Антиутопия как жанр предоставляет богатейший простор для фантазии писателей и кинорежиссеров. Идея краха утопического идеала обрела популярность еще в далеких 30х годах, когда начали появляться первые художественные произведения на эту тему. Можно вспомнить немой «Метрополис» (1927), черно-белый пророческий «Облик грядущего» (1936) и многие другие кинокартины прошлого. Конечно, с тех пор технологии шагнули далеко вперед. На сегодняшний день снято несколько десятков высокобюджетных антиутопий, в числе которых и нашпигованные спецэффектами боевики, и надрывные драмы, и пробирающие до дрожи триллеры. «Типичная Москва» предлагает свою подборку лучших из них.
Сквозь снег
Данный фильм можно считать одним из лучших постапокалиптических триллеров. Южнокорейский режиссёр Пон Чжун Хо вложил в свою картину всю национальную самобытность, присущую азиатскому кино. Тут вам и борьба за справедливость, и восстание угнетенных, и жестокость, пополам с отвращением. Всё это, как водится, упаковано в добротно сделанную футуристическую оболочку.
Несмотря на то, что «Сквозь снег» является экранизацией графического романа, в нём нет пресловутого примитивизма. Сюжет повествует о мире, пережившем второй Ледниковый период. После глобальной катастрофы планета погрузилась в ледяной хаос, от крупнейших мегаполисов остались лишь дома, занесенные снегом. И по этой белоснежной пустыне день и ночь мчится поезд, ставший последним пристанищем выживших. Из года в год люди видят за окном одни и те же пейзажи, вся их жизнь подчинена цикличному движению кругосветного экспресса.
Наверное, главная фишка фильма – оригинально обыгранное социальное расслоение общества. Если первые вагоны являются своего рода «бизнес-классом», то в конце поезда едут изголодавшиеся бедняки. Понятно, что при таком раскладе недовольство рано или поздно перерастает в анархию. Собственно, этому и посвящены два часа экранного времени, по истечении которых зрителя ждет открытый мозгодробительный финал.
Таинственный лес
Картина американского режиссёра Найт Шьямалана задумывалась, в первую очередь, как триллер с лёгкой примесью драмы. Черты антиутопии в полной мере проявляются ближе к концу фильма, когда обнажается его основной конфликт. Причем до последнего момента зритель не подозревает, кто является главной антагонистической силой, по вине которой была нарушена идиллия. Весь фильм держится на интриге и непредсказуемых поворотах сюжета.
Действие разворачивается в небольшом поселке Ковингтон, который представляет собой очень замкнутую общину, со своими нерушимыми законами и традициями. Ковингтон окружён мрачным лесом, из которого временами доносятся жутковатые звуки. Жители посёлка верят, что они принадлежат «тем, чьё имя не называем» — антропоморфным существам в красных балахонах. Лес, что логично, является зоной отчуждения, посещать которую запрещено. Но волей судьбы именно туда вынуждена отправиться главная героиня фильма – незрячая девушка Айви.
Одним из главных достоинств картины (помимо актерской игры) можно назвать внимание к деталям – костюмам, звукам, предметам быта. Важное место занимает и символика цвета. Красный считается дурным, создаёт ощущение тревоги. Жёлтый, напротив, защищает от «тех, чьё имя не называем». Алые цветы жители Ковингтона безжалостно рвут и закапывают в землю, желтые флаги развешивают на границе, отделяющей посёлок от запретного леса. Именно это контрастное цветовое решение в конечном счете придаёт фильму его атмосферность.
Несмотря на отсутствие рейтинга R (17+), фильм заставляет вздрогнуть не один раз. Смотреть его ночью в пустом загородном доме – плохая идея. Вместе с тем, «Таинственный лес» — это не шаблонный хоррор с компьютерными монстрами. Правильнее будет сказать, что Шьямалан снял кино об эскапизме. О наивной попытке сохранить островок человечности в мире, где человечность выходит из моды. История Ковингтона наглядно демонстрирует уязвимость утопии как таковой.
Не отпускай меня
Кинокартина американского режиссера Марка Романека позиционируется как антиутопическая драма, но догадаться об этом с первых минут просмотра нелегко. В отличие от классической антиутопии, показывающей варианты на тему будущего, «Не отпускай меня» — это альтернативная модель прошлого. Действие разворачивается не в вымышленном государстве, и даже не на другой планете, а в приевшейся Великобритании конца XX века. Именно сюда переносится в своих воспоминаниях главная героиня – Кэти Ш.
Детство Кэти и ее друзей, проходит в школе-интернате под названием Хэйлшем. Методы воспитания в этом заведении весьма своеобразные. Дети растут оторванными от внешнего мира – им запрещено выходить за ограду приюта, их не навещают друзья и родные. Кроме того, Хэйлшем отличается параноидальной заботой о здоровье воспитанников. Немаловажную роль в обучении занимает и развитие творческих способностей учащихся. Полноценным считается лишь тот ребенок, который проявляет себя в каком-либо виде искусства – будь то рисование, поэзия или музыка.
В возрасте 12-14 лет дети узнают, что они были не рождены, а созданы для трансплантации жизненно важных органов людям, готовым заплатить за это деньги. По достижению зрелости каждый из них обязан совершить своё первое добровольное пожертвование, так называемую выемку. Избежать этой участи невозможно, исключений нет ни для кого. Редко кто доживает до своей третьей или четвертой выемки. Именно поэтому главные герои фильма так дорожат мгновением – ход времени для них необратим.
Несмотря на то, что тема этичности клонирования уже порядком заезжена мировым кинематографом, «Не отпускай меня» выбивается из общего ряда. Здесь нет футуристичных городов, погонь и перестрелок. Это обычная история о безудержном желании жить. Возможно, людям со склонностью к эмпатии лучше воздержаться от просмотра. Трагедия главных героев фильма заставляет задуматься об изнанке благих намерений, которыми, как известно, вымощена дорога в Ад.
Эквилибриум
Фантасты и футурологи часто представляют мир будущего в виде отрегулированной системы, где каждый человек – не более чем винтик гигантского механизма. Общество граждан условного государства, лишенных индивидуальности/души/эмоций фигурирует в большинстве популярных антиутопий («Мы», «О дивный новый мир»). Не обошла стороной эта тема и кинематограф. Яркий пример тому – фильм американского режиссера Курта Уиммера.
«Эквилибриум» повествует о мире, где идея душевного равновесия доведена до абсурда. Эмоции, как корень всех бед человечества, здесь под строжайшим запретом. Существует даже термин «эмоциональное преступление» (ЕС-10) – противозаконное действие, за которое полагается смертная казнь. Во избежание подобной участи люди принимают специальный препарат «Прозиум», блокирующий возможность испытывать чувства. Основой их быта становится аскетичный минимализм: никаких необычных предметов интерьера или произведений искусства. Ничего, что могло бы пробудить в человеке человечность.
Главный герой Джон Престон (Кристиан Бейл) проходит сложный путь от хладнокровного служителя закона до прозревшего революционера. Поводом для этого становится случайность, запустившая цепную реакцию необратимых событий. Перестав принимать Прозиум, Джон осознает всю уродливость идеологии, которой он был так предан. Ему приходится опасаться даже собственных детей, которые могут донести на родного отца за несоблюдение закона.
Этот фильм из разряда «всего понемногу». Соединив воедино экшн сцены, драму и любовную линию, Уиммер сделал ставку на охват максимально широкой аудитории. Вместе с тем, искушенному зрителю «Эквилибриум» может показаться банальным, ведь его главная идея стара как мир.
Гаттака
Дебютная картина новозеландского режиссера Эндрю Никкола – яркий пример того, что принято называть «нестареющей классикой». Фильм, снятый почти двадцать лет назад, отлично вписывается и в реалии сегодняшнего дня. Главным образом, это обусловлено извечностью поднятых в нём проблем – дискриминации по независящим от человека признакам и этичности вмешательства в природный ход вещей.
Недалёкое будущее в интерпретации Николла представляет собой середину XX века в сочетании с высокоразвитыми биотехнологиями. Герои в строгих костюмах разъезжают на автомобилях 60-х годов, живя при этом в мире, где ДНК определяет возможное место работы. Евгеника перестаёт считаться аморальной и спорной теорией. Потенциальные родители приходят к врачу, где ещё до зачатия ребёнка им объясняют возможные риски, наследственные заболевания и уродства. В результате искусственного оплодотворения в лабораторных условиях рождаются так называемые «годные» — сильные, физически крепкие люди с высоким уровнем интеллекта. В совокупности они составляют привилегированное сословие, перед которым открыты все двери.
Главный герой фильма Винсент Фримен принадлежит к другому социальному классу. Он – «негодный» с полным набором врожденных отклонений (плохое зрение, порок сердца, маленький рост). Тем не менее, он полон решимости исполнить свою мечту и стать членом команды космического лайнера. Для этого ему придется бросить вызов системе, обманом внедрившись в корпорацию «Гаттака». Однако цена желаемого оказывается высока. Выдавая себя за «годного», Винсент ежеминутно рискует разоблачением. А в его случае это означает потерять всё.
«Гаттака» — это, во многом, фильм о соперничестве. Здесь показательна и детская конкуренция между Винсентом и его братом, и сложные взаимоотношения с Юджином – «годным», который не понаслышке знает, что значит быть неполноценным. В конечном счете, Винсент растворяется в чужой жизни и начинает забывать, кто он есть на самом деле. В борьбе за элементарную свободу выбора в приоритете оказывается лишь воля к победе.