В 2017 году для киностудии «Союзмультфильм» началась новая страничка в истории развития и выхода на мировой рынок. Прошло 5 лет и Борис Александрович Машковцев не только остается генеральным директором главной анимационной студии России, но и продолжает развивать анимацию как отдельную индустрию.
Мы поговорили с Борисом Машковцевым о том, какими должны быть мультики для современных детей, и как сделать анимацию своей профессией.
— Борис Александрович, в одном из интервью вы говорили, что после окончания ВГИКа вообще не думали, что будете работать в анимации. Расскажите, как так получилось?
-В начале 2000-х никакой продюсерской модели в российской анимации не существовало, были только точечные попытки ее создать. Поэтому в эту сторону никто из выпускников ВГИКа даже не смотрел. В середине 2000-х ситуация начала меняться, появилось новое поколение продюсеров с совершенно иным подходом к анимационной отрасли. Стало понятно, что нужно делать сериалы, на основе которых затем строить анимационные бренды и франшизы. И это была совершенно новая модель для отечественной индустрии.
Кроме того, в то время российская анимация только начала осваивать компьютерную графику, и вкупе с новым форматом это был очень интересный и волнительный момент. В 2006 году режиссер и продюсер Георгий Васильев придумал проект, известный сегодня как «Фиксики», и я попал на работу в студию «Аэроплан», начав, можно сказать, с этого свою карьеру в анимации.
— Как вообще создается мультипликационный персонаж? Понимаю, что так в двух словах об этом не рассказать, но обычно это какой-то мозговой штурм и выдача наброска героя, или изначально есть какая-то концепция роль, которую он должен будет выполнять?
-Обычно все начинается с истории, в которой участвует персонаж. Исходя из сюжета появляется некий портрет героя. И это не описание внешности, черт лица, а общие характеристики образа — положительный или отрицательный, манера поведения, принадлежность к реальному или вымышленному миру и т. д.
Исходя из этих параметров, художник предлагает свое видение персонажа, при этом, часто для одного проекта создается несколько совершенно разных вариантов трактовки. По итогу их рассмотрения художественные руководители проекта или продюсеры принимают решение на каком из образов стоит остановиться. Это не значит, что остальные эскизы были сделаны неталантливо: просто для конкретного фильма именно такой персонаж подходит лучше всего. Кроме того, в анимации важно, как персонаж будет двигаться. Бывает так, что портрет героя идеален, а вот в движении не «работает». Найти персонажа, который будет еще и функционален – часть мастерства художника-постановщика.
— Вы закончили ВГИК, и сегодня продолжаете участвовать в студенческой жизни. Во ВГИКе вы руководите мастерской продюсирования мультимедиа, а с 2020 года являетесь деканом нового факультета анимации университета «Синергия». Вам нравится преподавать? Чем современные студенты отличаются от прошлых поколений?
-Сейчас мне нравится преподавать, хотя первое время во ВГИКе было волнение: казалось, что я еще не «дорос». Однако в тот момент мало у кого были знания об анимационном производстве, поэтому любой опыт был полезен. Современное поколение обладает уже высоким уровнем насмотренности: эти ребята сразу мыслят гротескными образами, и им интересна анимация как возможный вектор собственного развития. Поэтому могу назвать их очень благодарной аудиторией.
Во всех школах анимации процесс обучения устроен по-разному. На площадке «Союзмультфильма» и «Синергии» мы попытались объединить преподавателей и работодателей. Это очень важно, поскольку главная задача любого обучения – возможность трудоустройства. И мне кажется очень разумным, что работодатели принимают участие в процессе формирования учебных программ. Это непросто, и не каждая студия готова пойти на такое, потому что съедаются студийные ресурсы, и люди, которые могли бы в этот момент делать мультфильмы – преподают. Тем не менее, все понимают, что это наше будущее и ищут варианты.
Очень важно чтобы студенты погружались в профессиональную среду любыми доступными способами. Например, у нас есть практические занятия, где ребята работают со студийными персонажами, а значит, получают доступ к базам данных проектов. Таким образом они узнают, как на практике работает конвейер, а не только сухую теорию. Кроме того, у нас есть «час с деканом», который очень быстро из формального разговора превратился в «public talk». Здесь поднимаются любые вопросы, связанные с тем, как устроена анимационная отрасль, что в ближайшее время будет происходить в нашем сообществе и многое другое.
— Какие еще проблемы есть сегодня в анимационном секторе, кроме длительности создания продукта и недостатков кадров?
-Долгий период производства продукта – это специфика, а не проблема. Ну а нехватка кадров и ресурсов – сложность любого кинопроизводства, ведь мы работаем с фантазией, которая как мы знаем, безгранична, и как раз ресурсы – то, что ее ограничивает. Конечно, известны случаи, когда в авторском кино эти ограничения приводили к фантастическим результатам, однако, если мы говорим именно об индустриальном подходе, то здесь без ресурсов никуда. И вот сначала всем не хватает средств, но когда они появляются, то первый вопрос, который встает – где взять талантливые, мотивированные и образованные кадры?
Считаю необходимым, чтобы профильная система образования вышла за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, где сейчас сосредоточены основные возможности. Да, есть учебные площадки в Екатеринбурге и Воронеже, в этих городах анимация развивается как индустрия, но это далеко не вся страна. На практике получается, что вся отрасль — это 4000 тысячи человек, что крайне мало. Мы довольно амбициозны, и возможности по придумыванию проектов, их продюссированию, пониманию производства, продаж и качеству фильмов, которые мы способны делать, — превышают возможности 4000 тысяч человек.
Каждый год «Союзмультфильм» прирастает в объемах производства примерно на 40%. Даже во время пандемии мы продолжали расти, потому что спрос на мультфильмы в тот период, когда люди не могли выйти из дома, особенно дети — увеличивался. Сейчас мы решаем проблему роста производства за счет аутсорса. Обычно это зарубежные компании, но в перспективе хотелось бы больше таких возможностей внутри страны.
Практически вся современная анимация создается по сетевой модели – на одной студии кино придумывается, а на другой производятся различные операции в индустриальном масштабе. Сегодня мы видим, как по всей стране появляются студии авторского кино, а это признак того, что творцы, которым интересен анимационный язык – есть везде. Однако не везде есть школы, которые бы позволили подготовить специалистов одинакового уровня навыков, чтобы появилась возможность перераспределения работы.
— В 2020 году началась масштабная программа по сотрудничеству с регионами, создания анимационного кластера, и совсем недавно стало известно, что Хабаровск станет центром мультипликации в ДФО. Расскажите, как зародился этот проект взаимодействия с регионами, и как он работает спустя 2 года?
— Я абсолютно убежден, что таланты есть в каждом российском регионе, но им нужны возможности чтобы себя проявить. Повторюсь, на протяжении многих десятилетий мы жили в структуре, предполагающей центром карьеры только Москву или Санкт-Петербург.
Именно поэтому «Союзмультфильм» сейчас стал работать с регионами, где естественным путем возникла потребность в развитии нового профессионального вектора для молодежи. Как правило, взаимодействие ведется по трем направлениям. Первое — культурные мероприятия, демонстрирующие, что анимация – не просто развлечение, а многогранное, рассчитанное на разную аудиторию направление. Второе — организация системы образования, которая работает как социальный лифт начиная с дошкольных лет. На базовых занятиях кто-то из детей наверняка откроет в себе талант, а даже если этого не случится, то есть возможность стать квалифицированным зрителем, который не будет ограничиваться «попкорновым» кино. Ведь зачастую аудитория не может распознать качественный фильм, если он не выглядит как мейнстримовые образцы.
От уровня подготовительного обучения для детей переходим к профориентации и профессиональному образованию в формате колледжей, бакалавриатов. Благодаря «Синергии» и нашему факультету мы можем сотрудничать с региональными вузами, где уже, например, есть факультет дизайна или архитектуры. Это позволяет дать ребятам дополнительные навыки, которые в дальнейшем возможно, повлияют на их карьерный выбор.
Ну и третье направление нашей работы связано с развитием анимации как бизнеса. Мы уже апробировали формат креативных парков на базе «Союзмультфильма» в Москве, создав благоприятную с экономической и креативной точек зрения среду для развития. Теперь наблюдаем за аналогичным процессом в регионах.
Опыт Хабаровска в этом смысле феноменален: здесь появилась собственная индустриальная студия, которая доказала, что за 3-4 года существования при планомерном движении можно выйти на федеральный рынок.
Что касается образовательного процесса, то здесь важны две вещи – то, как составлена программа, и то, кто по этой программе преподает. Первое требование связано опять-таки с необходимостью учета позиции работодателя, а второе – с привлечением по возможности к преподаванию действующих практиков.
Конечно, есть сложность в том, что не каждый преподаватель может лично посетить удаленный регион. Поэтому мы разработали такую программу обучения, которую можно использовать как очно, так и дистанционно по всей России. Это хорошая возможность для ребят из регионов заниматься по таким же стандартам.
— Когда в 2017 году вас назначили директором киностудии «Союзмультфильма» в одном из интервью вы сказали: «Главная цель – чтобы «Союзмультфильм» снова превратился в студию, чье творчество заметно, и известна не только своими прошлыми заслугами, но и которая будет производить современные фильмы о современных детских проблемах, темах, которые их волнуют в современной стилистике», — скажите, сегодня, спустя 5 лет, вы можете сказать, что эта цель реализована? На каких проектах?
-Я считаю, эта задача, в принципе, реализована, однако, по большому счету, это цель, у которой нет окончательного решения. Вопрос актуальности и качества решается в процессе каждодневного труда.
Прошло 5 лет активной работы, в течении которых появилось новое поколение детей. У этой аудитории вкусы меняются каждые 2 года: ребенок будет смотреть любимый мультсериал максимум лет 5, а дальше он просто вырастет. Рождаются новые дети, и ты предлагаешь им либо еще больше новых серий по уже запущенным проектам, либо что-то новое.
У нас есть очевидные успехи. Например, новое «Простоквашино». Знаете, нас часто призывают отказаться от создания новых версий классических сюжетов из-за неизбежных волн критики, но на самом деле подобное возмущение быстро проходит, в случае если кино оказывается удачным, качественным и интересным. Критики просто перестают его смотреть, и остается та аудитория, которой это интересно.
Успешными оказались также мультсериалы «Оранжевая корова» и «Зебра в клеточку». Эти проекты были запущены 3-4 года назад и сейчас мы наблюдаем динамику роста их популярности. Анимационные мультсериалы в принципе очень долго «раскачиваются»: для того, чтобы они стали известны, нужен большой объем серий.
Для школьников-подростков у нас есть прекрасный проект «Приключения Пети и Волка», который мы несколько лет производили буквально на свой риск, поскольку у этой возрастной аудитории даже нет собственного телеканала. Но благодаря развитию онлайн-платформ и новому способу коммуникации со зрителем проект состоялся.
Плюс за это время у нас вышло уже 2 полнометражных фильма: авторская «Гофманиада» — кукольный проект, сделанный классиком студии Станиславом Соколовым, и выполненный в технике 3D мультфильм «Суворов: Великое путешествие», премьера которого состоялась в мае 2022 года. Для современного «Союзмультфильма» это большое событие, которым мы открыли для себя нишу полнометражного семейного кино.
Что касается авторских короткометражных фильмов, то они ежегодно берут десятки призов как в России, так и за рубежом. Студия возродила производство во всех жанрах и технологиях, в том числе, в классических, аутентичных.
— В 2022 году мы знаем о громкой реакции общественности на восстановление в новом формате «Ну, погоди!» и «Простоквашино», и она оказалась не самой положительной. Как, по-вашему, почему людям чаще кажется, что «раньше было лучше» и они не любят такие истории?
— Все устроено намного сложнее. Каждый человек, детство которого прошло счастливо, — мечтает в него вернуться. И, например, когда я говорю, что работаю в «Союзмультфильме», то люди часто с энтузиазмом начинают спрашивать, будут ли новые серии «Ну, погоди!». Но если ты говоришь, что студия уже работает над этим – начинается возмущение. Это нормально, потому что любой человек боится, что его стереотипы и представления о прекрасном будут разрушены, и все, что было в его детстве с приходом нового как будто обесценится. Но я считаю, что это не так, ведь те фильмы, которые уже созданы – остаются с нами такими какие они есть. А новые – это всегда попытка диалога с современным зрителем. Мы не производим кино, ориентируясь на чувство ностальгии, в том числе, и по этой причине оно может не нравится взрослым: мы ведь не обращаемся к их эмоциям, а разговариваем с детьми. Очень важно, чтобы персонажи продолжали жить, а живут они именно через детей.
— Почему стоит делать не только новые проекты, но и восстанавливать истории «золотой коллекции»?
— Большая часть того, что делает студия – это новые проекты, и перезапуски классики «золотой коллекции» — примерно лишь 1/5 часть из того, что мы производим. Тем не менее, это имеет смысл делать, потому что каждый день работая с этими персонажами, мы понимаем, что их характеры, типажи, архетипы не устаревают. А вот сами фильмы могут смотреться анахронично.
Например, современной аудитории классические картины могут показаться слишком медленными по темпоритму, или серий может быть слишком мало. Если герой полюбился современному ребенку, который привык смотреть сериалы, то что делать? Именно поэтому мы предлагаем новые фильмы и разноформатные проекты с этими героями.
Например, у нас есть два тематических мультимедийных «Союзмультпарка» в Москве и Казани, и там также представлены классические персонажи, только здесь они встречаются с аудиторией в особом иммерсионном пространстве. За счет современных технологий родители и дети могут как бы погрузиться внутрь мультфильма, став его частью. Такой подход воспринимается очень позитивно: знакомые двум поколениям персонажи создают диалоговую среду, и это очень важный процесс, сглаживающий любые возрастные барьеры.
— Очевидно, что взрослые и дети говорят на разных языках, но мультфильмы все же создают взрослые, значит, есть секрет, как понять детей и их заботы? Поделитесь, вы научились думать о зрителе?
— О зрителе нужно думать всегда, но каждый автор вправе выбрать, с кем он хочет вести диалог – с ребенком, взрослым или подростком — из этого будет исходить форма общения. Но да, из раза в раз ты ставишь себя на место зрителя в надежде, что кто-то также, как и ты воспримет твое высказывание.
Чтобы создать нужный настрой на детскую аудиторию, необходимо поддерживать определенную атмосферу в коллективе и на студии в целом. Одна из задач продюсеров – выстроить такую среду, где взрослый специалист сможет почувствовать в себе ребенка и понять, что нужно сделать, чтобы фильм понравился детям. Это можно назвать профессиональной спецификой.
— Мультфильмы обычно несут посыл добра, которое всегда побеждает. Но сегодня развивается тенденция более честного общения с современными детьми, когда родители стараются с самого детства объяснять, что в жизни не всегда добро побеждает зло, и не всегда справедливость торжествует. Как вы думаете, важно ли создавать такие проекты, которые бы могли помогать родителям в этом вопросе? Важно ли показывать детям, что не все бывает идеально или мультфильмы — это все-таки про веру в хорошее и не стоит нарушать эту тенденцию добра?
— Любой качественный фильм, который содержит историю — это не просто разговор о добре или зле, а скорее сюжет о конфликте чего-то с чем-то. С учетом возраста, на который рассчитан мультфильм, мы разными способами акцентируем внимание ребенка на этих конфликтах.
Сегодня, когда контента появляется все больше, мы стали больше думать о детской психологии и том, как учесть возрастные особенности при создании фильмов. Очевидно, что в разном возрасте степень конфликтности носит разный характер. Например, если вы говорите с двухлетним ребенком, то для него само существование себя в этом мире является гигантским конфликтом, и, соответственно, нужно вести диалог о базовых понятиях.
Мы стараемся транслировать то, что считаем добром, и не показывать то, что считаем злом, потому что маленькому ребенку очень сложно объяснить, что «это — зло». В самом начале необходимо демонстрировать только добро, и уже с возрастом, когда начинает развиваться критическое мышление, — показывать, что такое зло, и к чему оно может привести. Ведь этот конфликт добра и зла существует и в реальной жизни, и к столкновению с ним ребенок должен быть подготовлен. В этом смысле кино работает как инструмент познания мира.
Помимо нашей работы, очень важна также и компетентность родителей в том, какой контент они показывают своим детям. Всегда нужно обращать внимание на возрастную маркировку конкретного фильма.
— В одном из интервью вы говорили, что «Союзмультфильм» в качестве эксперимента запускал производство проектов для школьной аудитории, и это, по вашим словам, было намного сложнее. Скажите, как сегодня обстоят дела с разновозрастным контентом? Есть ли вероятность, что «Союзмультфильм» будет развиваться и до взрослого контента?
— Российская анимация преимущественно ориентирована на дошкольную аудиторию, поскольку в этой нише создана устойчивая бизнес-модель. Работать с более старшим зрителем гораздо сложнее. Чтобы до него «дотянуться», можно, например, пойти в нишу семейного кино для кинотеатрального показа. Однако производство такого фильма стоит очень дорого и трудно окупается. Другой вариант — создавать сериалы, рассчитанные на подростков, которые в силу возраста, пребывают в очень конфликтном настроении, и ищут ответы на свои вопросы в том числе и в кино.
Несколько лет кряду мы ломали голову над вопросом, как коммуницировать с более старшей аудиторией, поскольку детское телевидение также рассчитано на дошкольников. Но на фоне пандемии стали активно развиваться онлайн-платформы, число подписчиков росло, и возник запрос на контент для школьников. Тогда и выстрелил проект «Приключения Пети и Волка». Мы запустили его в 2017 году, а придумали его авторы еще раньше. Несколько лет создавали сериал просто потому что считали его интересным, он нравился самим студийцам. И просто верили, что рано или поздно найдем дорогу к зрителю. «Союзмультфильму» вообще очень интересно расти вместе со своей аудиторией и предлагать проекты зрителям всех возрастов.
— Всех поразил мировой успех мультсериала «Маша и медведь» студии «Анимаккорд». В Ютубе «Маша и медведь» является самым просматриваемым в мире сериалом, а компания «Нетфликс» назвала мультсериал «русским феноменом». Как вы думаете, в чем заключается такая популярность этого мультфильма? Есть ли интерес к «Союзмультфильму» у других стран? Кто их любимый герой сегодня?
— Я думаю, что разговор об успехе «Маши и медведя» начинается с высокого качества исполнения проекта, который сделан в редком и востребованном жанре немой комедии. Он очень непростой и фактически он сохранился только у нас в стране. Благодаря этому у сериала мало конкурентов и в России, и в мире. Взрослый медведь и маленькая Маша понятны и детям, и даже их родителям во всех странах мира. К примеру, периодически можно услышать недовольные отзывы от взрослых, которые считают такой контент вредным для детей, ведь он учит ребенка шалить. Однако в то же время мы догадываемся, что, если родитель об этом рассуждает, значит он сам посмотрел сериал. Это то самое универсальное кино, дающее ответы на главные вопросы всех возрастов. При этом главная изюминка «Маши и медведя» в том, что это русские народные персонажи, которые делают проект абсолютно индивидуальным и узнаваемым.
Если говорить про «Союзмультфильм», то большую часть наших проектов мы делаем с оглядкой на потенциал международных продаж, следим за тем, чтобы персонажи были понятны и восприняты во многих странах. Есть мультсериалы, которые со стадии запуска сопродюсируются зарубежными партнерами. Например, «Оранжевая корова» и «Зебра в клеточку» создавались совместно с французской студией, что позволило сразу делать их с расчетом на мир. Но я также прекрасно понимаю, что зарубежных партнеров привлекает и национальное своеобразие наших проектов. Мы сами, наверное, не можем определить, как это проявляется и в чем выражено, я думаю, своеобразный колорит возникает естественным образом если мультфильм создается в России. И очень приятно наблюдать, как проекты, которые достигли успеха у нас в стране, затем становятся популярными за рубежом. Это доказывает, что мы говорим на всеобщем мировом языке.
Путь к зарубежному рынку очень долгий, и за 5 лет мы успели только его начать. Если говорить про классических персонажей, то конечно одним из мировых фаворитов стал Чебурашка. Причем, его популярность выросла в тот момент, когда студия еще не занималась маркетингом и каким-либо иным продвижением. Это просто очень притягательный герой, самостоятельно создающий вокруг себя толпу поклонников.
— Современным детям сегодня предоставлен обширнейший выбор мультфильмов и кино для просмотра, и конечно конкуренция среди мультипликационных студий как российских, так и международных просто огромная. Так как же выделиться, и понравится зрителям, которые привыкли к западному кино? Вы нашли за эти годы какую-то концепцию по преодолению этой проблемы?
— Если говорить именно про детскую сериальную анимацию внутри России, то можно с уверенностью сказать, что отечественные студии в этой конкурентной борьбе очень сильны. Большой сектор российского рынка, примерно 50%, — мы органически за собой закрепили, при том, что начали работать позже, чем наши зарубежные коллеги и конкуренты.
Выйти на международную арену с российским контентом тоже возможно, но здесь конкуренция в разы выше. Поэтому в вопросе завоевания рынка главными факторами становятся только качество проектов и внимание аудитории. Если мы говорим о кинотеатральном показе, то здесь фильмы должны обладать привлекательной визуальной формой, и в этом аспекте нам сложно конкурировать с голливудскими студиями, у которых совершенно иные производственные и финансовые возможности. С другой стороны, крайне важно сделать так, чтобы фильм не разочаровывал зрителя после просмотра, и в следующий раз он вновь был готов прийти на российское кино. В этом смысле каждая неудача любой отечественной студии может аукнуться неудачей всей индустрии. При этом возможен и обратный процесс: успех одного тянет за собой других. Это очень постепенное движение методом проб и ошибок.
— Вы пришли в «Союзмультфильм» из студии, которая занимается компьютерной графикой. «Союзмультфильм» известен многим из нас, конечно же, «Чебурашкой», «Винни Пухом», которые были далеки от компьютерной графики, но сейчас мы, конечно, не можем отойти от новых способов реализации анимации. Как вы думаете, классические способы, которые жили тогда – продолжат жить сейчас? Они все еще нужны в современных реалиях?
— Я пришел в «Союзмультфильм» уже имея значительный опыт работы с компьютерной графикой, и до сих пор являюсь искренним поклонником технологий 3D, CGI. Уверен, в этом направлении есть большой потенциал для дальнейшего развития, в то же время, это не значит, что аутентичные способы творчества теряют свою актуальность. Анимация хороша тем, что технологии в ней не умирают. Просто в какой-то момент времени какой-либо из конкретных стилей может стать более употребимым, после чего запросто может начаться новый виток популярности другой техники уже в ином качестве. Как, например, несколько лет назад кукольная анимация обрела новое рождение соединившись с компьютерной графикой.
«Союзмультфильм» сегодня сохраняет практически все так называемые «ламповые» техники анимации: кукольную, пластилиновую, перекладку. Подобные аналоговые способы творчества активно используются в авторском кино. Важно, чтобы любой творец имел возможность комбинировать инструменты, которые его вдохновляют.
Надо сказать, что сейчас мы видим определенную перезаполненность рынка трехмерной графикой, и возможно, именно поэтому 2D проекты «Союзмультфильма» были тепло встречены зрителем. В данный момент студия работает над тем, чтобы научиться смешивать цифровые и аналоговые технологии в потоковых проектах.
— Месяц назад при поддержке киностудии «Союзмультфильм» Еврейский музей и центр толерантности открыл фестиваль «Ёжик и все-все-все. 110 лет анимации в призах и наградах». Буквально вчера он завершился (17 августа). Мы знаем, что главной целью фестиваля было посмотреть на классику советской и российской анимации под необычным ракурсом — через призму крупнейших анимационных фестивалей. Поделитесь, реализовались ли цели фестиваля? Почему вообще важно проводить такие мероприятия? Знаем, что в последнее время прошло несколько таких масштабных мероприятий, например, АnimaMoscow -2022 в ЦДП и форум ProДФО.
— Проведение фестивалей и мастер-классов – важная часть жизни «Союзмультфильма». Как мне кажется, современные анимационные студии просто не могут существовать без дополнительных способов коммуникации с внешним миром кроме как посредством кино. Необходимо искать разные формы диалога с аудиторией, ведь каждый зрительский сегмент индивидуален. В детском возрасте человек смотрит фильм как развлечение, во взрослом об увиденном на экране уже интересно поговорить, узнать историю создания, почитать об авторах. Советская и российская анимация — это не только коммерческий контент, но и гигантское движение в области авторского кино со своим уникальным лицом. Аналогов этому феномену в мире практически нет.
Для студий фестивальная жизнь крайне важна, потому что все, что связано с авторским кино – это всегда эксперимент, рождение новых звезд и развитие специалистов, а также поиск новых форм. Это крайне интересный и многогранный процесс.
«Ежик и все-все-все» стал попыткой исследовать и соизмерить историю «Союзмультфильма» именно через такой фестивальный процесс.
— До сложившейся ситуации в мире вы успели осуществить какие-либо международные проекты?
— Киностудия за эти годы уже успела заключить несколько десятков сделок с международными компаниями плюс два наших мультсериала были созданы совместно с французской студией. Выход с контентом на международный рынок был и остается для «Союзмультфильма» стратегическим вектором.
Конечно, в текущих условиях возможности продаж в страны Европы и США ограничены. Анимационное сообщество при этом демонстрирует высокую степень сплоченности и адекватности, поэтому человеческие отношения с иностранными коллегами мы сохранили. Что касается международных продаж, то мы поменяли вектор в сторону арабских и азиатских стран, Латинской Америкм. Уверен, что это никак не повлияет на то, какие фильмы мы создаем.
Однако в целом интерес к нашим проектам на мировой арене никуда не делся, точечные сделки с рядом стран продолжаются. Именно по этой причине мы считаем анимацию идеальным гуманитарным коридором: она говорит о вечном, о тех ценностях, которые нас всех объединяют. Дети – самая чуткая аудитория, которую нельзя обмануть, и при этом еще и самая открытая: они всегда готовы к диалогу.
Реальная сложность, с которой мы столкнулись – это программное обеспечение, где высока доля иностранного продукта. Это заставляет думать о переходе на другие системы, и разрабатывать отечественные аналоги. Сейчас все анимационное сообщество занято дискуссией на эту тему.
— Насколько актуальным остается вопрос о современных детских проблемах в нынешней ситуации, которая происходит в мире? Как вы думаете, такие события могут отразиться в сюжетах мультфильмов или стать частью сериала для детей? В мультфильмах может быть пропаганда?
«Союзмультфильм» как и большая часть анимационных студий, работает со зрительским контентом, в основе которого основополагающие человеческие ценности, которые не меняются веками. Поэтому здесь не может быть места какой-либо пропаганде. Более того, анимация – крайне медленный, рефлексирующий вид искусства, и поэтому никогда не будет отвечать текущей повестке.
— Вы часто говорите, что анимация уже давно – не просто искусство, а часть языка современного общества. Визуальное восприятие действительно сейчас является, наверное, основным средством коммуникации. Как, по-вашему, это способствует развитию анимационной индустрии или создает некую конкурентность из-за количества нового контента, который сейчас может создавать практически каждый человек молодого поколения?
— Мне кажется очень важным, что теперь мы конкурируем не только в нише профессионального контента, но и с гигантским объемом любительского, который съедает внимание и время нашей потенциальной аудитории. Это так называемые «новые вызовы». Людям начинает казаться, что делать анимацию очень легко, но важно понимать, что это совершенно разные уровни качества контента. Это как думать, что если ты выучил букварь, то стал практически Львом Толстым.
При этом, обилие разнообразного контента безусловно, заставляет нас вносить коррективы в его подачу, формат при монтаже.
Так, например, если вы возьмете фильмы из «золотой коллекции», то увидите, что они начинаются с титров, которые длятся около минуты. В современном мире это просто невозможно, потому что минуты будет достаточно чтобы зритель «отвалился». Эти вещи больше не ценятся, и как бы мы от этого не переживали, не учитывать этот факт тоже не можем.
— Какими сегодня должны быть современные мультфильмы?
— Современные мультфильмы вынуждены быть более «бойкими» по монтажу, более броскими по смысловым нагрузкам. Зритель должен быстро находить за что зацепиться, оперативно понимать какой это жанр, на какой возраст рассчитан фильм. Также важно, чтобы аудитория быстро и просто запоминала персонажей. Необходимо помнить о том, что теперь создатель и зритель пребывают в постоянном диалоге в социальных сетях и в реальном мире, окруженные вселенной этого персонажа, включая весь мерчандайзинг – одежду, продукты питания, игрушки, сценические шоу, тематические журналы. Все это заставляет зрителя почувствовать, что дистанция между ним и персонажем сокращается.
— Есть ли проекты, над которыми работаете сейчас, и стоит ли нам ждать чего-то интересного до конца этого года?
— У нас всегда есть проекты в работе, просто не всегда мы о них рассказываем заранее. Это связано с тем, что у фильма может элементарно поменяться название, и зрители просто запутаются. Скажу о ближайших премьерах.
Так, в ноябре мы представим полнометражную картину на основе вселенной сериала «Тайны медовой долины» под названием «Чинк: Хвостатый детектив» — детективный приключенческий фильм для всей семьи. Кроме того, 1 января в кинотеатрах стартует еще одна полнометражная картина под названием «Чебурашка», которую мы делаем в сотрудничестве с кинокомпанией «Yellow, Black and White», ВГТРК, СТС, а также платформой START. Это будет игровое кино с живыми актерами, абсолютно новый, не основанный на классических сюжетах Эдуарда Успенского художественный мир, где легендарный персонаж появится при помощи технологии CGI.
Также этой осенью на экранах можно будет увидеть два новых мультсериала, вдохновленных классикой. Первый мы еще не анонсировали, а вот о втором зритель уже может быть наслышан. Это проект «Умка» с очень стильной и красивой визуальной картинкой, сказаниями народов Крайнего Севера и актуальным посылом о важности бережного отношения к окружающей природной среде.
— Куда можно прийти москвичам, чтобы ближе познакомиться с «Союзмультфильмом»?
— В Москве у нас есть несколько площадок – сама студия на улице Академика Королева, на территории которой есть детский центр и музей, где мы расскажем историю «Союзмультфильма» начиная с 1936 года, посмотрим те самые редкие короткометражные картины, и в детском центре попробуем своими руками создать мультфильм.
Вторая площадка на ВДНХ в павильоне №7, где действует «Союзмультпарк» — 2000 квадратных метров виртуальных аттракционов с персонажами «Союзмультфильма». Благодаря современным технологиям здесь и дети, и взрослые могут погрузиться внутрь мультвселенной и взаимодействовать с персонажами.
— Поделитесь, кто ваш любимый мульт-герой из «Золотой коллекции Союзмультфильма»?
— Умка и Бонифаций. Нельзя объяснить почему ты кого-то любишь, но Бонифаций- это персонаж, который очень хорошо отражает саму суть работы в мире анимации: в отпуске ты или на работе, но все равно стоишь перед зрителями на одноколёсном велосипеде. А Умка – это просто очень теплая, уютная и добрая история о счастливом детстве.