Дом Наркомфина на Новинском бульваре—известная постройка эпохи советского конструктивизма, построенная в 1930 году. По замыслу авторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса здание должно было воплощать идеи коммунизма о совместном проживании и быте советских граждан.
Гинзбург считал постройку жильём «переходного типа» —сочетанием квартиры и дома-коммуны. Например, в здании есть столовая, однако в каждой квартире обустроена своя небольшая кухня.
История владельцев квартир дома печальна—многие жильцы были расстреляны в годы сталинских репрессий. Больше жертв террора было только в Доме на набережной—также знаковой столичной постройки.
Известен дом не только своей идеологией, но и архитектурой. Советские архитекторы применили «принципы современной архитектуры» известного французского архитектора-модерниста Ле Корбюзье: опоры здания на столбах, ленточное остекление, плоская крыша-терраса для досуга жителей. Первоначально колонны были окрашены в белый цвет, а оконные рамы—в чёрный для создания эффекта невесомости.
Это был первый жилой дом в стране, выполненный в железобетонном каркасе. По первоначальной задумке дом стоял на колоннах, обеспечивая свободный проход под зданием, но для увеличения жилой площади ещё в тридцатых годах колонны обнесли стенами и сделали дополнительный этаж. Здание включает жилье, коммунальный блок со столовой, библиотекой и спортзалом, а также служебную часть с прачечной и гаражом. Все квартиры двухуровневые, окна в каждой жилой ячейке выходят на восток и на запад.
В реальности идея архитекторов о прогрессивном сожительстве граждан с общим бытом оказалась утопией—жители старались обособиться друг от друга. Например, они превратили галерею на нижнем этаже в кладовые, уносили продукты из столовой в квартиры. В результате коммунальный блок вскоре переоборудовали в типографию, а затем в конструкторское бюро.
На протяжении существования дома не было ни одного капитального ремонта здания, что привело к его обветшанию. Одной из причин отсутствия ремонта являлась потеря в послевоенное время детальных чертежей дома, чертежей водоснабжения, канализации и вентиляции. Здание трижды попадало в список «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение».
Сейчас здание реставрируется внуком архитектора дома Алексеем Гинзбургом. Планируется использовать помещения для временного и постоянного проживания, на первом этаже будет музей, хозяйственный блок оборудуют под ресторан. Ориентировочное завершение реставрации 2019 год.
Автор: Вера Маргасова