Когда закрываются двери в театр, а опоздавшие в спешке и неловкости занимают одиноко ожидающие их места, на сцене уже вовсю дымит поезд, который через несколько мгновений отправит главных героев в путешествие не только между двумя географическими точками, но и в чертоги их души, разума, чувств. «Солнышко моё» в постановке Павла Урсула – это синтез театра и психологии, светлой лирики и глубокой, временами тяжелой драмы. Это тонкое повествование о страхах и борьбе, в которую ежедневно вступает человек. Спектакль поставлен по мотивам яркой повести Александра Файна «Прости, мое красно солнышко», которая принесла автору несколько крупных литературных премий.
Премьерный показ спектакля, состоявшийся 7 февраля 2019-ого года, не оставил причин сомневаться: постановка найдет своего зрителя. Все эмоции и переживания главных героев, изящно доведенные до логического предела, все иронические и юмористические вкрапления настолько близки каждому из нас, что во время действия невольно можно поймать себя на мысли, будто происходящее на сцене тебе очень знакомо. Будто эту историю ты слышал недавно от соседа или читал нечто похожее в новостной ленте, а, может, и сам в нерешительности обрывал мосты, одновременно боясь сделать шаг вперед. Именно такая апелляция к культурной памяти делает свое дело: мы завороженно наблюдаем за ходом событий и вместе с героями не находим себе места, потому что и сами не знаем, как бы мы поступили в таких обстоятельствах, не даем оценочных суждений, а только сопереживаем.
При первом появлении персонажей мастерски создается мнимая иллюзия воздушности, кокетства, романтики, легкомысленности. Герои молоды, счастливы, временная разлука кажется самым страшным испытанием в жизни, ещё и проводница Ирэн уже несколько раз напоминала о том, что пора бы провожающим покинуть вагон… И юная, полная надежд и мечтаний красавица Наталья (Марина Иванова) покидает его. В слезах, в отчаянии, в непонимании («Почему же он не может на мне жениться?»), она машет рукой уходящему поезду и надеется на скорую, непременно скорую встречу со своим возлюбленным. Чувства героини актриса передает не только словесно и при помощи мимики, но и пластично. Кажется, что в утонченных хореографических движениях передана вся боль, непонимание, неизбежность, которые уже живут внутри нее, которые она интуитивно предчувствует, но не хочет их вербализировать, опасается, что так они быстрее станут правдой. Несмотря на возраст, Марина Иванова глубоко и очень точно переживает свою роль (и это вполне объяснимо: артистка является выпускницей Детского театрального центра-студии «Маленькая Луна», поэтому характер Театра ей близок). Она живет эмоциями своей героини – женщины, для которой любовь стала смыслом жизни и единственно возможным способом существования. Её Наталья становится символом всепоглощающей страсти, слепого доверия, необъяснимого, но сжигающего изнутри чувственного огня. Она готова лететь за Ним, прощать, но только до тех пор, пока хватает её чисто женских сил…
А что же Он? Один из ведущих актеров Театра Александр Песков предстаёт перед зрителем в роли Николая – уверенного в себе бизнесмена в самом расцвете лет, успешного и немного саркастичного внешне и несчастного и потерянного внутри. Он словно бы убежден, что вся его жизнь подчиняется заданному им самим сценарию, что он всё держит под контролем и что наступит тот день, когда он и женится на Наталье, и станет полностью счастливым, и много-много таких «и». Однако что-то идет не так, раз внутреннее смятение не исчезает, а наоборот крепнет с каждым днём и не дает покоя ни ему, ни тем людям, с кем пересекаются его пути. Он осознает, что вносит разлад в жизнь доверяющей ему Натальи, он понимает, что не должен поддаваться мимолетным соблазнам, какими бы «подходящими» они ни были, но не может вести себя иначе. Он, дожив до своих лет, не может ответить себе на простые вопросы о радости, любви, спокойствии, гармонии. Он пребывает в поиске, бесконечно анализирует, и мы видим, что он стремится вырваться из этого порочного колеса, но не может, останавливается, не делает завершительного жеста, замедляет шаг… Он боится себя, своих истинных желаний, выбора и последствий. Привычное существование пусть и не приносит ему полноценного удовлетворения, но хотя бы и не вынуждает вносить коррективы. Но ведь, как поётся в хорошо известной песне: «… И не разберешь, пока не повернешь…» Однако наш герой поворачивать собирается, но не никак не соберется. Должен наступить момент. Сила эмоций актера колоссальна, энергетика смятения, страха и боязни этого страха передается зрителю так, что нам становится проблематично объективно оценить его действия. Он поступает в соответствии с устройством его Вселенной, даже если оно в корне не похоже на наше.
Особенность Театра Луны в том, что совершенно типичная жизненная ситуация показывается зрителю с абсолютно НЕтипичных сторон. Любовный треугольник, о котором не помышлял ни один из участвующих в нем «углов», стал не просто яблоком раздора, а превратился в ядовитое зелье. Если юная и еще не познавшая в полной мере жестокость мира Наталья до последнего гнала от себя навязчивые мысли о несбыточности ее надежд, то смелая, дерзкая Ирина (Заслуженная артистка России Анна Терехова), случайно оказавшаяся с Николаем в одном купе, отлично осознавала, какие перспективы могут быть у этой встречи. Во всяком случае, ей так казалось. Но Николай – настолько непредсказуемый в своём поведении и своих поступках мужчина, что верить ему на слово подобает отнюдь не взрослой и успешной директрисе Консерватории. Анна Терехова играет героиню, которая просто хочет счастья. Самого простого, не яркого, с походами в галерею и милыми ожидающими дома тапочками: без блеска, громкой музыки и красной помады (стоит отметить, что красный цвет как символ страсти присутствует в спектакле во многих деталях: от предметов одежды до светового сопровождения). Плененная эрудированностью своего спутника она на глазах превращается в полный аналог Натальи: тающей при виде Николая, желающей угодить и оставить его подле себя. Только она еще не знает, что ни её статус и ум, ни её меткий взгляд и чувственное поведение не заставят этого закоренелого холостяка изменить себе и изменить свою жизнь.
Специфика пьесы подразумевает, что зритель изначально видит не экспозицию, а само развитие действия, кульминационный момент. Завязка действия, знакомство с героями – предыстория – будет рассказана во втором акте, что очень сильно накаляет эмоции и атмосферу. Важным сквозным мотивом между первым и вторым актом становится появление двух второстепенных, но необходимых для сюжетного построения героев: проводницы Ирэн и директора кладбища. Они обрамляют своим присутствием происходящее на сцене и являются своеобразными символами, в которых закреплено настроение текущего действия. Легкость, простота, восторженность первого акта сменяется мрачностью, горечью и серостью в завершении спектакля. Принимающий участие в постановке Заслуженный артист России Олег Марусев превосходно держит под контролем сценический пафос. Его живые и эмоциональные монологи и реплики, будучи фоновыми, влияют даже на принятие зрителем поступков главных героев. Театр Луны и режиссер Павел Урсул, по своему обыкновению, не боятся экспериментов в области психологии.
Важным действующим лицом, которое призвано напомнить зрителю о том, что любая жизненная ситуация решаема, если добавить щепотку иронии (а иногда – самоиронии), детской наивности и простоты, стал необычный и весьма таинственный персонаж, о чьем прошлом мало что известно – астрофизик Алекс (Владимир Тягичев). Это персонаж, который связывает сюжетные ниточки в один клубок и открывает в героях те качества, о коих они сами не помышляли. Именно он первым обратил внимание на страх жизни у Николая и дружески посоветовал ему не бояться. Восхитительно сыгранная роль, наполненная артистизмом, харизмой и обаянием, побуждает нас хохотать при каждом нелепом движении Алекса и при любой его афористической фразочке.
Начавшийся легко и задорно спектакль завершается осознанием героем трагедийной бессмысленности его жизни. Поиск себя и настоящего смысла обернулись для него ударом, а подходящий момент, которого он с такой силой ожидал, так и не наступил. Как не наступил он и для других героев пьесы. Но, несмотря ни на что, это – в первую, очередь, история о любви. О любви разной: возвышенной, слепой, расчетливой, страстной, пылкой, нежной; о чувстве, что созидает и разрушает, что побуждает мечтать и летать от счастья, что заставляет снова и снова прикрывать глаза и делать шаги в неизвестность… Ближайшие показы спектакля состоятся 14 и 29 марта. Не упускайте возможность подарить себе лирический вечер и поговорить о незыблемо важных вещах.
Фото предоставлены Пресс-службой Театра