Строительство ГЭС – 2 на Болотной набережной – уже давно одна из самых обсуждаемых тем в культурной повестке столицы. Наверно ни одно арт-пространство Москвы не готовилось с подобной тщательностью и не имело таких масштабов не только по финансовым вложениям (на вопрос РБК о том, сколько денег было вложено в проект, Леонид Михельсон заявил: «Бешеная цифра в моей голове, умноженная на два»), но и по замыслу и концепции. Многие нюансы проекта оставались в тени, но на пресс-конференции, состоявшейся в ТАСС 29 октября, основные детали, касающиеся не только архитектурных изысков, но и культурной программы готовящегося арт-кластера, были представлены широкой публике.
Проект ГЭС-2 находится под управлением фонда V-A-C Леонида Михельсона, крупного российского миллиардера и председателя правления «Новатэк». Не будет лишним отметить, что реконструкция ГЭС – 2 (как и создание фонда V-A-C в 2009 г.) – самое громкое мероприятие в меценатской деятельности России последних лет. Вот уже в течение 10 лет V-A-C известен на международной арене, как один из активнейших российских организаторов выставочных и перформативных проектов с опорой на диалог западной и российской культур. Фонд занимается просветительской и издательской деятельностью, осуществляет переводы книг в области современного искусства на русский язык, курирует программу грантов на обучение за границей для молодых талантов. V-A-C развивался, и со временем появилась надобность в собственной площадке, что совпало с созревающей идеей создания крупного столичного арт-кластера у Леонида Михельсона.
Здание электростанции ГЭС на Болотной набережной, которую запустили в 1907 году, потеряло промышленную значимость (снабжение электричеством трамвайных путей) в 2014 году, когда ее функцию взяло другое предприятие. В итоге здание было выкуплено в 2014-2015 годах дочерним предприятием Михельсона с целью переделать промышленный объект под арт-пространство, как это произошло с Винзаводом. Очень скоро проект был одобрен Департаментом поддержки культурного наследия Москвы и мэром Сергеем Собяниным. Выступая на пресс-конференции, Александр Кибовский, глава Департамента Культуры Москвы, подчеркнул важность ГЭС-2, как района, который соединит два центра художественной культуры Москвы – Третьяковку и Музей им. А.С. Пушкина. Таким образом, новое арт-сооружение– еще один немаловажный «кирпичик» для создания культурно-общественного пространства столицы, сосредоточенного вокруг Кремля.
Реконструкцию ГЭС-2 доверили Ренцо Пиано, одному из создателей передового архитектурного стиля хай-тек. По его проектам созданы Парижский центр Помпиду, лондонский небоскреб The Shard, международный аэропорт Кансай в Осаке и другие знаменитые образцы современной городской архитектуры. По словам Ренцо, он сначала планировал реконструкцию ГЭС в скромных масштабах — только лишь на территории, отведенной на саму станцию, однако затем решительно сказал Михельсону: « Покупайте все здания вокруг!». И началась кропотливая работа по превращению небольшого старого здания в, ни больше ни меньше, целый микрорайон: общая площадь арт-пространства – 2 гектара.
Инфраструктуру ГЭС – 2 в основном составляют само здание электростанции и небольшое строение бывшей водочной фабрики Ивана Смирнова, переквалифицированное в творческую лабораторию «Своды» (2 тыс. м2). Здание ГЭС состоит из 4 блоков: фронтальное здание, основное здание, правый и левый ризалиты. Именно в этой части всего архитектурного ансамбля сконцентрируется основная деятельность комплекса. Во фронтальной части, выходящей на набережную, находится обширная площадь. Так же на 2 этаже фронтального здания расположится библиотека. Правый ризалит предназначен для обеспечения комфортной деятельности профессиональных художников: здесь задумано поместить апартаменты и пространства для совместной работы. В левом ризалите будет размещена лаборатория кулинарных искусств. Главный интерес представляет основное здание ГЭС. На первом этаже разработчики собираются разместить кафе, магазин и мастерские для детей, а напротив мастерских – актовый зал с планируемой вместимостью до 420 человек. Помещение зала собираются сделать стеклянным – взору посетителей арт-комплекса будет доступно все, что там происходит.
На втором этаже будут учебные комнаты и выставочные пространства с библиотекой. Однако главная «фишка» основного здания – это огромный, длящийся вдоль срединного нефа, так называемый проспект – протянутое пространство, связывающее все компоненты основного здания воедино. Раньше на его месте располагался зал с турбинами электростанции. На минус первом этаже здания планируется оборудовать основные выставочные помещения арт-кластера.
Как основатель стиля хай-тек, Ренцо Пьяно уделяет в своих работах ключевое внимание свету и его взаимодействию с архитектурными формами. Поэтому значительная часть фасада и стен здания будут стеклянными. Этому необычному решению можно подобрать и идейное обоснование: концепции диалога, которая стоит во главе не только проекта ГЭС-2, но и всей деятельности фонда V-A-C, соответствует и визуальное взаимодействие здания с окружающим его пространством. Летучесть контуров и стеклянные стены создадут впечатление единого открытого пространства. Кстати, в стеклянные панели встроены фотоэлектрические элементы: до 10 % «энергообмена» здания будет обеспечивать работа солнечных батарей. А высокие и привычные трубы, неизменный атрибут Болотки, задуманы выполнять роль естественной вентиляции.
Еще одно уникальное дизайнерское решение – березовая роща с западной стороны ГЭС – 2, как дань русской культуре и ее главному символу – березе. Роща будет выполнять не только роль ландшафта, но и декоративную функцию: за счет стеклянных стен бывшей электростанции вид зеленой зоны предстанет перед посетителями арт-пространства как своеобразный интерьерный декор. Места зрителей в актовом зале расположены аккурат напротив рощи, что создаст впечатление единства с природой. Леонид Михельсон признался, что долго раздумывал над этой идеей, однако в конце концов пришел к мнению, что зеленые насаждения только добавят уникальности будущему арт-кластеру.
На уровень ниже березовой рощи будет расположена пешеходная зона (10 000 м2), состоящая из спуска к воде, смотровой площадки (расположена параллельно Патриаршему мосту), двухуровневой парковки (так называемое «Дно»), которая может служить местом для проведения музыкальных мероприятий и хранилища («Второе дно») — в нём разместится коллекция фонда.
На территории арт-комплекса так же отведено место для центра художественного производства «Своды» (2.000 м2). Основное предназначение здания – мастерские, где художники, музыканты, дизайнеры и другие профессионалы смогут смело проводить творческие эксперименты. В список лабораторий «Сводов» будет входить: столярная и слесарная мастерские, звукозаписывающая студия, фотолаборатория, 3D- печать, пекарня, видеостудия и иные объекты. «Своды» будут соединены с цокольным этажом ГЭС-2 подземным путем.
Директор фонда V-A-C, Тереза Иароччи Мавика, не устает подчеркивать важнейшую роль будущего ГЭС-2, как пространства, где каждый сможет реализовать свой потенциал. Это можно понять, даже элементарно обратив внимание на то, как много места в проекте уделено рабочим мастерским и учебным комнатам. Представители ГЭС-2 не устают повторять, что в их планах нет представлять проект в качестве еще одного московского музея.
«Это не архив, а фабрика искусства», — уверяет Тереза, а художественный директор ГЭС-2, Франческо Манакорда, подчеркивает, что данное место объединит под своей крышей творческую общественность столицы и создаст все условия не только для реализации творческих замыслов, но и для синтезирования разных видов искусства.
К слову, программа на первые пять сезонов функционирования ГЭС-2 уже представлена. В ее основе – проблемные вопросы, связанные не только с Россией и культурой, но и с актуальными проблемами и вопросами о месте нашей страны в мировом этнокультурном и более глобальном пространствах. Посетителям будет предложено поразмышлять вместе с мастерами о самобытности нашей страны. При этом нельзя забывать о принципе диалогичности, который заключает в себе всю суть философии будущего арт-пространства: в ГЭС-2 не только перекликаются разнообразные сферы искусства и разные культуры, но и осуществляется незримый разговор зрителя с художником о действительно важных проблемах.
Первый сезон называется «Санта Барбара», и его главная тема – зарождение новой России и ее сопротивление западной колонизации, которое и выделяет Россию на мировой арене, делая страну в некоторой степени уникальной. Конфликт между Западом и Востоком здесь обострен и заново воскрешен с эпохи 90-х годов. На первый взгляд, забавное название сезона в честь мыльной оперы имеет свой подтекст: «Санта-Барбара» — западный сериал, который имел огромный успех в постсоветское время, а начало его трансляции в России совпало с мощными экономическими и социальными потрясениями. Более того, в самом выражении «Санта-Барбара», ставшего в русском языке крылатым, отображена вся сложность отношений между двумя мирами, двумя цивилизациями, сверхдержавами, философиями, стилями жизни.
Второй сезон – «Правда. Зачем реализм?» раскроет проблему реализма в стремительно меняющейся эволюции искусства в XXI веке, когда цифровые технологии продолжают ставить человека перед нескончаемым выбором: реальность или виртуальность? Горькая правда или сладкая ложь? Более того, выставка поднимет остросоциальную и философскую проблему разграничения правды в ее практическом смысле и истины в ее теоретическом смысле, что несомненно актуально в современном обществе, погрязшем в несправедливости и предпочитающем не воспринимать все, что происходит с его членами, всерьез.
Третий сезон – «Мать. Почему Родина – мать?» не только призван воспроизвести культурный шаблон России как матери, питающей, воспитывающей, защищающей и одновременно требующей защиты, но и заставить зрителя поразмыслить о проблеме гендерной образности, которая в последние годы набирает все большие обороты в мировом сообществе. Что есть «женское», что есть «мужское», что из этого стереотипно, а что действительно имеет смысл для разграничения двух начал – важнейшие аспекты разговора между зрителем и художником на этот период выставки.
Четвертый сезон – «Космос наш. В будущее возьмут всех» основан на попытках человечества подчинить будущее и космополитических амбициях мировых держав в плане завоевания новых территорий, пусть даже внеземных. Однако за вечной гонкой и перетягиванием каната можно не заметить реальную угрозу вымирания человечества не только из-за потенциальных природных катаклизмов, но и из-за непростых политических коллизий. Может нам стоит объединить свои усилия для более эффективного поиска проблем, которые могут настигнуть население Земли уже в ближайшие десятилетия?
Пятый сезон – «Еле слышно. Глас хлада тонка» – как будто в противовес предыдущему сезону повествует о том, что не всегда имеет возможность быть сказанным и услышанным в современном мире, где коммуникация имеет первостепенное значение. В повседневном шуме и бесконечной болтовне мы можем упустить что-то действительно важное, интимное, выраженное неслышно, может даже посредством молчания. Но именно оно порождает новые смыслы и муки творчества.
Выступая на пресс-конференции, Ренцо Пиани, смущенно улыбается и произносит фразу, которая емко описывает всю суть творчества и, казалось бы, само предназначение будущего арт-кластера ГЭС-2: «Не хочу философствовать, хочу только сказать, что это проект был создан исходя из необъяснимого сумасшествия». Вызов, который ГЭС-2 бросает не только окружающей местности и городскому ландшафту, но и творческой интеллигенции столицы и русской культуре в целом не может остаться незамеченным, поэтому Москва уже пятый год жадно «ловит» новости про новое революционное арт-пространство.
Леонид Михельсон заявил, что открытие ГЭС-2 запланировано на сентябрь 2020 года.