ВыставкиКультура

Главные события ГМИИ им. А.С. Пушкина в феврале 2019

В этом месяце открываются две новые выставки — «Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. А.С. Пушкина» и «Афишемания. Французская реклама XIX–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».
Завершает работу проект «Пикассо & Хохлова», посвященный первой жене Пабло Пикассо, русской танцовщице Ольге Хохловой.


НОВЫЕ ВЫСТАВКИ

Гости из Неаполя. Артемизия Джентилески и современники. Из Музея и Королевского парка Каподимонте и ГМИИ им. А.С. Пушкина

Даты проведения: 1 февраля 2019 – 21 апреля 2019

Место проведения: Главное здание (Волхонка, 12) зал № 18

Куратор: Виктория Эммануиловна Маркова, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина, заместитель директора по науке ГМИИ им. А.С. Пушкина, хранитель итальянской живописи

В экспозиции будут представлены три работы первой четверти XVII века из собрания Музея и Королевского парка Каподимонте в Неаполе – «Юдифь и Олоферн» Артемизии Джентилески, «Ангел с игральными костями и туникой Христа» Симона Вуэ, «Святая Агата» Франческо Гварино. Выставку дополнят произведения из постоянной экспозиции ГМИИ им. А.С. Пушкина: Гвидо Рени, Гверчино, Симоне Кантарини.

Рени Гвидо.
Рени Гвидо. Поклонение пастухов. Не ранее 1639. Дерево (тополь), масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина

Афишемания. Французская реклама XIX–XX веков из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Даты проведения: 19 февраля – 21 апреля 2019

Место проведения: Галерея искусств стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14)

Куратор: Ирина Никифорова, заведующая отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет выставку французской рекламы XIX–XX веков. Экспозиция расскажет об истории рождения и эволюции плакатного жанра как вида искусства. Зрители увидят работы мастеров иллюстрированной рекламы и политической карикатуры, – Поля Гаварни, Леона Шубрака, Жюля Шере, Анри де Тулуз-Лотрека, Эжена Грассе, Альфонса Мухи, Адольфа Вийетта и других художников. На выставке будет показано 100 афиш из собрания музея, относящихся к периоду расцвета прикладной графики во Франции.

Тулуз Лотрек Анри-Мари Раймон де Диван Жапоне» 1892-1894
Тулуз Лотрек Анри-Мари Раймон де Диван Жапоне» 1892-1894

ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ

Пикассо & Хохлова

Главное здание, Волхонка, 12, залы № 19, 20, 30

по 3 февраля 2019

Пикассо & Хохлова
Пикассо & Хохлова

Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая

Главное здание, Волхонка, 12, зал № 31

по 10 февраля 2019

Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая
Стражи времени. Керамическая скульптура Древнего Китая

Годы странствий Святослава Рихтера. Англия – Америка.

Мемориальная квартира Святослава Рихтера, Большая Бронная, 2/б, кв. 58 (16 этаж)

по 17 февраля 2019

Годы странствий Святослава Рихтера. Англия – Америка.
Годы странствий Святослава Рихтера. Англия – Америка.

ОБРАЗОВАНИЕ

В рамках публичной лекционной программы Школы подготовки к конференции TEDxYouth@Znamenka.

В течение нескольких месяцев под руководством ведущих специалистов в разных областях знаний (естественные науки, философия, музыка, театр, современное искусство, кино, психология) молодые люди 14–19 лет пройдут насыщенную учебную программу и подготовятся к публичному выступлению. Итогом проекта станет конференция TEDxYouth@Znamenka на тему «Запретный плод», которая пройдет в ГМИИ им. А.С. Пушкина в апреле 2019 года.

Вход свободный, по предварительной регистрации на сайте музея.

Лекция «Ut pictura musica: как искусство изменило музыку в ХХ веке»

14 февраля, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12) Итальянский дворик

Как и в изобразительном искусстве, в процессе развития европейской музыкальной традиции складывалось относительно устойчивое представление о законах музыкального звука и гармонии, законах композиции произведения, жанрах и других подобных вопросах. Несмотря на нередкие пересечения между визуальными искусствами и музыкой, каждое из них отстаивало свою автономность и не нарушало границ другого. В XX столетии смещение границ между отдельными искусствами и искусства как такового, отразилось и на том, что новые звуковые миры стали не только предметом живописи, но также частью универсальных проектов художественных языков. Во многом благодаря новейшим художественным концепциям, не только изменились прежние классические представления о музыке, но и возникли новые подходы и музыкальные тенденции. В лекции будут обрисованы основные черты преобразования музыки художественными средствами, которые, начиная с символизма и авангарда и заканчивая современным саунд-артом, сделали возможным вести разговор не столько о музыкальном искусстве, сколько об искусстве звука в целом.

Лекцию читает Константин Дудаков-Кошуро, кандидат культурологии, сотрудник «Музыкальной лаборатории» соавтор курса о музыке на портале «Arzamas». 

Лекция «Протоэкранная культура, или Как кино родилось в пещере первобытного человека»

28 февраля, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12) Итальянский дворик

Одним из первых, кто «описал киносеанс», был древнегреческий философ Платон, а одним из тех, кто «проник в природу киноизображения», был христианский богослов Августин Блаженный. Идея кинематографа появилась задолго до знаменитого сеанса братьев Люмьер 28 декабря 1895 года – как мечта древнего человека. Что это была за мечта? Как искусство на протяжении тысячелетий пыталось решить те задачи, которые смог решить только кинематограф? Что такое «протоэкранная культура» и какое отношение античные статуи, житийные иконы, древнеегипетские фрески, раннехристианские мозаики имеют к кино? Ответы на эти вопросы – на лекции Всеволода Коршунова, кандидата искусствоведения, куратора курсов «История кино» и «Современное кино» Московской школы кино.

В рамках образовательной программы к выставке «Пикассо & Хохлова»

Художник и Танцовщица: как реформа балета объединила Пабло Пикассо и Ольгу Хохлову.

2 февраля, 15:00, Главное здание (Волхонка, 12), зал № 29

Карьеру танцовщицы Ольга Хохлова начала поздно, чуть ли не в двадцать лет. Каким образом начинающая танцовщица смогла присоединиться к самой известной балетной труппе Европы? Это стало возможным благодаря трансформации классического балета сначала в сторону импрессионизма, а потом авангарда. Инициатором этих преобразований был Сергей Дягилев, а помогали ему художники, танцовщики и хореографы. Пикассо и Хохлова, занятые в антрепризе Дягилева (Пабло в качестве художника-оформителя, а Ольга как танцовщица), познакомились во время работы над балетом «Парад».

Лекцию читает Ирина Сироткина (ВШЭ), кандидат психологических наук, историк танца и двигательной культуры, автор курса «Танец и двигательная культура в истории и современности» в ВШЭ, книг «Свободное движение и пластический танец в России» и «Шестое чувство авангарда: танец, движение и кинестезия в жизни поэтов и художников».

Разговор о моде эпохи Пикассо и Хохловой

2 февраля, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12), Белый зал

Куратор выставки «Пикассо & Хохлова» Алексей Петухов в сотрудничестве с проектом «Retrolooks» (Анна Гончарова, Мари Сокол, Александра Литвина) расскажет о моде времен Пабло Пикассо и Ольги Хохловой.

Пикассо и Ольга: парад и закулисье

3 февраля, 15:00, Главное здание (Волхонка, 12), зал № 29

Роковой для мировой истории 1917 год оказался знаковым и в личной биографии Пабло Пикассо. Год был отмечен в жизни художника не только приходом в театр (труппа С. Дягилева, балет «Парад»), в нарушение всех жестких антибуржуазных правил авангардного сообщества, но и его знакомством с балериной Ольгой Хохловой, брак с которой был заключен в русской церкви 12 февраля 1918 года. Лекция послужит еще одним развернутым комментарием к выставке, демонстрирующей художественные события творческой биографии самого значительного и плодотворного мастера ХХ века.

Лекцию читает Нина Геташвили, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства, профессор Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, кандидат искусствоведения, сопрезидент Российского отделения Международной ассоциации художественных критиков (AICA), почетный член РАХ (Российской академии художеств) председатель комиссии по проблемам терминологии Международной ассоциации искусствоведов (АИС), член секции критики и искусствоведения Московского союза художников, автор многочисленных публикаций по истории и проблемам искусства ХХ–ХХI веков. Лектор РГГУ и МГУ им. М.В. Ломоносова.

Пикассо. Эпоха Ольги

3 февраля, 17:00, Главное здание (Волхонка, 12), зал № 29

Эпохой Ольги современные исследователи предлагают называть период творчества Пабло Пикассо, начиная с окончания Первой мировой войны и заканчивая серединой 1930-х годов. На фоне перемен в отношениях супругов происходили изменения и в художественной манере Пикассо: от изысканных неоклассических фантазий к мощным неоклассическим формам и, наконец, к близким сюрреализму мучительным видениям. Художник пережил эти годы, начав их восходящей звездой «эпохи герцогинь» (так назвал это время Жан Кокто, погрузивший Пикассо и Ольгу Хохлову в светскую атмосферу), а закончил творцом «трагических игрушек для взрослых» (как назвал его работы Андре Бретон). Об этих метаморфозах и пойдет разговор на лекции-беседе.

Лекцию читает Алексей Петухов, куратор выставки «Пикассо & Хохлова».

СОБЫТИЯ

Пресс-конференция

Мемориальная квартира Святослава Рихтера открывает новый сезон

ГМИИ им. А.С. Пушкина представит концертные программы 2019 года.

15 февраля, 12:00, Большая Бронная, 2/б, кв. 58 (16 этаж)

КОНЦЕРТЫ

Концерты в Мемориальной квартире Святослава Рихтера

Большая Бронная, 2/б, кв. 58 (16 этаж)

«Муза вне моды…»

1 февраля, 19:00

В программу войдут сочинения русского композитора с немецкими корнями Николая Метнера. Николай Карлович Метнер (1881–1951) занимает особое место в истории русской и мировой музыкальной культуры – он является одновременно наследником Ф. Шуберта, Р. Шумана и Ф. Мендельсона, а также А. Глазунова и С. Танеева. Двуязычный композитор одинаково глубоко и тонко чувствовал и русскую, и немецкую поэзию, отражая в музыке как общую концепцию, так и тончайшие нюансы стиха. Именно его Сергей Рахманинов называл «самым гениальным из всех современных музыкантов», делая все возможное, чтобы музыка Метнера звучала как можно чаще. Сегодня в России сложилась команда блестящих музыкантов, исполняющих камерно-инструментальную и вокальную музыку Метнера, и 1 февраля трое из них соберутся на Большой Бронной: заслуженная артистка России Яна Иванилова (сопрано), заслуженный артист России, концертмейстер оркестра «Виртуозы Москвы» Алексей Лундин (скрипка) и лауреат международных конкурсов Ольга Макарова (фортепиано).

«“Rusquartet” и Александр Гиндин приглашают…»

6 февраля, 19:00

Впервые на Большой Бронной встретятся один из самых талантливых и самобытных российских пианистов, заслуженный артист России Александр Гиндин, а также первый коллектив из России, вошедший в десятку квартетов, отобранных специальным жюри для участия в Международном конкурсе струнных квартетов Банф (Канада), ансамбль «Rusquartet» в составе: Ксения Гамарис (1-я скрипка), Анна Янчишина (2-я скрипка), Ксения Жулёва (альт), Пётр Каретников (виолончель). Музыканты представят необычную программу, в которую войдут струнные квартеты таких ярких современных композиторов, как Лера Ауэрбах (Россия/США) и Джонатан Доув (Англия), а также знаменитый Фортепианный квинтет английского классика Эдуарда Элгара. Подробнее о концерте

«Сонатный триптих для скрипки и фортепиано»

14 февраля, 19:00

В программу концерта войдут скрипичные сонаты Л. ван Бетховена, Ф. Шуберта и Р. Шумана. Все три сонаты имеют интересные личные посвящения. Скрипичная соната № 3 ор. 30 Людвига ван Бетховена была завершена летом 1802 года в Гейлигенштадте и в следующем году вышла в свет с посвящением российском императору Александру I. Сонаты ор. 137, первые сочинения Франца Шуберта для скрипки и клавира, были написаны им в 1816 году специально для старшего брата Фердинанда. И, наконец, Скрипичная соната № 3 amoll Роберта Шумана имеет совсем необычную историю. В честь состоявшегося в 1853-м году приезда в Дюссельдорф выдающегося скрипача Йозефа Йоахима три его новых друга – Р. Шуман, И. Брамс и А. Дитрих – решили сочинить в дар музыканту сонату для скрипки и фортепиано «Frei aber einsam» (личный девиз Йоахима: «Свободен, но одинок»). Шуману принадлежат II-я часть (Интермеццо) и Финал этого сочинения.

Исполнители: Александр Тростянский (скрипка), Юрий Мартынов (фортепиано). Подробнее о концерте

Цикл лекций «Легенды исполнительского искусства»

Лекция-концерт I. «Музыкальный катехизис И.С. Баха»

«Хорошо темперированный клавир» в версиях Святослава Рихтера и Гленна Гульда

15 февраля, 19:00

Лекция, продолжающая цикл «Легенды исполнительского искусства», посвящена одной из вершин баховского «богословия в звуках» – «Хорошо темперированному клавиру» в интерпретации  Святослава Рихтера и Гленна Гульда, чей творческий диалог-соперничество проявляется особенно рельефно на фоне музыки И.С. Баха. Слушатели познакомятся с музыкальной культурой протестантизма, узнают о месте музыки в укладе жизни баховского времени, научатся слышать и различать баховские музыкальные символы – риторические фигуры, цитаты и автоцитаты, отсылки к духовным жанрам. После лекции состоится небольшой концерт: сочинения И.С. Баха исполнят лауреаты международных конкурсов Елизавета Малышева, Кирилл Прокопов и Мария Куртынина. Автор и ведущая цикла — профессор МГК им. П.И. Чайковского, куратор музыкально-просветительских проектов ГМИИ им. А.С. Пушкина Ольга Филиппова. 

«Между Флорестаном и Киариной»

20 февраля, 19:00

Монографический концерт посвящен творчеству крупнейшего немецкого композитора Иоганнеса Брамса. Название концерта обыгрывает имена героев знаменитого фортепианного цикла «Карнавал» Роберта Шумана (пылкий Флорестан, alter ego композитора, и порывистая Киарина – Клара Вик, будущая Клара Шуман), в чьем доме в Дюссельдорфе Брамс жил несколько лет. В программу концерта войдут Пять песен из цикла «Песни и напевы» op. 32, Трио для фортепиано, скрипки и валторны (альта) op. 40, Четыре строгих напева на тексты из Библии op. 121 и Трио для фортепиано, кларнета (альта) и виолончели op. 114. В концерте принимают участие лауреаты международных конкурсов: Елена Тарасова (фортепиано), Валерия Есауленко (фортепиано), Мирослава Фльорчак (сопрано), Николай Ефремов (баритон), Анна Янчишина (скрипка), Сергей Полтавский (альт), Сергей Суворов (виолончель).

«Призраки Вены»

28 февраля, 19:00

Сезон «Годы странствий Святослава Рихтера: Австрия – Германия» продолжает концерт, посвященный композиторам, составившим славу австрийской столице. В Вене и по сей день можно найти следы ее музыкальных гениев: дом, где жил Вольфганг Амадей Моцарт, тропа, по которой прогуливался Людвиг ван Бетховен, церковь, в которой отпевали Франца Шуберта, кафе, где любили сидеть Арнольд Шёнберг и Альбан Берг, оперный театр,  в котором по приказу Франца-Иосифа был поставлен балет-пантомима «Снежный человек» 11-летнего вундеркинда Эриха Корнгольда. Сочинения всех этих композиторов войдут в программу сольного концерта лауреата международных конкурсов пианиста Масайи Танаки (Япония).

Фото, информация: Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Редакция сайта

По всем вопросам сотрудничества, авторства или исправлений в работе сайта и контента - info@typical-moscow.ru. Спасибо за внимание!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button