Сегодня нелегко найти студента РГГУ, который не знал бы про университетский Театральный клуб. Всего за несколько лет существования клуб стал одним из самых популярных студенческих объединений, на его спектаклях, в ставшей уже театральной «Есенинской аудитории», часто приходится стоять в проходах. Чтобы разгадать секрет такой популярности, мы отправились к Марии Побережнюк, художественному руководителю Театрального клуба РГГУ, основательнице студии «Театр для жизни» и побеседовали о студентах, саморазвитии и… любви.
Маша, расскажи, как театр вошёл в твою жизнь?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать с самого начала, со старшего брата. Он занимался в студии кукольного театра в нашей школе. Однажды я пришла к ним на занятие и была просто очарована куклами! Они показались мне такими красивыми, хотя были очень простыми – их делали сами дети. В тот момент я и не думала об «обычном», драматическом театре, но уже понимала, что хочу тоже заниматься чем-то таким. С 6-го класса я тоже начала ходить в театральную студию в школе, но только не в кукольную. Это была удивительная развивающая среда. В той школе вообще все свое свободное время я уделяла театру. Позже сменила две школы, и там театральных студий не было. Наступила пауза. В университете снова был театр.
На факультете психологии РГГУ есть предмет — «Экспериментальный психологический театр», с его помощью студентам рассказывают о типах общения. И вот здесь преподавательница предложила нам поставить пьесу. Это была «Тень» Шварца. Помню, как это увлекало, хотя у меня там были две маленькие роли с парой реплик. Несмотря на это, я бегала на все репетиции, наблюдала за процессом, вникала в то, как всё работает. Этот опыт меня здорово сформировал в том плане, что, фактически не имея роли, я чувствовала большую ответственность за весь театральный процесс. Все это было на первом курсе. Потом опять был перерыв, а после окончания университета та же преподавательница, Людмила Александровна Кожарина, основала студию Психологического театра где я провела еще несколько лет. Но постепенно стала возникать необходимость дальнейшего роста, да и спектакли мы в какой-то момент перестали ставить. Следующим шагом стали театральные курсы Юрия Мартынычева, и вот там мне пришлось полностью пересмотреть своё отношение к театру. Если раньше я подходила ко всему с гуманистических позиций, то тогда впервые поняла, что без серьезной работы, напряжения сил, без копания, без глубокого, досконального анализа ничего не выйдет… Это если коротко о корнях всей моей театральной деятельности.
А что было дальше, как родился театральный клуб РГГУ? Сложно ли было начинать?
Это был 2010 год, и на тот момент не было ничего, кроме желания. Нужно было создавать костяк будущей студии. Тогда в самом начале, я не была уверена в себе, как в режиссере, а приходившие ребята, часто не понимали, зачем пришли. Многие жаждали сразу играть на сцене, а у нас с самого начала была установка – в первую очередь развиваться с помощью театральных тренингов. В итоге из 25 человек, пришедших в первый набор, осталось только 10. Зато те, кто остались, имели желание работать, и мы начали. Только через год подошли к созданию постановки. Решено было взять «Невольниц» Островского. Репетиции шли полтора года, и за это время мы прошли через многие трудности… Например, наполовину сменился состав труппы. Зато, во втором наборе к нам пришли очень талантливые ребята, которые присоединились к работе над постановкой. Так что весной 2012 года мы сыграли премьеру уже с ребятами из первого и второго наборов. Дальше были «Опасный поворот» Джона Пристли, «Дом Бернарды Альбы» Гарсиа Лорки, «Семеро лохматых» А. Сергеева, «Как важно быть серьёзным» Оскара Уайльда и другие.
Расскажи, какие студенты приходят в театральный клуб? Они отличаются от остальных?
Во-первых, они самые любимые! Потом, они, конечно, ищущие. Это значит – думают, на какое благое дело направить энергию после поступления в университет. Они – творческие, в широком смысле, потому что часто с помощью занятий в клубе понимают, что хотели бы заниматься музыкой, танцами, вокалом. К нам приходят и те, кто просто хочет общаться. Бывают и «звезды», они жаждут внимания, выступлений на сцене. С такими бывает непросто. Есть те, кто, наоборот, хочет только тренингов, упражнений. В общем, все они активные. В РГГУ так сложилось, что наши театралы помогают в организации почти всех студенческих мероприятий. Потому что только наши могут с горящими глазами ходить по университету, брать за руку приятелей или совершенно незнакомых студентов, заражать творческой энергией, объяснять, как здорово, что можно где-то поучаствовать и это работает лучше всяких анонсов и афиш!
Каково работать с начинающими актёрами-любителями? Как ты настраиваешь коллектив, мотивируешь на создание постановок?
Не сложно, и не просто. С начинающими, к слову сказать, иногда даже проще, чем с уже сформированными актерами. В процессе обучения налаживается особый контакт, чувствование друг друга. И на уровне актер-актер, и на уровне актер-режиссер. А что касается мотивации… Думаю, что многим это действительно нужно, вот они и приходят к нам. И это уже — огромная часть мотивации. В процессе совместной работы мотивация, как правило, растет. Часто слышу от ребят: «Как я мог жить без театра! Я теперь столько всего могу, как же было раньше!..» Или так бывает, что придут на занятие, посмотрят на «старичков» и думают: «Хочу так же! Ну-ка, что для этого нужно сделать…». Даю задание – прибегают ко мне через несколько дней: «У меня получилось! Это классно!». Вот это и есть главное – осознание роста. Это чувство того, что ПОЛУЧАЕТСЯ!
Что могут дать человеку занятия в театральной студии?
Прежде всего, чувствование себя и других. Часто именно в театральной студии люди начинают чувствовать тело, своё физическое «Я». Отсюда: гибкость, внимательность, эмпатия. От ощущения себя идут к ощущению мира. Потом, конечно, в театральном клубе находят общение, знакомства, любви учатся. Ведь без любви не получится театра… Любовь – это то, что остаётся неизменным в моей работе с самого начала. Я не претендую на звание гениального режиссера, но если не любить то, что ты делаешь, то не нужно этим заниматься. Любовь – основа. Если тебе нравится пьеса, а ребятам не нравится – ничего не выйдет, и наоборот. Нужно, чтобы все любили процесс, только тогда можно пойти на жертву ради общего дела. Считаю, что любовь в театре – это самое важное.
Поговорим о твоём новом проекте… Расскажи, пожалуйста, о «Театре для жизни»
Мне давно хотелось сделать независимую студию, где приоритет отдавался бы не только и не столько студентам, сколько всем желающим без ограничения по возрасту. Весной 2015 года посвилась такая возможность – антикафе «Дом у моря» предложило нам площадку. Так появился «Театр для жизни», открытая театральная студия, где занятия проходят два раза в неделю. Основа – это театральные тренинги. В случае с «Театром для жизни» название точно объясняет суть. Кроме того, для многих участков это отдушина. Судите сами, человек сидит в офисе с утра до вечера, и его творческие способности подавляются, затухают. Многие наши театралы работают, учатся, а по выходным приходят в студию, при этом в течение недели находят время, чтобы репетировать самостоятельно друг с другом, и все это заряжает творческой энергией, энергией поиска и раскрывает в человеке все самое лучшее. Так происходит со всеми, кто у нас остается и решается на работу над собой. Стоит отметить, что пока еще никто из наших студийцев не пожалел, что остался, хотя порой бывает действительно тяжело.
Чем отличается репертуар в Театральном клубе РГГУ и в «Театре для жизни»? Как ты подбираешь пьесы?
Вопрос сложный. Важно понимать, что студии отличаются и по возрасту (Театральному клубу уже 6 лет), и по возрасту участников, и по опыту. В каждой из студий свои особенности. В Театральном клубе свои плюсы — там уже много наработок, более сработанный коллектив, много постановок за спиной в самых разных жанрах. А в «ТДЖ» мы в этом году поставили наш первый спектакль по рассказам Аверченко и Зощенко. Что касается этой нашей первой постановки, то одним из главных критериев была сборность. Мы брали несколько рассказов, и получалось, что каждый принимал участие не в одной небольшой постановке, а сразу в нескольких, играя разные роли. Такая особенность работы (спектакль состоял из 10 рассказов) давала особую гибкость во время репетиций, что для работающих людей особенно важно.
Заметны так же особенности в работе студий на этапе тренинговой работы, на этапе этюдов. Студийцы из Театрального клуба РГГУ и «ТДЖ» различаются по опыту и возрасту. «ТДЖ» в буквальном смысле взрослее, здесь мы пытаемся развивать уже имеющиеся актерские способности. Здесь можно затрагивать больше тем в силу возраста участников. В отличие от Театрального клуба РГГУ, где не ко всему студенты могут быть готовы, иногда приходится доносить до ребят те понятия, которые в силу возраста ими не воспринимаются. Что касается различия в репертуаре — об этом пока говорить рано. В «ТДЖ» мы выпустили пока один полноценный спектакль — «Нервные люди», а в Театральном клубе уже девять.
Напоследок порекомендуй, пожалуйста, читателям «Типичной Москвы» постановки, которые действительно стоит посмотреть.
Рекомендую Екатеринбургский театр Николая Коляды. Он бывает в Москве с гастролями на рождественских каникулах. Там все постановки хороши, но особенно рекомендую «Трамвай желание», «Гамлета» и «Клаустрофобию». Рекомендую Театр Наций, театр Фоменко, «Сатирикон», Театр у Никитских ворот. Приглашаю приходить к нам! Осенью в Театре РГГУ покажем «Королеву красоты» по пьесе Мартина Макдонаха, а в «Театре для жизни» — «Нервных людей», постановку по рассказам А. Аверченко и М. Зощенко.
Фото: Театральный клуб РГГУ (Vk)
Константин Краснослободцев