.
Москва, будучи столицей одного из ведущих мировых государств, является центром внешнеполитической жизни страны. Здесь концентрируется огромное количество дипломатических учреждений, здания которых в большинстве своем чрезвычайно интересны с архитектурной точки зрения. Бывшие купеческие дома и особняки, а также современные постройки, выполненные по индивидуальным заказам, дополняют образ той Москвы, которую мы любим.
Журнал «Типичная Москва» предлагает вам совершить небольшую экскурсию по самым выдающимся посольствам города, которые необходимо увидеть хотя бы раз в жизни как жителям, так и гостям столицы.
Посольство Республики Кипр (Городская усадьба Дункер – Цетлина, 1813 г.)
Посольство Кипра, обосновавшееся в бывшем особняке дочери богатого коллекционера Дункера, и в последствии перешедшего коммерсанту Цетлину, является одним из самых старинных зданий Москвы, отведенных под иностранные дипломатические учреждения. Концепция фасада здания отражает в себе сочетание нескольких архитектурных решений, которые претворялись в жизнь разными жильцами усадьбы. Так, высотная часть постройки и ее внутреннее убранство были выполнены в стиле неоренессанса, а мраморная парадная лестница сделана в духе итальянских палаццо. Со временем здание также было оформлено рокайльным декором и вазами снаружи, а над внутренним убранством по заказу супругов Дункер поработал российский художник Врубель.
Посольство Армении (Лазаревский институт, 1823 г.)
Лазаревский институт изначально был создан как гимназия для армянских детей, однако, со временем, он стал принимать в качестве учеников детей разных национальностей, хотя специализировался лишь на изучении восточных языков, в том числе, армянского. После создания СССР институт стал частью Московского института востоковедения, а здание было передано тогдашнему представительству Армении, а затем, после распада СССР, – посольству. Само же главное здание института сегодня можно лицезреть огороженным от внешнего мира красивой оградой с воротами, украшенными статуями львов. Внутренний двор посольства дополняется зеленой зоной с деревьями и цветочными кустарниками, а в центре его находится внушительного вида обелиск с именами основателей института.
Посольство Бразилии (Особняк А.В. Лопатиной, 1876 г.)
Здание посольства Бразилии, бывший особняк жены одного из московских богачей, господина Лопатина, по своей архитектурной задумке схож с другим дипломатическим учреждением – знаменитым домом Игумнова (резиденцией французского посла). Фасад здания, покрытый разноцветной керамической плиткой и узорными материалами на окнах, воротах и оградах, демонстрирует типичный «русский стиль». Весь цельный образ посольства будто взят из русских сказок: со всей своей красочностью и в то же время изысканностью он придает особый ни с чем не сравнимый национальный колорит.
Резиденция посла Уругвая (Особняк Ф. Шехтеля, 1896 г.)
Нынешнее здание резиденции посла Уругвая – одно из творений знаменитого российского архитектора Шехтеля (того самого, чей «Дом Шехтеля» украшает Большую Садовую улицу в Москве). Внешний вид резиденции привлекает взгляд хотя бы из-за того, что он соединяет в себе сразу несколько стилей, и кажется, словно особняк был создан из разных частей, представляющих собой различные геометрические фигуры. Несмотря на компактность постройки, здание не кажется маленьким – в нем чувствуется определенная монументальность, устремленность вверх, а специально спроектированное большое окно, выходящее на улицу, только усиливает это впечатление.
Посольство Италии (Особняк Берга, 1897 г.)
Посольство Италии, родины ренессанса и клондайка всей европейской культуры, казалось бы, не могло располагаться в ином здании, кроме как в таком. Величественная архитектурная постройка, бывший дом российского миллионера и промышленника Берга, является одним из самых запоминающихся строений подобного типа. Великолепное смешение стилей (неоклассицизма, «второго ампира», Венского сецессиона и русского модерна) создают образ прекрасного архитектурного комплекса. Декорированный парадный вход, в свою очередь, схож с «райскими вратами» – где за дверьми, внутри, кроется совсем иная жизнь, не похожая на внешнюю, земную – по аналогии со знаменитыми «Вратами рая» Флорентийского баптистерия, отделяющими парадиз от человеческой жизни.
Посольство Ватикана / Апостольская нунциатура (Особняк А.В. Маркина, 1904 г.)
Посольство Ватикана (официальное название – «Апостольская нунциатура») в прошлом было особняком почетного гражданина Москвы господина Маркина. Архитектурная концепция здания одновременно и скромна, и насыщенна типичными для модерна элементами. Ей присуща некая легкость и изящность оконных вставок, балконов и литья оград. Сама постройка, что примечательно, выполнена в цветовых тонах, схожих с флагом Ватикана (желтый и белый – цвета Папской области, бывшей территории-резиденции Папы Римского), что придает особый шарм этому дипломатическому учреждению.
Посольство Австрии (Дом Н.И. Миндовского, 1906 г.)
Дом текстильного промышленника Миндовского, а ныне австрийское посольство – очередной пример классического московского модерна. Архитектурная насыщенность здания и его «амперность» граничит с гротескностью: вздутые колонны, ротонда и высокий фронтир, подпираемый массивным портиком, как бы пытаются заявить о себе прохожему, обратившему внимание на постройку. Бонусом к зданию идет и то, что оно находится в одном из самых культурных районов Москвы, история которого проходит через жизни великих деятелей культуры: Пушкина, Толстого, Тургенева, Цветаевой и Мандельштама.
Посольство Сирии (Доходный дом П.В. Лоськова, 1906 г.)
Словно замок, стоящий посреди улицы, расположилось в центре Москвы посольство Сирии, в прошлом – доходный дом зажиточного крестьянина Лоськова. Выполненное в стиле северного модерна здание в чем-то напоминает резиденцию уругвайского посла – все потому, что архитекторы обоих зданий были коллегами по работе и совместно трудились над некоторыми проектами, оказывая влияние друг на друга. По сути, эта сравнительно небольшая постройка при детальном осмотре создает колоссальное впечатление, поскольку ее создателю удалось максимально воссоздать укрепленный, неприступный для северных ветров замок в миниатюре, что, безусловно, завораживает.
Давид Комахидзе