Образование

Ландшафтная архитектура: польза противоречий

Лекция о пользе противоречий в ландшафтной архитектуре состоялась 19 июля в институте «Стрелка». О культурных идентичностях города и проектах бюро Topotek 1 рассказал немецкий архитектор Мартин Рейн-Кано.

о пользе противоречий в ландшафтной архитектуре

Презентация работ бюро Рейн-Кано состояла из трех глав. Первая — о культивировании конфликта, вторая — о реактивации городских пространств, третья и заключительная — об их улучшении.

Лекцию Мартин Рейн-Кано начал с того, что отметил важность разных подходов к работе над урбанистическим дизайном: «В Копенгагене мы создавали парк в окрестностях, где живут мигранты. Важно было создать место, которое улучшит уровень жизни людей. В Гейдельберге — не утратить красоту ландшафта».

Основное повествование немецкий архитектор начал, рассказав о решении проблем города и о том, что в любом пространстве существует конфликт. Например, между водителями и пешеходами, теми, кому нужно припарковать автомобиль и теми, кто нуждается в месте для отдыха. О том, как найти компромисс, Рейн-Кано поведал на примере своих проектов — в 1998 году их бюро совместило игровую площадку и парковку, что позволило в разное время суток одному месту выполнять несколько функций. «У кого-то одного нет права захватывать территорию города — она принадлежит всем», — подчеркнул лектор.

о пользе противоречий в ландшафтной архитектуре

Другим важным вопросом Мартин Рейн-Кано назвал необходимость угодить всем группам населения. На схожем примере лектор показывает, как этого можно добиться. В Берлине в 2007 году была проблема все с той же парковкой — возле здания муниципалитета она была нужна в течение всего дня. Но так как в выходные пространство пустовало, то эти два дня его использовали как рыночную площадь.

Архитектор привел еще один пример из личной практики, когда стороны противоречия не могли прийти к единому решению. Жители небольшого городка недалеко от Берлина хотели, чтобы у них появилось место для пикников. Но власти были против устройства подобной зоны отдыха в исторической части города. Решение было найдено почти сразу — пикник на воде. «Вы культивируете конфликт, создавая новое уличное пространство», — отметил архитектор. Подобное «совмещение» архитекторы использовали и позже, соединив футбольное поле с бассейном. «Вы, русские, могли бы поиграть в водный футбол. С обычным у вас, кажется, дела не очень», — с иронией заявил лектор.

Затем немецкий архитектор перешел ко второй главе лекции — реактивации городских пространств. «Все начинается с контраста — парк становится экзотическим местом, которое вскоре становится обычным. Это трансляция. И это важно», — сказал лектор.

О проекте в Копенгагене Рейн-Кано рассказывал особенно подробно — по словам лектора, необходимо было не просто изменить пространство, вернуть его к жизни, но объединить в одном месте все то, что мигранты из разных стран вынуждены были оставить дома. Потому к данной задумке были привлечены и жители этих окрестностей. «Мы пошли из дома в дом с переводчиками и стали искать идеи. Оплатили некоторым из них поездки домой, чтобы они привезли что-то характерное», — рассказал Мартин Рейн-Кано.

В итоге, как продемонстрировал лектор, получилось организовать не только зону для отдыха, но и значимое для каждого жителя место с особенными для его культуры предметами и символами.

Идея «обновления» была показана Рейн-Кано и на примере проекта в Цюрихе. Первоначально на пустующем месте хотели просто построить футбольные поля для тренировок, но в итоге был создан целый спортивный парк со свободным входом для всех желающих. С помощью заборов, по словам Мартина, удалось добиться ощущения кварталов — для футболистов, скейтбордистов, пешеходов.

В заключение лекции немецкий архитектор вкратце рассказал об улучшении городов путем разделения его на части (например, на старый и новый город). Также лектор отметил, что важно всегда обращать внимание на стиль города, квартала, улицы, где планируются изменения. «Например, в Гейдельберге нам необходимо было построить парковку. А рядом — исторические площади, уникальный ландшафт. Было ясно — нужно что-то простое», — отметил Рейн-Кано.

о пользе противоречий в ландшафтной архитектуре

На последнем слайде презентации архитектора по-русски написано «Спасибо». Несмотря на рабочий день, на лекции едва ли можно было найти свободное место. Напомним, что в Москве Рейн-Кано и Topotek 1 занимались разработкой концепции Нового Арбата в рамках проекта «Моя улица».

Алена Химич

Aleksandra Artem'eva

Сообщите на почту info@typical-moscow.ru, если вы обнаружили ошибку в тексте или в авторстве материала. Все подобные обращения рассматриваются и исправляются в течение дня. Спасибо за понимание.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button