ИнфраструктураИстория

Канал имени Москвы

История строительства

В середине июля 1937 года был открыт канал имени Москвы, главный проект второй пятилетки.


Во все времена строительство каналов играло огромную роль в формировании многих отраслей народного хозяйства, зарождении судоходных линий и развитии городов. Искусственно созданный водный объект, возводится не только для контроля за водным потоком, но и для сокращения речных маршрутов, обеспечения водой населения.

Почему возникла потребность в строительстве канала имени Москвы?

Главная задача строительства любого канала – соединение двух или нескольких водных стихий или заполнение и получение заданного по форме и объему водного объекта, необходимого для ведения хозяйственной деятельности. Именно такая цель стояла перед водными инженерами при постройке канала им. Москвы. В далекие 30-е годы ХХ века, в Москве возникла острая нужда в водном ресурсе. Имеющегося количества категорически не хватало, и нужна была дополнительная линия для обеспечения города питьевой и технической водой. Решение было принято на очередном пленуме ЦК, где по данному вопросу выступил Л. Каганович. Он призвал немедленно решить проблему и предложил для водоснабжения Москвы использовать воду из Волги, протекающей всего в 120 км.

Канал имени Москвы
Канал имени Москвы

На строительстве канала использовался труд заключенных. В 1932 году был создан «Дмитлаг» – Дмитровский исправительно-трудовой лагерь. Крупное лагерное объединение, сформированное органами НКВД, существовало больше 5 лет. Сюда по этапу отправляли огромное число заключенных для чрезвычайно тяжелого труда. Количество осужденных достигало более 190 тысяч человек в год. Строители от изнеможения и тяжелой работы умирали на рабочих местах и в больницах. Историками называется около 25 тысяч умерших на сооружении канала и 600-700 тыс., прошедших стройку. 17 апреля 1937 года – дата заполнения водой искусственно возведенного водоема, она и считается числом завершения строительства и начала работы канала.

Постройка данного объекта давала возможность развивать и обустраивать город, увеличивать число жителей и при этом, создать новый судоходный путь длиной 128 км. Уникальность данной постройки заключена в том, что воды Волги значительно ниже и забор воды осуществляется с помощью огромных и мощных насосов и насосных станций общей производительностью около 150 тыс. м3 воды в час. Имеется пять ступеней подъема общей высотой 38 метров. Постройка канала позволила решить проблему водоснабжения, обеспечила выработку электроэнергии для многих предприятий области и создала максимально короткий путь, соединяющий Москву и Верхнюю Волгу.

Канал имени Москвы
Канал имени Москвы

На канале разместились 8 ГЭС. Благодаря созданной системе, Москва стала «портом пяти морей» – Белого, Балтийского, Каспийского, Азовского и Черного. Оборудован сверхмощный грузовой терминал – Северный речпорт. Во времена СССР к нему доставлялись стройматериалы, древесина, уголь, продукты питания, нефть и т.д. На берегу канала сооружен Хлебниковский машиностроительно-судоремонтный завод, просуществовавший до начала 2000г. Сегодня на его территории находится Московский яхтенный порт, оказывающий услуги по хранению яхт. Благодаря строительству канала, удалось сократить время и быстро добраться до многих  населенных пунктов Московской области. В 1970-х годах началось оборудование причалов, к которым могли причалить любые пассажирские теплоходы. Знаменитый канал находится в двух областях – Московской и Тверской. Часть вод протекает по Москве. Ширина объекта по поверхности – 85 м, по дну – 45, глубина – 5,5 м.

Канал имени Москвы – соединительный канал, объединяющий несколько водных объектов в мощную судоходную, электро и водоснабжающую систему, стабильно обеспечивающую водой Москву и область.

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button