столицы мы уже привыкли. Они не только низкопольные, т.е. зайти в них можно без ступенек, но и внутри оборудованы грамотно.
Обратите внимание на широкую площадку перед дверями и на места с высоким поручнем, чтобы удобнее было вставать и садиться.
Синий цвет транспорта в столице вообще стал означать всё новое и удобное. Вот и городские маршрутки, появившиеся совсем недавно, адаптированы для маломобильных людей.
Несколько отстают троллейбусы. Оно и понятно, их будущее в столице туманно, так что новые модели поступают редко, а те, что служат жителям сейчас, достаточно высоки.
Хуже всех с безбарьерностью справляются трамваи, хотя и здесь есть свои лидеры и аутсайдеры. От метро «Сокол» ходят, пожалуй, самые красивые и современные в городе трамваи. Они не только бесшумные, но и не имеют ступенек.
Обратите внимание, что зазор между входом и перроном минимален.
К тому же, они красиво смотрятся в городе.
На соседней «Войковской» тоже есть трамвайный круг, только здесь люди штурмуют подъем и две ступеньки.
Городской транспорт точно соответствует названию нашей статьи, есть как успехи, так и неудачи.
Доступ в здания
Итак, вместе с условным москвичом мы вышли из дома, перешли улицу, воспользовались общественным транспортом. Последним барьером на нашем пути будет вход в здание. Пандусами в Москве неплохо оборудованы объекты социальной инфраструктуры (больницы, поликлиники, школы, музеи, библиотеки, кинотеатры, крупные сетевые супермаркеты). Но вот все остальные… Самая печальная ситуация складывается на пешеходных улицах. Казалось бы, здесь все должно быть оборудовано как надо, но нет.
К примеру, на Кузнецком мосту из 34-х входов в здания мы насчитали лишь 10, оборудованных пандусами или имеющих низкий порог. На улице Рождественка, из 16 только 3, на Никольской, из 51 – 16.
За примером удачной адаптации здания для маломобильных людей отправляемся на Тверскую улицу, в центр «Преодоление». Здесь находится музей-квартира Н.А. Островского, автора культового романа «Как закалялась сталь». Известно, что Островский писал это произведение, будучи прикованным к постели. Последствия ранения лишили его не только способности двигаться, но и возможности видеть. Поэтому центр «Преодоление» рассказывает о людях, которые занимаются творчеством и общественной деятельностью, несмотря на врожденные недуги, особенности развития, последствия травм.
Три этажа этого когда-то жилого дома сталинской планировки полностью оборудованы под нужды маломобильных людей:
В качестве заключения
В Европе существует премия «Access City Award», ежегодно присуждаемая самому адаптированному для нужд маломобильных людей городу. Последние несколько лет победителями становились Милан, шведские Бурос и Гётеборг, а также Берлин и Зальцбург. Что касается России, то Министерство труда и социальной защиты называет Казань и Сочи самыми «удобными» городами нашей страны. Как видно, Москве есть куда стремиться.
Кое-что сделано, но многое ещё предстоит. Ремонт более 60-ти улиц этим летом, который у всех на устах, сделает город не только красивее, но и удобнее. Удобнее для всех нас.
Важно помнить, что одно грамотное решение по созданию безбарьерной среды в буквальном смысле расширит чьи-то горизонты, поможет выйти из дома и участвовать в общественной жизни наравне со всеми. Ну а пока мы стремимся к городу без барьеров, не проходите мимо тех, кому можете помочь!
Автор: Константин Краснослободцев