Наверное, каждому приходили смс-сообщения с текстом «Ваша карта заблокирована. Свяжитесь с банком по телефону…». Читатели «Типичной Москвы» прекрасно знают, что так начинаются многочисленные попытки мошенников завладеть средствами напуганного держателя банковской карты. Сценарий прост: злоумышленники, представляясь сотрудниками службы безопасности банка, пытаются заполучить все данные карты – номер, трехзначный код на оборотной стороне, сумму на счете и код подтверждения, который, как правило, приходит на телефон в виде смс или push-уведомления. В итоге деньги переводятся на счета мошенников, а граждане лишаются своих честно заработанных накоплений.
Если вас все-таки гложут сомнения – а вдруг с вашей картой на самом деле возникли какие-то проблемы? – то алгоритм действий в этой ситуации весьма несложный. Важно не поддаваться панике и не звонить на номер из смс (это принципиально важно!), а сразу связаться с банком по телефону, указанному на оборотной стороне вашей банковской карты, и поинтересоваться, заблокирована ли она на самом деле. Номер телефона из смс-сообщения тоже лучше передать в службу безопасности кредитной организации, ее сотрудники предпримут необходимые усилия для блокировки данного номера.
То же самое следует сделать, если вам позвонили с номера, совпадающего с телефоном самого банка. Положите трубку и наберите номер вручную, ни в коем случае не перезванивайте! Мошенники – люди не только изобретательные, но и технически подкованные. Они научились пользоваться технологией подмены телефонов, из-за чего, перезванивая на якобы банковский номер, с которого на самом деле звонили злоумышленники, вы рискуете попасть к ним же, а не в свою кредитную организацию.
Ущерб от такого рода преступлений довольно значителен, и очень неприятен для самих пострадавших. Поэтому прежде всего стоит сохранять бдительность и не передавать никому конфиденциальные данные платежных карт и банковских счетов.
Однако приостановить действия по карте может и банк на вполне законных основаниях. На каких именно? Разбираемся с экспертами Банка России.
В каких случаях банк может заблокировать карту?
Часто это происходит в случае, если проводимые по карте операции похожи на отмывание доходов.
Все дело в том, что существует закон, который обязывает банки противодействовать отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма. Его часто для краткости называют «законом о ПОД/ФТ» или «115-ФЗ». Исполняя этот закон, финансисты анализируют платежи, поведение своих клиентов.
Предположим, вы являетесь членом родительского комитета в своем классе и начали собирать деньги на экскурсии на весь учебный год. С разных счетов вам приходят крупные суммы, а вы их обналичиваете. Это вполне может стать основанием для отказа в проведении операций. После двух отказов банк может заблокировать «подозрительную» карту, расторгнуть договор и отказаться обслуживать вас в дальнейшем. Понятно, что по сути вы ничего не нарушали, но нужно убедить в этом банк. Как это сделать, мы расскажем чуть ниже.
Заметим, что банк обязан сообщить о своем отказе в Федеральную службу по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Там собирают информацию от всех финансовых организаций и формируют единую базу данных о людях и компаниях, которые предположительно нарушают закон о ПОД/ФТ. Эту базу неофициально называют черным списком клиентов.
Черный список регулярно рассылают по всем банкам и финансовым организациям — и они тоже могут отказаться обслуживать человека, который числится в этой базе.
Вторая причина отказа в проведении операции по карте – если вы трижды неверно ввели ПИН-код в банкомате или платежном терминале. Карта будет автоматически заблокирована. Как правило, в этом случае приходит сообщение о блокировке — СМС, push-уведомление в мобильном приложении или письмо по электронной почте. В большинстве случаев карту можно разблокировать, достаточно связаться с банком. В некоторых случаях разблокировка «пластика» произойдет автоматически – все зависит от условий обслуживания. (Внимательно читайте договор банковского обслуживания!). Некоторые банки после трех неправильных ПИН-кодов блокируют карту насовсем. В таком случае ее придется перевыпустить.
Если непонятно, что делать, смело позвоните на горячую линию банка. Оператор подскажет, как действовать дальше.
Третья ситуация: необычные операции. Например, вы расплатились в кафе в Москве, а через два часа банк получает запрос на снятие денег, скажем, в Таиланде или Австралии. Или вы (или кто-то за вас) пытается расплатиться в интернете на фишинговом сайте. В этом случае блокировка операции спасет вас от потерь. Банк обязан с вами связаться и проверить, действительно ли вы совершаете ту или иную операцию.
В любом случае, нервничать и торопиться не стоит: даже если кто-то действительно пытается сделать перевод с вашей карты, блокировка означает, что банк приостановил операцию, и ваши деньги в безопасности.
Напомним: если вам звонит сотрудник банка и сообщает о подозрительной операции, поблагодарите его и скажите, что перезвоните через минуту. Так вы точно избежите рисков общения с мошенниками.
Еще одна возможная ситуация: с картой все в порядке, но деньги на счете заблокированы. Скорее всего, банк выполняет постановление суда или службы судебных приставов.
В некоторых случаях блокируют не карту, а определенную сумму на счете. Деньги могут арестовать, например, если вы долго не оплачивали налоги, штрафы и счета за квартиру.
В этом случае кредиторы имеют право обратиться в суд. Если известны банковские реквизиты неплательщика, суд может принять решение заблокировать сумму задолженности, пока будет рассматриваться дело. При этом будет направлено заказное письмо с судебным актом о блокировке денег.
Отметим, что суд заблокирует только ту сумму, которую вы задолжали. Счет и привязанная к нему карта по-прежнему будут работать: вы сможете распоряжаться оставшимися деньгами или пополнять счет.
Если суд примет решение в пользу вашего кредитора, арестованную сумму спишут со счета. Или же к делу подключатся судебные приставы (в случае, если на счете меньше денег, чем вы задолжали).
Можно ли снять деньги с заблокированной карты?
Если заблокирована именно карта, а не счет, вы по-прежнему можете распоряжаться своими деньгами. Есть несколько способов получить доступ к ним: перевыпустить карту или снять наличные в офисе банка.
Можно перебросить деньги на другой счет, к которому привязана активная карта этого же или другого банка. В этом поможет мобильное приложение или личный кабинет на сайте. Как вариант – можно прикрепить к счету другую карту.
Как избежать нежелательной блокировки?
Стоит заранее предупредить банк, если вы собираетесь делать необычные для вас платежи или переводы, которые могут быть отнесены к нетипичному платежному поведению клиента. Если, например, вы планируете путешествие и собираетесь оплачивать покупки картой, то будет не лишним сообщить банку страну пребывания. Неожиданное с вашей стороны действие может стать причиной отказа в проведении операции. В любом случае стоит всегда быть на связи с кредитной организацией: проверять смс-сообщения, электронные письма и push-уведомления. И держать под рукой телефон горячей линии банка.