«Что день грядущий мне готовит?» – вопрошал Ленский в известном пушкинском романе. Так же и мы, восхищаясь причудливо собранными чьей-то волевой рукой созвездиями на темном небе, часто размышляем о предстоящем утре и его сюрпризах. Создатели и постановщики легендарного спектакля «Ночь нежна» в истинно волшебном Театре Луны уже третье десятилетие удивляют публику своей трактовкой романа Фицджеральда. Но что, на самом деле, таит в себе это противоречивое, а порой опасное время суток?
Лазурный берег Франции, приятная музыка, догорающий закат и люди, смакующие жизнь по глоточку – такую картину видит перед собой молодая, но уже познавшая сладость признания и успеха актриса Розмэри Хойт (Елена Захарова), едва появившись на сцене. Она амбициозна, кокетлива и прекрасно осведомлена о своей привлекательности. Ей не составляет труда оценить наметанным взглядом собравшееся на пляже общество и мысленно расставить приоритеты. Тонко и очень изящно Захарова играет с мимикой и эмоциями, показывая всю гамму чувств, которые возникают в голове у столь впечатлительной особы. Начинается настоящая «игра в квадрате». А это уже задача серьезная, однако Театр Луны славится неординарными решениями смелых и сложных вопросов. Актрисе необходимо сыграть то, как ее героиня-актриса проживает новую роль, но в реальной жизни. Следует заметить, что и зритель у Театра тоже не самый простой: он считывает намеки и понимает, что речь идёт уже и о нем самом. Ведь кто из нас не примеряет периодически маску?
Розмэри Хойт, только что прославившись в фильме «Папина дочка», ничуть не сомневается в своей успешной карьере. Её пленяют блеск, богатство, достоинство, которое присуще исключительно состоятельным людям. Поэтому вскоре она с оживлением делится с мамой своей «находкой» – супругами Дайверами. Она смутно понимает, что именно притягивает ее к этой паре, но пока боится себе в этом признаться, так как не знает, согласно ли это заданному сценарию. Захарова играет легкомысленную, парящую в облаках девочку настолько правдиво и искренне, что зритель не просто верит ей, но и прощает ей чрезмерную воздушность и надменность. Как и молодость прощает всё…
Мягкий свет прожекторов, игра голубых оттенков, легкий шум волн окутывают и зрителя, настроенного прямо сейчас переместиться в одну из самых красивых эпох – 20е годы прошлого столетия. Художники-постановщики (Сергей Проханов – художественный руководитель Театра; Леонид Подосёнов, Янина Кремер) максимально точно передали игривую атмосферу того времени. Атмосферу, которая так манит нас своей пока еще отрешенностью от мировых проблем и военных действий и призывает танцевать под льющиеся джазовые мелодии. Премьера спектакля состоялась в 1997 году. Подумать только, какую сценическую судьбу она себе обеспечила! Постановка не только не вышла из репертуара, но и стала истинно легендарной визитной карточкой Театра. Она в некоторой мере превратилась в его alter-ego. Посудите сами: спектакль содержит в себе большую отличительных черт Театра, в ней даже прослеживается сам его характер. Во-первых, это яркая интерпретация мирового шедевра с особой «Лунной» ноткой психологии и апелляции к зрительскому опыту. Во-вторых, это танцевальная и музыкальная интерпретация наиболее важных эпизодов спектакля. В постановке над хореографией трудился Сергей Виноградов, а пронизывающий всю «Ночь» музыкальный мотив принадлежит Асафу Фараджеву. И, наконец, это сама душа спектакля: все постановки Театра всегда оставляют послевкусие и дают почву для размышлений и саморефлексии.
Саморефлексии подвержены и сами герои спектакля. Так, например, главный герой Дик Дайвер (Максим Щёголев) постоянно находится в процессе поиска себя, сомневается в правильности и осознанности своей жизни и своего выбора. Изначально зритель может не понимать героя. Он мечется, старается успеть за двумя зайцами, деланно пытается «сохранить лицо» перед обществом. Щеголев элегантно передает образ потерянного во времени и пространстве мужчины, уже заметно уставшего от жизни и желающего найти успокоение. Тяжесть всех принятых им решений лежит на нем грузом, от которого он хотел бы освободиться с помощью чувства к Розмэри. Но эта вспышка оказалась только мимолетной зарницей на фоне нежной ночи… И если в первые несколько минут спектакля перед нами Дик-победитель, внешне счастливый семьянин и твердый мужчина, умеющий противостоять обаянию молодой актрисы, то после перед нами – заблудшая душа униженного и унижающегося Дайвера. Дайвера, который сам поймал в себя сети и которого заковала в кандалы секретная обязанность перед женой Николь.
Николь (Евгения Евчина) – героиня, чье психологическое состояние можно выделить в отдельного персонажа спектакля. Ее болезнь, ее страхи, ее тайна не покидают сцену ни на минуту и будто бы замыкают в рамку общее настроение действия. Болезненность ощущается в каждом шаге, в каждом разговоре персонажей между собой. Евгения Евчина играет на пределе человеческих чувств и эмоций: радостная и любящая, через минуту она становится истерично бьющейся в припадке больной женщиной, всецело зависящей от своего спасителя – Дика. Семейная драма перерастает в социальный конфликт, ведь очевидно, что Дику давно опостылела вся эта история. Чего нельзя сказать о давнем поклоннике Николь – Томми Барбане (Михаил Бабичев), чувства которого нет необходимости угадывать. Обличению истинного лица Дайвера, стремлению показать своей возлюбленной, кто действительно готов быть с ней, посвящены все его поступки. Смелость и решительность, отвага и мужество характеризуют героя Бабичева. И твердая решимость идти только до счастливого финала, даже если он будет таковым только для избранных лиц.
Одну из движущих сил сюжета олицетворяет отец Николь Дерве Уоррен (Олег Марусев). Ему, единственному из всех, принадлежат ниточки, с помощью которых (порой – вопреки своему желанию) он может управлять героями. От него зависит судьба Николь, от которой прямым образом стал зависим Дик, с чьей историей связаны все остальные коллизии. Марусев играет с достоинством и большой горечью. Его герой – несчастный пожилой доктор, давно потерявший связь со своей главной отрадой. Только одно происшествие может заставить их обоих нарушить священное обещание. Эмоционально, надрывно переданы отеческие и чисто человеческие переживания Уоррена.
«Ночь нежна» – это спектакль, который необходимо включать в список «Обязательно к просмотру» и на который непременно нужно идти, чтобы познакомиться с тайной души Театра Луны. Постановка дышит полной грудью и призывает зрителей любить, мечтать, верить, но не поддаваться очарованию коварных ночных вспышек, а тихо любоваться звездами. Романтичный, музыкальный, очень эстетично выверенный спектакль о несчастных людях (каждый герой настолько же несчастен, насколько и болен) показывает, что шаг в неизвестность иногда оказывается дорогой света. Ближайший показ легендарного спектакля состоится 1 февраля, поэтому не пропустите возможность окунуться в магию сценической версии романа Скотта Фицджеральда.
Фото предоставлены пресс-службой Театра