Пень широкий, веники березовые да корыта с водой жестяные — это, собственно, все основные декорации для спектакля «Песнь про купца Калашникова», который 28 февраля представила зрителям в театральном лофте «Компас» труппа «Рупор». Замахнулись ребятушки на великого и могучего Михаила Юрьевича Лермонтова со всей своей молодецкой смелостью, удалью. Летят во все стороны листья березовые и семечки, да проливаются горькие слезы девичьи.
О том, что московские зрители избалованы самыми «диковинными» постановками, думаю, говорить не стоит. Чего только не придумают для того, чтобы позабавить гостей и жителей столицы: и цирковые трюки в спектакль вводят, и 3D- мюзиклы ставят, даже «заморскую» моду на иммерсивный театр ввели, притом, успешно. Это все, конечно, неплохо, только иногда так хочется погрузиться в постановку не физически, а духовно. Чтобы как в старые добрые времена не искать смысла в странных декорациях или «разорванной» пьесе, а просто смотреть на сцену и всем сердцем погружаться в историю, которую проживают артисты. Если душа запросила «работы», то отправляйтесь на Сретенку, спуститесь поглубже, в подвал, войдите в зал и сядьте на деревянную лавку прямо рядом с героями. Песнь начинается.
Колорит лермонтовских героев режиссер Семен Филиппов воплотил на сцене с помощью очень простого, но одновременно сложного инструмента: текста. Здесь он оформляется не только самими актерами, но и вводом в постановку прибауток, поговорок и напевов. Они, как мосточки, соединяют части истории, дают зрителю «воздух». А его, к великому счастью, требуется очень много. «Много» — потому, что близость расположения зрителей к сцене и игра актеров на разрыв аорты порой не дает возможности вздохнуть в прямом смысле этого слова. А «к счастью» — потому, что пока есть такие молодые актеры, которые ТАК пропитываются историей, ТАК живут в ней, отечественное театральнее искусство будет жить. В пределах небольшой круглой площадки разыгрывается настоящая драма трех душ, которая, порочит, очищает и убивает. Простые параллели «земля-марать» и «вода-очищать» благодаря актерам на глазах зрителей обретают сценическую форму и выражают не только слова, но и мучительную внутреннюю борьбу главных героев. Из уст Алены Дмитриевны в исполнении Анастасии Собачкиной сложный по произнесению и стилистике текст звучит горько, остро и настолько понятно, что слезы катятся из глаз не только самой героини, но и зрителей. Драму Алены Дмитриевны она переживает внутри себя с такой смелостью и верой в происходящее, что трагедия опозоренной молодушки «бьет розгой» по лицам всех сидящих в зале. Схватка Киребеевича (Леонид Волков-Картушевич) и Калашникова (Тимур Казнов) окончательно смывает границы стилизованного Лермонтовым текста и рвет в клочья души всех, кто в этот вечер оказался свидетелем еще одной человеческой трагедии.
Но даже в такой глубокой истории режиссер не побоялся дать зрителям возможность посмеяться, и вывел на передний план озорного и юркого Ивана Грозного (Александр Хитев), который не прочь погоняться за красными девками да «оттянуться» на народных гуляниях. Актерская работа Александра- еще один жирный плюс постановке.
«Песнь про купца Калашникова» — один из немногих случаев, когда режиссер, по-своему трактуя известное произведение, не стремится сделать его «своим», а бережно и деликатно оформляет образы, чтобы сохранить подлинную атмосферу и посыл, созданный оригинальным автором. В случае с постановкой песни применимо даже понятие катарсиса. Пережив эту историю вместе с труппой «Рупор», вы выйдете из зала с незащищенной, открытой нараспашку душой. Незащищенной, но омытой водой и пропаренной свежим березовым веником.
Фотоматериалы предоставлены театром Компас
Мария Наумова