В мире еще остались такие поселения, в которых живут лишь немногочисленные группы людей, общающиеся на своем языке. Из-за того, что эти наречия и диалекты вытесняются более популярными языками, рано или поздно все они будут причислены к «мертвым». Тем не менее, несмотря на их архаичность, они сохраняют традиции и обычаи людей, для которых эти языки всегда будут оставаться родными.
Аяпанский соке
Аяпанский соке – это язык мексиканской деревни Аяпа, находящейся в муниципальном районе города Хальпа-де-Мендес, на котором на сегодняшний момент говорят всего 2 человека, хотя совсем недавно число его носителей достигало полусотни. Язык Аяпа по праву является умирающим языком, потому что даже в его родной деревне от него отходят. В 2013 году мексиканскими властями была предпринята попытка по возрождению диалекта, однако, от идеи вскоре отказались, сославшись на то, что «попытка возрождения аяпанского соке не соответствует требованиям общества».
Язык лики
Язык лики, принадлежащий группе австронезийских языков, не зря называется «языком рыбаков». На сегодняшний день на нем разговаривают всего порядка 11 человек, а его родиной является небольшая рыбацкая деревушка, располагающаяся на нескольких островах западной (индонезийской) части Новой Гвинеи.
Язык онгота
Язык онгота является типичным примером наречия, которое под действием других постепенно исчезает. Однако история со стиранием языка онгота из памяти его носителей достаточно примечательна. Изначально носителями этого языка были мигрирующие эфиопские племена, которые никак не могли найти себе место. Когда, наконец, место для оседлости было найдено, мужчины из племени Омо (названного в честь региона Южное Омо) стали сочетаться браком с женщинами из соседнего племени, носителями языка Цамай (Цамакко). Дети же, рождавшиеся от этих браков, стали перенимать язык матерей, из-за чего язык онгота стал постепенно умирать, и сегодня на нем говорит лишь дюжина человек.
Водский язык
Водский язык – это почти вымерший язык общения народа под названием Водь, проживающего, в основном, в Ленинградской области, в Прибалтике и на границе с Финляндией. Народность Водь, впитавшая в себя славянские, прибалтийские и скандинавские культурные особенности, является яркой по своему составу и традициям. Несмотря на это, своеобразность народности, как и самого водского языка, со временем стирается под воздействием русского языка и принятия европейской культуры. На данный момент водский язык перестали передавать из поколения в поколение и говорят на нем лишь пожилые люди в составе не более одного десятка человек.
Язык сусуами
Согласно некоторым источниками, язык сасуами признан самым редким на данный момент (если не считать окончательно вымерших языков), на котором говорят лишь две семьи, проживающие в долине рек и порогов в одном из регионов Папуа – Новой Гвинеи. Как и любой другой автохтонный редкий язык, сасуами в скором времени будет предан забвению под давлением наиболее популярных языков этого региона. Кроме того, этот язык также уже давно перестали передавать от отца к сыну, вследствие чего сейчас на нем говорят лишь старцы.
Керекский язык
Керекский язык ничем по своим историческим особенностям не отличается от других редких языков. На нем также говорит лишь десяток человек и, как остальные, он давно перестал передаваться из поколения в поколение. Интересен же он тем, что отражает традиции и обычаи крайне примечательной чукотской культуры, представителями которой являются многочисленные народности заполярья. Керекский язык – это язык охотников, резчиков по костям и рыболовов Чукотки.
Разумеется, этим списком количество редких языков и народов, на них говорящих, не ограничивается. В мире на сегодняшний день более 350 языков, которые знают менее 50 человек. Ареолы их распространения также многочисленны: от берегов Северного Ледовитого океана до южного мыса Африканского континента, от экзотических островов Океании до горных районов Южной и Северной Америки. Несмотря на всю их пестроту, редкие языки, в своем большинстве, вымирают, и в какой-то момент они забудутся, как забывались многие другие, и останутся лишь историей.
Давид Комахидзе