Вот уже и миновала середина сентября, но отголоски лета в душе некоторых школьников до сих пор не утихнут. После долгого периода беззаботного безделья, порой сложно настроиться на затяжной учебный марафон. Журнал «Типичная Москва» побеседовал с психологом Полиной Федотовой и узнал, какими способами лучше разжечь в душе ребенка страсть к учебе.
Лето – это время, после которого сложно настроиться на рабочий лад. Сколько длится эта перестройка? Возможно ли её ускорить?
Вхождение в рабочее русло после отдыха происходит примерно в первые три недели. В этот период идет адаптация к новому режиму, к новым условиям.
Часто возникает сопротивление и желание вернуться к тому комфортному состоянию, что было раньше, поэтому многие родители замечают, что дети начинают болеть после каникул, когда возвращаются в школу.
В таком непростом процессе, как вхождение в новые условия, важно поддерживать организм ребенка в тонусе. В первую очередь, в этом помогает установление режима сна, качественное питание и физическая нагрузка.
Если говорить про сон, то он должен быть качественным и восстанавливающим. Как бы ни хотели школьники задержаться подольше у компьютера или телевизора, но ложиться спать лучше уже в 10 часов вечера, к тому же в полной темноте и при прохладной температуре воздуха. Именно в этот момент начинает вырабатываться мелатонин или как его еще называют – гормон жизни и долголетия. Именно мелатонин помогает нам справляться со стрессом и стимулирует защитные функции иммунной системы.
Кстати, на заметку и многим взрослым, выработка мелатонина прекращается при употреблении алкоголя, табака и кофеина. Поэтому важно придерживаться качественного питания. Еда должна поддерживать тело и наполнять его энергией, а не забирать ее. Сбросить напряжение, укрепить тело и наполнить его энергией поможет и обязательная физическая нагрузка.
Родителям так же важно помочь своим детям-школьникам найти что-то приятное, ради чего им захочется вернуться в школу: будь то встреча с друзьями, которых они не видели все лето, любимые учителя, предметы или кружки. Это поможет адаптационному периоду пройти легче и быстрее.
Отсутствие мотивации к учебе. В чем таятся основные причины?
Ребенок изначально рождается с желанием исследовать, познавать что-то новое. Этот интерес является его базовой эмоцией. Задача и родителей, и школы поддержать эту эмоцию, помогать ей развиваться. Но это в теории. А на практике происходит следующее:
- Родители не поддерживают интерес ребенка к новым знаниям уже на первом году жизни, так как считают, что это может быть вредно или опасно (залезть на большую горку), скучно и энергозатратно (целый час наблюдать, как ребенок играет в буквы) и т.д.
- Учителя, сами того не зная, часто не уделяют внимание мотивации ребенка. Этот процесс энергозатратен, требует знаний и индивидуального подхода к каждому ученику, на что школьная программа не ориентирована.
Работа по постижению нового происходит не через интерес, а через подавление («Ты обязан это выучить! Твои желания нас не интересуют!») и угрозы («Не выучишь, получишь 2 и после 9го класса пойдешь дворником работать!»). Детям не объясняют, зачем им учить тот или иной предмет.
Ведь, например, математика развивает логику, учит находить решения в разных задачах, и вообще рассматривать жизненные ситуации не как проблемы, а как задачи, которые можно и нужно решить. Литература учит выражать свои мысли, а русский язык — делать это грамотно. Согласитесь, это уже совсем другой подход!
Детям важно объяснять и показывать на собственном примере, зачем учиться и какие важные навыки для будущей жизни можно получить.
Существует ли внутренняя и внешняя мотивации. Какая сильнее?
Да, действительно, существует 2 вида мотивации. Изначально у ребенка присутствует внутренняя мотивация. Он с ней уже родился и ее не надо пробуждать. Он заинтересован в исследовании мира. В этот момент родители принимают ребенка таким, какой он есть. И это длится до тех пор, пока посторонние не завалят родителей осуждающими вопросами: «Как, он у вас еще не умеет говорить/ходить/знать 8 языков?». Вот в этот-то момент у родителей рождается внешняя мотивация: сделать из ребенка идеал, сотканный из мнений окружающих.
Подобную внешнюю мотивацию родители хотят пробудить и в ребенке: «А вот у Маши оценки лучше!», «А что скажут соседи, узнав, что ты провалил контрольную?», «Ты не сдашь ЕГЭ и не поступишь в институт! А значит, не сделаешь карьеру, и тобой нельзя будет похвастаться перед обществом». Сравнение с успехами и неудачами других – это замена внутренней мотивации (мне интересно, я хочу) на внешнюю (кто лучше, что обо мне скажут).
Если родители будут в хорошей эмоциональной связи со своими детьми, они быстро поймут, что и как мотивирует их, что может помочь в изучении того, что не интересно. Качественно усвоить что-то можно только при наличии хорошей внутренней мотивации.
Зависит ли мотивация от возраста школьника?
В какой-то степени да. Как я говорила, согласно исследованиям, у каждого ребенка есть базовая эмоция – интерес, которая помогает исследовать окружающий мир.
Чем младше ребенок, тем больше у него проявлена эта эмоция. Ему интересно идти в детский сад, интересно идти в первый класс.
Чем старше ребенок, тем большим испытанием подвергается эта эмоция. Отсутствие интереса к новому – показатель того, что происходит в семье и как родители реагируют на стремления ребенка. Если они поддерживают, тогда мотивация сохраняется на высоком уровне. Если подавляют, тогда уже в ранних классах желание ученика начинает снижаться.
Мария Славская