В третьих «Голодных играх» Дженнифер Лоуренс дважды стреляет из лука и, кажется, ни разу не улыбается. В российском прокате стартовали «Голодные игры: Сойка-пересмешница. Часть 1», фильм, который определенно можно назвать проходным, серым, камерным, но при этом нескучным.
Большая часть действия происходит в 13 Дистрикте в бункере под землей: серые стены, серые одежды, серые герои. В каждой предыдущей части обязательно присутствовал яркий элемент – «огненное» платье Китнисс, которое, без сомнений, нравилось всем девочкам. В этой ленте главную героиню переодевают в черный облегающий костюм, красят и пытаются разжечь революцию на компьютерном фоне горящего Капитолия. Создатели, кажется, всячески старались привнести краски в «Сойку-пересмешницу», периодически выпуская героев на природу, радующую зрителей палитрой цветов, но они-то, зрители, привыкли к буйству на Параде трибутов и серости не рады.
Итак, Китнисс Эвердин, повредившая силовое поле на Квартальное бойне и, тем самым, вдохновив дистрикты на восстание, приходит в себя в 13 Дистрикте, чьи жители находятся глубоко под землей и считаются вообще не существующими. Ею пытаются руководить «пиарщики» революции с лицами Джулианны Мур, играющей президента Коин, и Филипа Сеймура Хоффмана, уже знакомого Плутарха. Кстати, изначально, сразу после смерти актера, создатели заявили, что будут работать над не отснятыми с ним сценами с помощью компьютерных технологий, но обошлись без этого – реплики Плутарха были распределены между другими героями.
В третьем фильме Лоуренс приходится играть, что называется, лицом, она не демонстрирует чудеса сноровки на тренировочной базе, не язвит и даже из нового лука с тремя видами стрел стреляет всего дважды, и то один раз по мишени в тире. Бедная Китнисс совсем сломана и подавлена, больше нет той отважной девушки, которая всегда могла ответить обидчику и найти выход из трудной ситуации. «Огненная» Китнисс становится серой Китнисс, вливаясь в палитру картины. У Лоуренс практически нет общих диалоговых сцен с Вуди Харрельсоном и Элизабет Бэнкс, играющих наставников Эвердин, а это трио всегда разбавляло революционный пафос саги. Теперь вся комическая составляющая возложена на Бэнкс, чья героиня, к слову, появляется в третьей книге практически под конец, а в фильме чуть ли в первых минутах.
Стоит задуматься, что же может понравиться целевой аудитории фильма – девочкам-школьницам, поклонницам книг Сьюзен Коллинз? Крайне мало показывают Пита (Джош Хатчерсон), Финика (Сэм Клафлин), посмотреть зрительницам 14+ можно будет только на Гейла (Лиам Хемсворт). Этот герой, кстати, также практически не демонстрирует своих навыков, просто, бегает с оружием и один раз страдает от несчастной любви.
В «Сойке-пересмешнице» зритель должен больше слушать, чем смотреть. На первый план выходят слова, которые должны разжечь в Китнисс и дистриктах огонь революции. Немаловажной сценой в этом плане является (должна была стать) сцена прямого эфира с Фиником – чтобы заглушить охранную систему Капитолия, повстанцы посылали на все экраны столицы сообщение героя Клафлина, в котором он рассказывал о том, как президент Сноу пришел к власти и использовал трибутов. Этот важный для понятия персонажа Дональда Сазерленда момент не получил в фильме нужный акцент и стал проходным монологом, что не может не огорчать.
«Сойка-пересмешница» отстает от своих собратьев по серии не только гаммами и сюжетами, но и технологиями – этот фильм не выпускают в формате IMAX. Никакого расширения экрана, когда герои попадают на арену, как в «Вспыхнет пламя». Да и не пошли бы зрители на третью частью в IMAX – смотреть там в этом формате нечего. Фильм не прикидывается чем-то очень красочным, взрывным и захватывающим, не пытается всеми правдами и неправдами заманить зрителя. Своя аудитория, растущая с каждым годом, у саги уже есть. Рекламная кампания честно показывает цвета «Сойки-пересмешницы» и основные мотивы. Знакомые герои уходят на второй план, на первом – революция. Будет ли это интересно юным зрительницам – под вопросом, но не стоит забывать, что истинные поклонники готовы принять и полюбить с любым изъяном.
Визуально и по смыслу фильм напомнит «Первого мстителя: Другая война». Но «Голодные игры» со своим социальным актуальным подтекстом выигрывают у фильма Marvel «+1». Порадуемся многозначности «Голодных игр» и запасемся терпением – надо просидеть два часа, чтобы в следующем году узнать, кто победит.