Афиша в МосквеВыставки

Что скрыто за дверью «Метафизической мастерской» Михаила Шемякина

«Гербариум», Щелкунчик и макет к «Гофманиаде»

В Московском музее современного искусства открылась ретроспектива «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская». Это первая за 25 лет выставка художника в Москве. Вот уже более десяти лет Михаил живет и работает во Франции.


Поездку за экспонатами куратор выставки Алексей Трегубов называет «экспедицией», целью которой было «открыть то, чего публика еще не видела – новые технологии, новые образы».

В ретроспективу вошло больше 250 работ. Каждый зал знакомит гостей с самыми важными моментами в творчестве Шемякина. Какие произведения здесь можно увидеть, и какие истории они хранят, читайте в совместном материале «Типичной Москвы» и МОСГОРТУРа.

Искусство из воска

В скульптурной мастерской представлены тончайшие работы – свечные оплывы. Художник признается, что к этому виду творчества его подтолкнул итальянский скульптор Медардо Россо, который первым стал создавать из воска метафизические скульптуры, исходя из образа человека. Он достиг в этом деле такого совершенства, что даже великий Огюст Роден предлагал за одну небольшую восковую скульптуру свою бронзовую.

«Скульптур он оставил мало, но для меня это был учитель. Я стал двигаться, исходя из того, что часто живу при свечах. Вдруг я увидел, что сами свечи создают скульптуры. Мне не нужно даже шевелить пальцами. Самое главное – шевелить мозгами и правильно посмотреть», — говорит Михаил.

Шемякин делает фотографии своих скульптур и прорисовывает по снимкам изображения, которые увидел в фигуре.

Забытая пленка

На воображаемом «складе» можно увидеть вещи, которые до этого не выставлялись, уникальные предметы, работы, которые были сделаны специально для выставки в ММОМА, и фотодокументы.

    В первый раз посетители увидят документальный фильм «Чрево Парижа». Его режиссер – один из создателей знаменитого театра АХЕ Павел Семченко.

    «История этого фильма очень забавная. Когда меня арестовали и выслали из Советского Союза, я вдруг узнал, что знаменитое «чрево Парижа» (прим. ред. – рынок) существует последний год. Я каждую ночь приезжал туда с фотоаппаратом и до восьми утра снимал мясников. Таким образом я сделал пять тысяч фотографий, а моя американская подруга подарила мне камеру. Я не знал, как с ней обращаться, звука, конечно, не было, и я просто-напросто заряжал кассеты и начинал снимать мясников – как они бегают, что они из себя являют, а потом проявлял», — рассказывает художник.

    Какое-то время он складывал пленку в ящик, а потом про нее забыл. Спустя 40 лет Михаил с супругой наткнулись в архивах на ящик с надписью «Чрево Парижа». Шемякин подумал, что все выгорело, и отнес в лабораторию, чтобы оцифровать. Когда выяснилось, что все сохранилось, художник вместе с режиссером решили создать этот фильм.

    Чихать запрещено!

    Михаил уже 12 лет собирает и высушивает листья и лепестки цветов и создает из них композиции – они стали частью проекта «Гербариум». Это сложная и кропотливая работа.

    Некоторые детали лепестков, которые накладываются пинцетом на клейкую поверхность, меньше миллиметра, и если чуть-чуть сбить линию, то пропадет вся работа. Поэтому здесь нужна хирургическая точность.

    «Такая сумасшедшая работа требует снайперского взгляда. Но отец готовил меня к воинской карьере, поэтому уже в 8-9 лет ставил в пример солдатам на стрельбище. Наверное, благодаря отцу я по-прежнему довольно точно стреляю и режу эти листики, — рассказывает Шемякин. — Когда ты работаешь, нельзя дышать очень активно, потому что не дай Бог чихнул – и твоя работа в этот момент может разлететься».

    Метафизический балет

    В одном из залов собраны работы по метафизической тематике – огромные холсты, пастель, скульптура, мелкая графика. Художник использует метафизику даже в балете.

    «Я сделал в Мариинском театре триптих: «Весна священная», «Кроткая» и «Метафизический балет». Все три работы были увеличены где-то до 20 метров в высоту и являлись декорациями метафизического балета», — поделился Михаил.

    Свиные уши профессора

    В начале творческой карьеры Шемякин писал много портретов, в том числе, заказных. На одном из них изображен профессор ядерной физики Николай Перфилов, который стал первым большим коллекционером работ художника.

    Перфилов пришел на первую выставку Михаила в 1962 году и два часа просидел на стуле, рассматривая работы. Шемякину позвонили и сказали, что пришел странный однорукий человек мрачного вида. Он попросил номер художника, и между ними состоялся необычный телефонный разговор:

    — Я профессор атомной физики. Я был на вашей выставке, мне очень не нравятся ваши работы. Поэтому я решил купить две.

    — Почему?

    — Я все-таки хочу понять, почему они мне не нравятся.

    Через месяц профессор позвонил со словами:

    — Я вас понял. Я буду вашим коллекционером.

    В течение многих лет Перфилов покупал все. Он даже заказал два своих портрета, на одном из которых изображен со свиными ушами. Однажды он позвонил Михаилу и сказал:

    — Я понимаю, творчество – это святое. Но ко мне приезжают американские ученые, французские атомщики, смотрят на портрет и немножко смеются, а моя жена плачет. Вы думаете, можно свиные уши оттереть?

    В тот момент у Шемякина не было денег, и он согласился.

    «Ушки я подскоблил и сделал человечьи, но жена все равно меня ненавидела», — признается художник.

    Вдохновение в салфетке

    В графической мастерской представлены работы из серий «Гербарий» и «Тротуары Парижа».

    «Я очень много брожу ночами по различным городам, больше всего по Парижу, конечно. Я снимаю опавшие листья, растоптанные салфетки, в которые кто-то высморкаться изволил, или, допустим, собачка пописала талантливо. После этого я печатаю фотографии на офортной бумаге и двумя-тремя штрихами обозначаю, что увидел. Таким образом, сохраняется первооснова и показывается, как можно разглядывать природу», — объясняет Михаил.

    Шемякин называет себя учеником Леонардо да Винчи: «Леонардо своим ученикам говорил: “Всматривайтесь в подтеки на стенах, трещины, и вы увидите такие миры, такие существа, которые не родит ваша фантазия”». Я придерживаюсь, видимо, Леонардо, постоянно всматриваюсь и заставляю всматриваться своих студентов Академии Штиглица, где преподаю уже пять лет».

    Гости выставки тоже могут придумать, что обозначает каждый лист, и нанести белым фломастером на фотографию несколько штрихов.

    «Говоры» и «Загадки»

    Еще два зала представляют проекты, над которыми художник работает последние несколько лет.

    «Говоры» — это возрождение русского языка, а «Загадки» — это одновременно и возрождение русского языка, и показ уникальности мышления русского мужика, в свое время призираемого. С одной стороны, это жесткая реальность, а с другой – умение уходить в немыслимый метафизический абстрагированный мир, который заключался в форму загадки. Чтобы окончательно вас запутать, я читаю абсурдную загадку и создаю абсурдный рисунок», — говорит Михаил.

    Шемякин рассчитывает, что благодаря рисункам из проекта «Говоры» дети будут находить для себя что-то любопытное и запоминать.

    Сказочный мир

    В театральной мастерской представлены макеты декораций к балету «Коппелия» и кукольному мультфильму «Гофманиада», эскизы к балету «Щелкунчик» и его скульптура. Работа над полнометражным мультфильмом длилась 17 лет – премьера состоялась в октябре этого года.

      Пространство по соседству полностью отдано театральным постановкам и перформансам художника. Вместе с персонажами «Щелкунчика» его делят эскизы к «Коппелии», а на экране можно увидеть перформанс, который Михаил делал в Венеции вместе с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским.

        Художник и учитель

        На выставке показан один из методов обучения студентов Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Например, в зале образования представлены цветоконструкторы – интерактивные объекты, которые можно крутить, создавая цветовые или ритмические композиции, а в архивном зале выставлены работы студентов на тему цвета и пропорций. Ученикам нужно было создать арт-объекты, основываясь на цветах картин итальянского художника Паоло Веронезе.

        «На работах нескольких моих студентов я показываю свой метод преподавания, довольно отличающийся от старого академического. Я преподаю в этой замечательной академии, где великолепнейшие педагоги, я уже не говорю о великолепном музее. Я считаю, что ребята, которые учатся в Академии Штиглица, вытянули лотерейный билет», — говорит Шемякин.

        Побывать в «Метафизической мастерской» Михаила Шемякина можно до 27 января.

        Место: Московский музей современного искусства Адрес: Гоголевский бульвар, д. 10.

        Алена РАНГАЕВА

        Редакция сайта

        По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Back to top button