В Московском музее современного искусства открылась ретроспектива «Михаил Шемякин. Метафизическая мастерская». Это первая за 25 лет выставка художника в Москве. Вот уже более десяти лет Михаил живет и работает во Франции.
Поездку за экспонатами куратор выставки Алексей Трегубов называет «экспедицией», целью которой было «открыть то, чего публика еще не видела – новые технологии, новые образы».
В ретроспективу вошло больше 250 работ. Каждый зал знакомит гостей с самыми важными моментами в творчестве Шемякина. Какие произведения здесь можно увидеть, и какие истории они хранят, читайте в совместном материале «Типичной Москвы» и МОСГОРТУРа.
Искусство из воска
В скульптурной мастерской представлены тончайшие работы – свечные оплывы. Художник признается, что к этому виду творчества его подтолкнул итальянский скульптор Медардо Россо, который первым стал создавать из воска метафизические скульптуры, исходя из образа человека. Он достиг в этом деле такого совершенства, что даже великий Огюст Роден предлагал за одну небольшую восковую скульптуру свою бронзовую.
«Скульптур он оставил мало, но для меня это был учитель. Я стал двигаться, исходя из того, что часто живу при свечах. Вдруг я увидел, что сами свечи создают скульптуры. Мне не нужно даже шевелить пальцами. Самое главное – шевелить мозгами и правильно посмотреть», — говорит Михаил.
Шемякин делает фотографии своих скульптур и прорисовывает по снимкам изображения, которые увидел в фигуре.
Забытая пленка
На воображаемом «складе» можно увидеть вещи, которые до этого не выставлялись, уникальные предметы, работы, которые были сделаны специально для выставки в ММОМА, и фотодокументы.
В первый раз посетители увидят документальный фильм «Чрево Парижа». Его режиссер – один из создателей знаменитого театра АХЕ Павел Семченко.
«История этого фильма очень забавная. Когда меня арестовали и выслали из Советского Союза, я вдруг узнал, что знаменитое «чрево Парижа» (прим. ред. – рынок) существует последний год. Я каждую ночь приезжал туда с фотоаппаратом и до восьми утра снимал мясников. Таким образом я сделал пять тысяч фотографий, а моя американская подруга подарила мне камеру. Я не знал, как с ней обращаться, звука, конечно, не было, и я просто-напросто заряжал кассеты и начинал снимать мясников – как они бегают, что они из себя являют, а потом проявлял», — рассказывает художник.
Какое-то время он складывал пленку в ящик, а потом про нее забыл. Спустя 40 лет Михаил с супругой наткнулись в архивах на ящик с надписью «Чрево Парижа». Шемякин подумал, что все выгорело, и отнес в лабораторию, чтобы оцифровать. Когда выяснилось, что все сохранилось, художник вместе с режиссером решили создать этот фильм.
Чихать запрещено!
Михаил уже 12 лет собирает и высушивает листья и лепестки цветов и создает из них композиции – они стали частью проекта «Гербариум». Это сложная и кропотливая работа.
Некоторые детали лепестков, которые накладываются пинцетом на клейкую поверхность, меньше миллиметра, и если чуть-чуть сбить линию, то пропадет вся работа. Поэтому здесь нужна хирургическая точность.
«Такая сумасшедшая работа требует снайперского взгляда. Но отец готовил меня к воинской карьере, поэтому уже в 8-9 лет ставил в пример солдатам на стрельбище. Наверное, благодаря отцу я по-прежнему довольно точно стреляю и режу эти листики, — рассказывает Шемякин. — Когда ты работаешь, нельзя дышать очень активно, потому что не дай Бог чихнул – и твоя работа в этот момент может разлететься».
Метафизический балет
В одном из залов собраны работы по метафизической тематике – огромные холсты, пастель, скульптура, мелкая графика. Художник использует метафизику даже в балете.
«Я сделал в Мариинском театре триптих: «Весна священная», «Кроткая» и «Метафизический балет». Все три работы были увеличены где-то до 20 метров в высоту и являлись декорациями метафизического балета», — поделился Михаил.
Свиные уши профессора
В начале творческой карьеры Шемякин писал много портретов, в том числе, заказных. На одном из них изображен профессор ядерной физики Николай Перфилов, который стал первым большим коллекционером работ художника.
Перфилов пришел на первую выставку Михаила в 1962 году и два часа просидел на стуле, рассматривая работы. Шемякину позвонили и сказали, что пришел странный однорукий человек мрачного вида. Он попросил номер художника, и между ними состоялся необычный телефонный разговор:
— Я профессор атомной физики. Я был на вашей выставке, мне очень не нравятся ваши работы. Поэтому я решил купить две.
— Почему?
— Я все-таки хочу понять, почему они мне не нравятся.
Через месяц профессор позвонил со словами:
— Я вас понял. Я буду вашим коллекционером.
В течение многих лет Перфилов покупал все. Он даже заказал два своих портрета, на одном из которых изображен со свиными ушами. Однажды он позвонил Михаилу и сказал:
— Я понимаю, творчество – это святое. Но ко мне приезжают американские ученые, французские атомщики, смотрят на портрет и немножко смеются, а моя жена плачет. Вы думаете, можно свиные уши оттереть?
В тот момент у Шемякина не было денег, и он согласился.
«Ушки я подскоблил и сделал человечьи, но жена все равно меня ненавидела», — признается художник.
Вдохновение в салфетке
В графической мастерской представлены работы из серий «Гербарий» и «Тротуары Парижа».
«Я очень много брожу ночами по различным городам, больше всего по Парижу, конечно. Я снимаю опавшие листья, растоптанные салфетки, в которые кто-то высморкаться изволил, или, допустим, собачка пописала талантливо. После этого я печатаю фотографии на офортной бумаге и двумя-тремя штрихами обозначаю, что увидел. Таким образом, сохраняется первооснова и показывается, как можно разглядывать природу», — объясняет Михаил.
Шемякин называет себя учеником Леонардо да Винчи: «Леонардо своим ученикам говорил: “Всматривайтесь в подтеки на стенах, трещины, и вы увидите такие миры, такие существа, которые не родит ваша фантазия”». Я придерживаюсь, видимо, Леонардо, постоянно всматриваюсь и заставляю всматриваться своих студентов Академии Штиглица, где преподаю уже пять лет».
Гости выставки тоже могут придумать, что обозначает каждый лист, и нанести белым фломастером на фотографию несколько штрихов.
«Говоры» и «Загадки»
Еще два зала представляют проекты, над которыми художник работает последние несколько лет.
«Говоры» — это возрождение русского языка, а «Загадки» — это одновременно и возрождение русского языка, и показ уникальности мышления русского мужика, в свое время призираемого. С одной стороны, это жесткая реальность, а с другой – умение уходить в немыслимый метафизический абстрагированный мир, который заключался в форму загадки. Чтобы окончательно вас запутать, я читаю абсурдную загадку и создаю абсурдный рисунок», — говорит Михаил.
Шемякин рассчитывает, что благодаря рисункам из проекта «Говоры» дети будут находить для себя что-то любопытное и запоминать.
Сказочный мир
В театральной мастерской представлены макеты декораций к балету «Коппелия» и кукольному мультфильму «Гофманиада», эскизы к балету «Щелкунчик» и его скульптура. Работа над полнометражным мультфильмом длилась 17 лет – премьера состоялась в октябре этого года.
Пространство по соседству полностью отдано театральным постановкам и перформансам художника. Вместе с персонажами «Щелкунчика» его делят эскизы к «Коппелии», а на экране можно увидеть перформанс, который Михаил делал в Венеции вместе с Вячеславом Полуниным и Антоном Адасинским.
Художник и учитель
На выставке показан один из методов обучения студентов Санкт-Петербургской Государственной Художественно-Промышленной академии им. А.Л. Штиглица. Например, в зале образования представлены цветоконструкторы – интерактивные объекты, которые можно крутить, создавая цветовые или ритмические композиции, а в архивном зале выставлены работы студентов на тему цвета и пропорций. Ученикам нужно было создать арт-объекты, основываясь на цветах картин итальянского художника Паоло Веронезе.
«На работах нескольких моих студентов я показываю свой метод преподавания, довольно отличающийся от старого академического. Я преподаю в этой замечательной академии, где великолепнейшие педагоги, я уже не говорю о великолепном музее. Я считаю, что ребята, которые учатся в Академии Штиглица, вытянули лотерейный билет», — говорит Шемякин.
Побывать в «Метафизической мастерской» Михаила Шемякина можно до 27 января.
Алена РАНГАЕВА