В Московском музее современного искусства проходит первая в России персональная выставка американского художника и дизайнера Шепарда Фэйри «Шепард Фэйри. Форс-мажор». Именно он является создателем стикера с изображением французского рестлера Андре Гиганта и знаменитого плаката Hope («Надежда») с изображением Барака Обамы.
В экспозицию вошло порядка 400 изображений, которые художник создал за последние четверть века. Проект знакомит посетителей и с теми работами, которые Шепард подготовил специально для этой выставки. Увидеть «Форс-мажор» можно до 4 ноября.
Перед открытием выставки художник провел экскурсию, на которой побывал корреспондент МОСГОРТУРа.
«Форс-мажор», понятный каждому
Искусство для Шепарда — это ответ на форс-мажорные события, отсюда и название выставки. Свобода и неволя, политика, война, расовая и половая дискриминация, защита окружающей среды – все это ключевые темы в его творчестве.
Художник всегда стремился к тому, чтобы зритель понял его послание. Для этого он использует максимально понятный визуальный язык — минимум цветов и читабельный шрифт. Он создает как малоформатные произведения — наклейки, постеры, трафареты и иллюстрации, так и монументальные — граффити и уличные плакаты.
Работы Шепарда всегда вызывают разную реакцию, он говорит, что его изображения на психологическом уровне — это своего рода тест Роршаха.
Экспозиция, построенная по тематическому принципу, показывает главные периоды в творчестве художника. Посетители могут увидеть плакаты, которые стали фундаментом всех работ Шепарда, и творческие высказывания, большинство из которых призывают занять активную социальную позицию.
От стикера до кампании
В основе «художественных обращений» Фэйри лежит философия DIY («Do It Yourself» или «Сделай это сам»), которая предполагает свободу самовыражения. Впервые художник реализовал эти принципы при помощи кампании OBEY GIANT («Подчиняйся гиганту») с портретом Андре Гиганта. Фэйри не был фанатом профессионального борцовского искусства — просто друг подсказал ему, что в своих работах он может использовать изображения из газет. Художник напечатал стикеры с Гигантом и начал раздавать их друзьям и расклеивать по городу. Когда люди стали спрашивать, кто на них изображен, Фэйри понял, что из маленького стикера может вырасти новый масштабный проект.
Американская художница Барбара Крюгер, английский писатель Джордж Оруэлл и любовь к российскому конструктивизму вдохновили Фэйри на создание новой версии этого изображения. Художник сделал его на основе обрезанного портрета и дополнил надписью OBEY(«Повинуйся»), которая превратилась в псевдоним Фэйри. По его мнению, многие люди находятся под контролем, не задумываясь об этом.
Российский конструктивизм
Помимо субкультуры DIY, Шепарда вдохновляли русские авангардисты – Александр Родченко и братья Стенберги. Благодаря им в работах художника появились конструктивистские черты, ведь это направление — мощное движение в развитии искусства во всем мире, считает Шепард.
Будучи начинающим уличным художником, он использовал красную и черную краску, зная, что люди будут задавать много вопросов — по словам Шепарда, в США многие боялись идеи российского конструктивизма.
Нож, оранж и трафареты
Один из залов посвящен творческому процессу. Например, здесь можно увидеть оранж (краску) на ацетатной основе и материал, на основе которого Фэйри создает иллюстрации. Они делаются в виде трафаретов при помощи плакатного ножа.
На витрине показано, как художник создает изображения при помощи гравюры и трафаретов. Эскизы он делает от руки, а потом сканирует и редактирует цвета на компьютере. В своих работах Фэйри часто использует фотопортреты Владимира Маяковского.
Панк-рок, хип-хоп и другие источники вдохновения
По словам Шепарда, музыка служит хорошим примером того, как искусство может стать более демократичным. На создание многих работ его вдохновили тексты песен и музыка в стиле панк-рок и хип-хоп. На выставке вы можете увидеть альбомы для грампластинок и портреты музыкантов, сделанные художником, в их числе – 2Pac, Джон Леннон и Йоко Оно, Джордж Харрисон.
Герои, которые также вдохновляли Шепарда — лидер Движения за гражданские права чернокожих в США Мартин Лютер Кинг и художники Энди Уорхол и Жан-Мишель Баския. Их портреты также включены в экспозицию.
Художник и отец
В одном из залов представлены картины о проблемах загрязнения окружающей среды, расизма, сексизма, о страхе перед людьми из других культур и способах коммуникации между различными слоями общества. Фэйри стал использовать в работах синий цвет, который, по его мнению, делает их менее агрессивными.
С появлением двух дочерей художник решил, что его картины должны быть «менее мужскими». Вместо прямых линий в произведениях появились цветочные узоры. Их можно увидеть на фрагментах обоев, которые представляют вырезки из больших изображений.
Искусство и закон
Шепард признается, что его арестовывали 18 раз. Ему пришлось платить штрафы и провести несколько дней в камере предварительного заключения. Художник говорит, что во всех странах полиция злоупотребляет властью — например, были случаи, когда ему не давали инсулин, что опасно для диабетика.
Шепард старается найти баланс между тем, чтобы изображение было на видном месте, и тем, чтобы оно смотрелось там гармонично. В некоторых местах, считает он, размещать работы неуважительно — например, на объектах недвижимости, которые находятся в хорошем состоянии (исключением являются случаи, когда художника для этого приглашают).
О Москве и современном искусстве
Выставка Фэйри не ограничивается стенами музея. Художник создал свой первый в России мурал – он изобразил на фасаде трамвайного депо печатный станок и свой фирменный логотип, дополнил надписью «Искусство должно быть повсюду» и назвал проект «Туннельное зрение».
Фэйри успел побывать на биеннале АРТМОССФЕРА, где познакомился с работами некоторых российских современных художников, но, чтобы исследовать стрит-арт в России, потребуется дополнительное время, признается художник.
Мурал Фэйри можно увидеть на фасаде дома 12 по улице Мытная, другие работы – в Московском музее современного искусства на Гоголевском бульваре.
Проект организован ММОМА совместно с фондом RuArts при поддержке итальянской галереи Wunderkammern и участии творческого объединения АРТМОССФЕРА. «Форс-мажор» входит в специальную программу III Биеннале искусства уличной волны.
Алена РАНГАЕВА