При просмотре кинокартины зрители обычно оценивают сюжет, игру актеров, используемые спецэффекты и другие видимые аспекты. Но редко кто задумывается о том, что прежде, чем приобрести окончательную форму и попасть на экран, фильм проходит сложный путь его создания. Процесс создания фильма от возникновения замысла, идеи и написания сценария до показа уже готового продукта в кинотеатре называется кинопроизводством.
Этапы современного кинопроизводства
Условно весь процесс создания кинокартины можно разделить на пять основных этапов:
- развитие (проектирование);
- препродакшн (предварительная подготовка);
- продакшн (съемки);
- постпродакшн (постпроизводство);
- дистрибуция (распространение).
Совершенно понятно, что каждый из перечисленных этапов требует финансовых вложений.
Финансирование и бюджет
Составляет бюджет фильма бухгалтер по производству, руководитель подразделения или линейный продюсер. Делится он обычно на 4 части:
- творческий талант;
- прямые производственные затраты;
- постпродакшн (визуальные эффекты, редактирование и др.);
- прочее (залог завершения, страховка и т.д.).
Затраты на маркетинг и продвижение фильма в бюджет не включаются. Они являются ответственностью дистрибьютора. Финансирование фильма может осуществлять киностудия, спонсор, частный инвестор, продакт-плейсмент, телеканал или развлекательная компания.
Подготовка и съемка
На этапе проектирования фильма продюсер находит сюжет, создает проект сценария, описывает сцены и декорации, делает их наброски, помогающие представить наглядно ключевые моменты. После этого:
- потенциальные финансисты получают краткое представление о будущей кинокартине;
- решается проблема авторских прав на сценарий, музыку, стихи и т.д.;
- подписывается контракт.
Если все вопросы с финансированием решены, сценарист пишет сценарий и передает его режиссеру. Начинается следующий этап – препродакшн, включающий в себя подбор:
- съемочной группы;
- актеров;
- места проведения съемок.
Далее подбирается реквизит, создаются декорации, составляется график проведения съемок. Когда все это готово, сцены отрепетированы актерами под руководством режиссера, переходят непосредственно к съемкам. За работу камер, звук, свет, качество каждого кадра отвечает съемочная группа.
Пост производство
На этом этапе к работе подключается редактор-монтажер, занимающийся внутрикадровым и межкадровым монтажом. Продюсер и режиссер оценивают результаты его работы, дают «добро» на финальный монтаж. Смонтированное кино передается в звуковой отдел для синхронизации голосов, музыки, звуковых эффектов звукорежиссером. Если режиссер фильма не удовлетворен качеством синхронной звукозаписи, озвучивание картина проводится в студии.
Могут проводиться изменения, доработки и уже готового фильма после его просмотра специальной фокус-группой людей. После окончательного монтажа кинокартины творческий процесс ее создания завершается. На «авансцену» выходят дистрибьюторы, от которых в значительной степени зависит коммерческий успех фильма, включая размер кассовых сборов, популярности и даже получение наград.
Распространение
Важным элементом дистрибуции является изготовление достаточного количества копий кинокартины на различных носителях и организация рекламной компании. Реклама может проводиться:
- на ТВ-каналах и в Интернете;
- в виде пресс-релизов в предназначенных для этого изданиях и интервью;
- на рекламных плакатах, в кинотеатрах и другими доступными способами.
Может быть организован предварительный просмотр картины, ее показ на кинофестивалях. О фильме информируют на веб-сайтах. Демонстрация фильма для массового просмотра сначала осуществляется в кинотеатрах. Через несколько месяцев его можно будет посмотреть по телевидению, затем в интернете. Все виды получаемой прибыли делятся между дистрибьюторской компанией и продюсером кинокартины.