Выставка в рамках Года российского кино
«ЧЕЛОВЕК В МУНДИРЕ. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ЭКРАН»
совместно с Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова
9 сентября – 16 октября 2016
С 9 сентября по 16 октября 2016 в московском Музее Моды пройдет выставка в рамках Года российского кино «ЧЕЛОВЕК В МУНДИРЕ. ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ ЭКРАН» совместно со Всероссийским государственным институтом кинематографии имени С. А. Герасимова.
С момента появления кинематографа мода и кино оказались тесно связаны, настолько, что в наши дни именно кинематограф является главным источником информации о том, как выглядела та или иная эпоха, как одевались люди прошлых веков, какие причёски носили и какими аксессуарами пользовались.
Военно-историческая тема в этом смысле — одна из самых сложных и выставка, созданная МВЦ «Музей Моды» и Всероссийским государственным институтом кинематографии им. Герасимова, «Человек в мундире. Взгляд через экран» — это попытка рассказать публике о непростой, но очень интересной работе художников по костюмам, которые занимают в кино совершенно особое, знаковое и значимое место. Как правило, их имена не пользуются большой известностью, хотя именно они создают тот самый незабываемый образ героя и исторический антураж, помогая актёру вживаться в роль и становиться частью той или иной эпохи.
Создание любого исторического костюма требует глубокого знания стилей одежды, модных течений в их хронологическом развитии и точного воспроизведения всех деталей в соответствии с заданным сценарием временем и местом действия, общественным или служебным положением персонажа и даже его личностными качествами и характером. Зритель воспринимает целостный образ, «картинку», не разделяя его на актёрскую игру, костюм или декорации, и этот образ должен абсолютно точно передавать все тонкости натуры героя фильма.
Задача художника при воссоздании военного мундира особенно сложна. Этот вид костюма всегда был и остаётся строго регламентирован военными приказами и инструкциями, однако наряду с правилами ношения военной формы всегда существовала и существует по сей день практика её ношения, обусловленная местом, временем и обстоятельствами. В итоге, внешний вид того или иного персонажа в кино — результат борьбы этих противоречивых тенденций, к которым также следует добавить пожелания режиссёров и продюсеров, и, не в последнюю очередь, бюджетные ограничения. Кроме того, создание экранного образа военнослужащего часто требует и некоторого представления об организации вооружённых сил и воинских частей, о взаимоотношениях военнослужащих между собой, системе наград и воинских званий, и даже знаний по устройству и особенностям применения тех или иных видов оружия. Редко какой гражданский костюм предъявляет к художнику такое количество требований одновременно!
Совместный выставочный проект в рамках Года российского кино «Человек в мундире. Взгляд через экран» показывает зрителям, какие многосложные творческие задачи решают художники по костюму, выпускники и преподаватели ВГИК на протяжении последних десяти лет, и знакомит публику с некоторыми образцами военного мундира разных стран и эпох, выполненными мастерами главного кино-института страны.
Особый интерес в экспозиции представляют подлинные мундиры, предметы снаряжения и вооружения, использовавшиеся в работе, а также фотографии съёмочного процесса с разных площадок, где прямо сейчас идут съёмки новых фильмов и сериалов. Художественный нюанс выставке придают живописные курсовые и дипломные работы студентов ВГИК, посвящённые военной тематике, многие из которых принадлежат руке уже известных, зарекомендовавших себя мастеров, таких, как Марина Ананьева, Валерий Архипов, Ирина Лунина, Олег Ухов.
Впервые в Москве в одной экспозиции собраны воедино образцы военных мундиров разных столетий и государств, объединённые эскизами и дополненные оригинальными фотоматериалами из архива лучшего кинематографического ВУЗа России.
В рамках выставки запланированы лекции и экскурсии на тему исторического военного костюма.