С сентября 2016 года с изменением стандартов на инклюзивное образование оно стало частью школьного образования. Дети с ограниченными возможностями должны обучаться с обычными школьниками.
Инклюзия или включенное образование – это новая методика образования, помогающая адаптироваться детям с ограниченными возможностями здоровья независимо от их возможностей и потребностей. Благодаря инклюзивному образованию в обществе будет отсутствовать разделение на здоровых и больных людей, так как с детства и здоровые дети, и ребята с ограниченными возможностями проводят много времени вместе. Инклюзивное обучение таких детей осуществляется с разрешения родителей или опекунов, руководства школы и при положительном решении медкомиссии.
На сегодняшний день выделены следующие принципы инклюзии:
- человек имеет свою социальную ценность, независимо от физических и умственных возможностей;
- каждый человек является личностью, имеет свое мнение и точку зрения;
- каждому человеку нужно общение; полноценное и всестороннее образование возможно только в коллективе и при хороших взаимоотношениях;
- в окружении человека должны быть как ровесники, так и люди старшего возраста;
- для учащихся важны их достижения, и грамотный анализ неудач;
- только при разнообразном подходе к обучению можно получить наилучший результат.
Лев Семенович Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения.
Он указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и CШA и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России.
Профессор Манчестерского университета Питер Миттлер дал такое определение: “Включающее образование — это шаг на пути достижения конечной цели — создания включающего общества, которое позволит всем детям и взрослым независимо от пола, возраста, этнической принадлежности, способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба”.
Самый главный посыл такого образовательного учреждения — не ребёнок приспосабливается к школе, а школа адаптируется под возможности, потребности и способности ребёнка, считает Евгений Александрович Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как “Школа Ямбурга”.
Есть добровольные организации по типу кэмпхиллского движения.
Кемпхиллское движение — международная сеть социально-терапевтических и педагогических сообществ, включающих школы для детей с психическими, физическими и эмоциональными проблемами, училища интернатного типа для молодёжи и деревни для взрослых.
Одна из таких социальных деревень “Чистые Ключи” – это община, в которой есть место всем, даже самым необычным и непохожим на других людям – с нарушением интеллекта и психики. Это проект общества, где культивируются истинно человеческие, нравственные, строящиеся на глубокой социальной ответственности отношения между людьми, а также разумное обращение с природой.
В исследовании Ирины Сапуновой, магистранта НИУ-ВШЭ, есть некоторые ответы:
- “За” инклюзию как принцип обучения высказались 80% родителей. Но – как показало исследование – мамы и папы так и не поняли, о чем идет речь.
- Из 80% сказавших “да” инклюзивному обучению, только 5% опрошенных родителей приняли принципы инклюзии безоговорочно, ответив, что не видят проблем в совместном обучении своих детей и детей с ОВЗ.
- 40% родителей заметили, что лучше, если в классе или группе будет от 2 до 5 детей с особенностями здоровья. И, пожалуйста, не больше.
- 35% респондентов (в это число входят и те, кто сказал “да” инклюзии) уточнили, что дети с особыми потребностями должны обучаться в специальных условиях, в том числе – в отдельных группах (или в отдельных классах общеобразовательной школы).
Иными словами, мамы и папы припомнили коррекционные классы времен их собственной учебы в школе. Эта практика жестко критиковалась за создание резерваций для неуспевающих детей и за клеймо, которое оказывалось почти на каждом, кто был переведен в коррекционный класс.
О чем еще тревожатся родители, которые теоретически сказали свое “да” инклюзивному образованию?
- 15% не уверены, что их ребенок сможет принять своего необычного сверстника.
- Еще 10% мам и пап нервничают по поводу конфликтов между “типично” и “не типично развивающимися” детьми, и заранее впадают в панику, не зная, как им повести себя в этом случае.
- Но самый распространенный родительский страх может показаться кому-то неожиданным. Это – страх конкуренции. Ребенок с особыми потребностями представляется родителям здорового ребенка успешным конкурентом в борьбе за благо номер один – за внимание педагога.
Правовая база инклюзивного образования:
Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Конвенция о правах ребенка (1989), Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990), Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью (1993), Декларация, принятая в 1994 г. в Саламанке, о развитии включающего образования, Закон «Об образовании в РФ».
Автор: Анна Васильева